Рейтинг@Mail.ru
Новости:
22 960

Как составить акт о нарушении трудовой дисциплины

Размер шрифта:

Когда сотрудник нарушает трудовую дисциплину, необходимо предпринять меры воздействия, чтобы не допустить подобное поведение в будущем. Как составить акт о нарушении трудовой дисциплины, как выглядит его форма, какие реквизиты он должен содержать и какие существуют основания для его составления, вы узнаете из статьи.

Навигация

Что считается несоблюдением рабочей дисциплины

Статья 189 ТК РФ устанавливает, что дисциплина труда — это свод правил, которым должен следовать каждый сотрудник и которые содержатся в следующих источниках:

  • ТК РФ и федеральные законы;
  • трудовой договор;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • должностная инструкция;
  • акты по охране труда;
  • локальные НПА, принятые в организации.

Таким образом, несоблюдение работником правил, принятых на предприятии, расценивается как ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Среди самых распространенных проступков можно выделить:

  • нарушение рабочего режима (опоздания, прогулы, уход с работы раньше времени);
  • невыполнение должностных обязанностей в полной мере;
  • приход на работу в состоянии алкогольного или любого другого опьянения;
  • игнорирование норм охраны труда;
  • игнорирование распоряжений руководителя;
  • кража или порча имущества организации;
  • отказ от прохождения обучения для повышения квалификации сотрудника;
  • отказ от прохождения медицинского обследования;
  • несоответствие результатов работы установленным критериям качества.

Подобное поведение влечет за собой такие меры воздействия, как замечание, выговор или увольнение (за грубые нарушения, установленные статьей 81 ТК РФ).

Но не всегда руководство накладывает какое-либо взыскание на подчиненного. Иногда директор может ограничиться устным предупреждением в случае, если проступок совершен впервые и сотрудник имеет хорошую характеристику.

Однако прежде чем назначить наказание, работодатель должен установить, имел ли место случай совершения проступка, и доказать вину провинившегося. Эта процедура имеет установленный законом порядок и должна сопровождаться соответствующим документом, иначе взыскание может быть признано незаконным.

Как составить акт о нарушении трудовой дисциплины

Рассматриваемый акт подтверждает совершенный работником проступок и является основанием для применения соответствующих санкций. Форма акта о нарушении трудовой дисциплины не унифицирована действующим законодательством, однако при его составлении должна быть отражена следующая информация:

  • дата и время составления;
  • Ф.И.О. должностного лица, которое оформило акт;
  • Ф.И.О. и должности лиц, присутствовавших при формировании документа;
  • Ф.И.О. и должность нарушителя;
  • суть совершенного проступка;
  • объяснения работника по факту нарушения;
  • подписи всех присутствовавших при оформлении лиц, в том числе и виновного.

Процесс взыскания состоит из следующих шагов:

  1. Составляется акт о нарушении трудовой дисциплины.
  2. От работника требуется написание объяснительной, в которой он должен прописать причину совершения проступка.
  3. Составляется приказ о нарушении. Фиксированной формы нет, однако в документе обязательно должна быть информация о проступке, дата его совершения, вид взыскания и подтверждающие документы.

К бланку необходимо приложить докладную его непосредственного руководителя (если имеется).

Согласно статье 193 ТК РФ, до официального применения наказания руководитель компании должен запросить от обвиняемого сотрудника объяснительную. Если он ее не предоставит, составляется акт, после чего принимается решение о наказании. Подготавливая документ, следует быть внимательными, записывая все нюансы и детали, учитывая в том числе и объяснения самого сотрудника. В случае нарушений в акте работник будет вправе подать в суд.

Стоит отметить, что, в соответствии со статьей 193 ТК РФ, у работника есть два дня, чтобы предоставить свои объяснения. Если же он отказывается от этого, а также от обязанности поставить свою подпись в акте, должен составляться еще один соответствующий документ в присутствии свидетелей. После написания акта его должны подписать все присутствующие, в том числе и сам нарушитель. Если он отказался это делать, в документе нужно сделать пометку.

После выполнения этой процедуры работодатель издает приказ о применении выбранного дисциплинарного взыскания, а кадровая служба приобщает все эти документы к личному делу работника и хранит вплоть до окончания с ним трудовых отношений.

Сроки хранения

Акт следует зарегистрировать в «Журнале учета нарушений трудовой дисциплины», который ведется в отделе кадров. Храниться он должен вместе с приказом о дисциплинарном взыскании, затем он передается в архив предприятия. Там он хранится три года. А приказы по дисциплинарным взысканиям следует хранить в течение 5 лет, а по прошествии этого времени документация уничтожается и составляется акт.

Самсонова Елена

Училась в Петербурге, окончила юрфак СПбГУ, откуда вышло много замечательных и талантливых юристов, чем очень горжусь. Руковожу пиар-отделом в благотворительном фонде и время от времени пишу юридические статьи.

Комментарии
Что-то непонятно? Спрашивайте!
Работа: ответы по темам
1 вопрос
18 декабря 2024
Трудовой договор с окладом ниже МРОТ

Разбираемся, как составить трудовой договор, если оклад сотрудника ниже МРОТ.

1 вопрос
8
1 вопрос
17 октября 2024
Возможно ли по закону оформить 60-часовую рабочую неделю

Разбираемся, как правильно оформить работника на 60-часовую рабочую неделю в соответствии с законодательством?

1 вопрос
238
5 вопросов
10 сентября 2024
Как правильно учитывать рабочее время при сокращении обеда и рабочего дня в пятницу?

Наше руководство решило сократить обед до 48 минут и уменьшить рабочий день в пятницу на один час. Это вызвало вопросы по учету рабочего времени. Как теперь правильно заполнять табель учета рабочего времени? Ставить ли в нем 8 часов работы или учитывать фактические изменения?

5 вопросов
1883
5 вопросов
15 августа 2024
Как правильно оформить трудовой договор с 10-часовым рабочим днем и 40-часовой рабочей неделей?

Я хочу узнать, можно ли в трудовом договоре указать 40-часовую рабочую неделю с тремя выходными днями, предоставляемыми по скользящему графику, и рабочий день с 10 до 20 часов с часовым перерывом на обед. Меня интересует, соответствует ли такое оформление законодательству, и какие могут быть подводные камни при таком графике работы.

5 вопросов
3375
7 вопросов
5 августа 2024
Как правильно оформить график работы 4 через 2 и установить оклад в трудовом договоре

Я столкнулся с необходимостью оформить график работы сотрудников, предполагающий четыре рабочих дня, за которыми следуют два выходных. Хочу понять, можно ли установить оклад при таком графике и как правильно оформить это в трудовом договоре, учитывая, что работники могут работать в праздничные и выходные дни. Особенно важно узнать, как регулировать оплату труда в праздничные дни и нужно ли применять суммированный учет рабочего времени.

7 вопросов
6664
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте