Порядок и правила проверки Контрольно-счетной палатой бюджетных учреждений

Размер шрифта:

Бюджетники находятся под всесторонним контролем. За финансово-хозяйственной деятельностью каждой организации следят учредитель и отраслевые ведомства. А еще раз в несколько лет приходят с проверкой контрольно-ревизионное управление и Контрольно-счетная палата. Разбираемся, что проверяет КСП и как узнать наличие в списке Счетной палаты вашей организации.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Контрольно-счетная палата проверяет бюджетные учреждения раз в два-три года.
  2. Проверяют, как учреждения формируют и тратят бюджетные деньги.
  3. КСП оценивает соблюдение законов и правильность ведения бухучета.
  4. Во время проверки аудиторы могут запросить любые документы и материалы.
  5. После проверки составляется акт, с которым знакомят руководителя учреждения.

Я очень долго работала в бюджетном учреждении. Раз в два года нас проверяла Контрольно-счетная палата. Все школы, сады и другие бюджетные учреждения района замирали в ожидании, включат ли их в план проверок на следующий год. Сейчас коллеги внимательно мониторят план проверок КСП на 2025 год: если они туда попадут, то придется проверять весь учет, отчетность и готовить объемные пакеты подтверждающих документов. Обычно контрольные мероприятия приходятся на февраль-март (после сдачи бюджетной отчетности), но, поскольку смотрят 2 года, надо заранее подготовиться к аудиту. Коммерческим организациям проверка Контрольно-счетной палаты не грозит.

Что проверяет Счетная палата в бюджетных организациях

Финансовый контроль — это неотъемлемая часть системы государственного управления. Абсолютно все финансовые операции по формированию, распределению и расходованию бюджетных средств контролируются специальными госорганами. К примеру, контрольно-счетные органы занимаются внешним финансовым контролем. К таким госорганам и относится КСП — Контрольно-счетная палата (п. 2 ст. 265 БК РФ).

ВАЖНО!
Порядок работы КСП регулируется Федеральным законом № 6-ФЗ от 07.02.2011 о принципах деятельности контрольно-счетных органов, постановлением № 2ПК от 29.03.2022 об общих требованиях к стандартам внешнего государственного аудита и СГА 103, СГА 104 о стандартах внешнего государственного аудита.

КСП следит за соблюдением бюджетного законодательства и других нормативов, которые регулируют правоотношения в бюджетной сфере. Контрольно-счетные органы обладают организационной независимостью — палата самостоятельно ведет свою деятельность. Основные задачи КСП:

  • контроль за формированием и исполнением;
  • оценка эффективности и целевого использования бюджетных средств;
  • надзор за управлением объектами муниципальной собственности и исполнением полномочий главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) и администраторов поступлений в бюджеты;
  • работа по повышению финансовой дисциплины всех участников бюджетной сферы;
  • экспертиза нормативных актов и др.

Контрольно-счетная палата проводит контрольные и экспертно-аналитические мероприятия (ст. 10 6-ФЗ). КСП сама определяет, какой вид мероприятий проводить в определенной ситуации. Если проводится контроль учреждений, то по его итогам аудиторы КСП оформляют акт и составляют отчет. Если осуществляются экспертно-аналитические мероприятия, то результаты оформляют отчетом или заключением.

К примеру, вот что Контрольно-счетная палата отслеживает в детских садах — доходы и расходы учреждения, целевое использование бюджетных средств.

Когда КСП проверяет конкретное учреждение, то аудиторы смотрят, как получатель средств исполняет бюджет, как тратит средства, не допускает ли нецелевое расходование, как осуществляет закупки. То есть КСП контролирует все направления финансово-хозяйственной жизни учреждения. И обязательно анализирует соответствие операций актуальному законодательству о бюджете.

Полезно знать:

В каких случаях Счетная палата проверяет бюджетные учреждения

Такой контроль не назначают, КСП проверяет учреждения периодически. Обычно проверку бюджетных учреждений — получателей средств, таких, как детские сады, школы, поликлиники, проводят один раз в два-три года. По аналогии, с какой периодичностью в министерствах проводится аудиторская проверка Счётной палаты, определяют сами аудиторы в зависимости от эффективности работы ведомства.

Но сначала проверочные мероприятия вносят в план деятельности КСП на очередной год. Такой план публикуют на официальном сайте Счетной палаты: с ним сможет ознакомиться каждое учреждение. Также на сайте можно ознакомиться с информацией о всех запланированных проверках Контрольно-счетной палаты на 2024 год. Если вашего учреждения нет в плане, то это означает, что в этому году вас проверять не будут.

ВАЖНО!
В каждом регионе действует локальный регламент КСП. Периодичность и порядок проверок Контрольно-счетной палаты надо узнавать у местных органов власти.

Какой период деятельности учреждения проверяет Счетная палата

Это стандартное правило: проверка КСП за любой период не проводится — в плане четко указано, какие годы будут смотреть аудиторы. Контрольно-счетная палата проверяет два финансовых года работы бюджетного учреждения.

Например, если в плане указано, что КСП собирается проверить финансово-хозяйственную деятельность за 2022 и 2023 гг., то аудиторы запросят документы за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 и с 01.01.2023 по 31.12.2023. Это указывают в плане Контрольно-счетной палаты. Итоги 2024 г. начнут смотреть не ранее 2025-го.

Как проходят проверки бюджетников Контрольно-счетной палатой

Методы контрольной деятельности КСП — камеральная или выездная проверки и ревизия. В ходе проверочных мероприятий аудиторы Счетной палаты проверяют достоверность финансовых операций, бюджетного учета и отчетности, соответствие финансовой деятельности бюджетному законодательству.

ВАЖНО!
Ключевые задачи финансового аудита КСП — контроль за соблюдением действующих законов РФ в бюджетной сфере и проверка целевого использования выделенных и доведенных до учреждения средств и федеральной собственности.

Когда проверяют учреждения — получателей средств бюджета, аудиторы КСП контролируют:

  • соблюдение законов и НПА в бюджетной сфере;
  • целевое использование федеральной собственности;
  • организацию и ведение бюджетного учета, полноту, своевременность и достоверность отражения в бухучете сведений об активах, обязательствах, доходах, расходах, источниках финансирования и операциях хозяйственной жизни;
  • бюджетную и другую отчетность и достоверность отраженной информации и экономической сути.

Разберем, как аудиторы проверяют бухучет и отчетность учреждений-бюджетников.

В бухучете смотрят рабочий план счетов, методы оценки отдельных видов имущества и обязательств, порядок отражения событий после отчетной даты, проведения инвентаризации, формы первичных документов, правила внутреннего финконтроля и другие решения, которые нужны для финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Внимательно изучают учетную политику: ее надо применять последовательно из года в год, а менять — только в законодательно установленных случаях.

Внимательно изучают то, как учреждение отражает активы и обязательства, доходы и расходы, источники финобеспечения и факты хозжизни в регистрах бухучета. Смотрят и результаты инвентаризации в тех отчетных периодах, по которым проверяют учреждение.

Отчетность проверяют на предмет ее полноты и достоверности. По отчетам смотрят исполнение бюджета и целевое расходование средств. Аудитор следит за правильностью переноса данных из регистров бухучета в отчетные формы. Кроме того, учитываются и риски искажений в отчетности, которые возникают из-за ошибок или недобросовестных действий бухгалтера.

Вот что подготовить для бюджетного учреждения при проверке контрольно-ревизионного отдела — это стандартный список документов:

  • учетную политику, зарплатные положения и другие внутренние регламенты;
  • планы финансово-хозяйственной деятельности, периодические и итоговые отчеты за проверяемый период;
  • муниципальные задания;
  • тарификации;
  • приказы по основной деятельности и по кадрам;
  • всю бухгалтерскую первичку;
  • контракты и договоры, заключенные по итогам госзакупок.

Все время, пока КСП проводит проверочные мероприятия, аудитор сможет свободно приходить в учреждение, получать доступ ко всем документам и материалам и осматривать все помещения и прилежащие территории. При необходимости — запрашивать электронные базы данных. А руководитель учреждения обязан обеспечить доступ ко всем документам и материалам. Более того, он не сможет вмешиваться или препятствовать проверочной процедуре. Еще учреждению нельзя разглашать информацию, которую получили от аудитора Контрольно-счетной палаты, пока не закончатся проверочные мероприятия.

После того как все контрольные процедуры закончатся, аудитор КСП составит акт. Специалисты разъясняют, дают ли на руки акт проверки Счетной палаты, — да, руководителя учреждения знакомят с этим документом под подпись. И если он не согласен по каким-то позициям, то вправе их уточнить или оспорить.

На основании акта контрольно-счетный орган составляет отчет о своей деятельности в конкретном учреждении.

Пригодится: как составить план внутреннего финансового аудита

Как проходят проверки КСП: вопросы и ответы

Задорожнева Александра Бухгалтер

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.