Отражением фактов хозяйственной жизни (ФХЖ) предприятия занимается ежедневно каждый сотрудник бухгалтерии. А это значит, нам будет интересно поговорить о том, что понимается под этим термином, какими бывают эти самые факты и какими документами оформляются.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Факты хозяйственной жизни — это все события, влияющие на финансы организации.
- Они делятся на внутренние и внешние события, а также действия и состояния.
- Для их учета обязательны первичные документы, например, договора и кассовые отчеты.
- Когда бухгалтер не доверяет документу, он должен сообщить об этом руководству.
- Некоторые операции, как зачеты взаимных требований, не связаны с движением денег.
Понятие факта хозяйственной жизни
До 2011 года использовалось понятие «факт хозяйственной деятельности». Однако введенный законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» новый термин несколько расширил горизонты. Здесь факт хозяйственной жизни определяется как:
Согласитесь, «жизнь» и «деятельность» — вещи разные. «Деятельность» — это активность субъекта. «Жизнь» предполагает, что есть еще и внешние воздействия, не зависящие от воли субъекта, но влияющие на его благополучие.
Итак, задача бухгалтерской службы — фиксировать и отражать в учете факты хозяйственной жизни экономического субъекта — внутренние и внешние события, формирующие финансовые результаты его деятельности.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали термины и определения РСБУ. Используйте эти инструкции бесплатно.
Виды фактов хозяйственной жизни
Если ФХЖ влияют на финансовые результаты, значит, они имеют вполне реальную денежную оценку. А все, что оценивается в деньгах, подлежит учету. Можно сказать, что факт хозяйственной жизни в бухгалтерском учете — это совокупность операций (или проводок), его описывающих. То есть ФХЖ и являются первичным и самым главным объектом бухучета.
ФХЖ классифицируются по множеству признаков. Приведем самые популярные:
Признак классификации по отношению | Виды ФХЖ |
---|---|
К целенаправленной деятельности | Действия, события и состояния |
К средствам и источникам ХД | Пермутации (изменяются только средства или только источники) и модификации (изменяются и средства, и источники) |
К обязательствам | Приводящие к возникновению обязательств, их прекращению или изменению |
К организации | Внутренние (влияют только на саму организацию) и внешние (влияют на третьих лиц) |
Ко времени совершения | Прошедшие, текущие и будущие |
К содержанию | Экономические, юридические и смешанные |
Далее приведем примеры для иллюстрации этой таблицы. Надо сказать, что это неполный перечень способов классификации ФХЖ. Спросите, для чего все это разнообразие? У нас есть ответ: чтобы каждая сделка, событие, операция в хозяйственной жизни организации была отражена достоверно, с учетом ее влияния на результаты деятельности экономического субъекта.
Конечно, когда бухгалтер берет в руки входящий первичный документ или проводит начисление заработной платы, в его голове не проносится вихрь размышлений о видах ФХЖ. Но, согласитесь, грамотное оформление факта хозяйственной жизни — это залог формирования достоверной информации, а в дальнейшем — отчетности, на основании которой и принимаются управленческие решения.
Вот, коллеги, насколько важна наша ежедневная, порой рутинная, порой нервная работа. Даже самая незначительная (на чей-то дилетантский взгляд) «бумажка» при непрофессиональном подходе к оценке и трактовке содержания факта хозяйственной жизни — это возможный фактор риска для организации.
В каких документах отражаются факты хозяйственной жизни
Любая операция подлежит учету строго на основании первичных документов. Получаем мы их извне или создаем сами, требования к оформлению одинаковы. Обязательные реквизиты первичного документа перечислены в п. 1 ст. 9 закона 402-ФЗ:
- наименование и дата составления документа;
- наименование составителя;
- содержание ФХЖ;
- величина натурального или денежного выражения ФХЖ с указанием единиц измерения;
- наименование должности, Ф.И.О. и подпись ответственного лица.
Привести исчерпывающий список документов, на основании которых бухгалтер производит отражение фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете, вряд ли возможно. Назовем лишь некоторые:
- договоры на оказание услуг, поставку товаров, дополнительные соглашения к ним, акты выполненных работ, товарные накладные, УПД;
- банковские выписки, кассовые документы, авансовые отчеты;
- решения участников об изменении размера уставного капитала, распределении прибыли, формировании фондов.
Может пригодиться: как составить служебную записку
Примеры фактов хозяйственной жизни
Приведем примеры ФХЖ.
Состояние | Наличие товара на складе |
---|---|
Действие | Отгрузка товара |
Событие | Товар поврежден при транспортировке |
Пермутация (изменяются только статьи актива баланса или только статьи пассива) |
Денежные средства перечислены на спецсчет в банке Начислены дивиденды участникам общества |
Модификация (изменяются статьи актива и пассива баланса) | Выплачена заработная плата |
Возникновение обязательств | Получен кредит, начислены проценты за пользование заемными средствами |
Прекращение обязательств | Кредит погашен, проценты выплачены |
Изменение обязательств | Кредит переквалифицирован из краткосрочного в долгосрочный |
Внутренние | Материалы переданы в производство |
Внешние | Начислена заработная плата |
Мы выяснили, что фактами хозяйственной жизни называются все события, как внутренние, так и внешние, влияющие на результаты деятельности организации и ее денежные потоки. Деньги деньгами, но в некоторых случаях достаточно денежной оценки активов и пассивов, чтобы зарегистрировать ФХЖ.
В учете НКО и организаций госсектора выделяют такой специфический объект, как некассовые ФХЖ. Здесь мы имеем еще один пример отсутствия в законодательстве четкого определения. Если разобраться, какие факты хозяйственной жизни называют некассовыми операциями, то получится, что, по сути, это операции по исполнению обязательств без привлечения денежных средств. Например, зачеты взаимных требований. В любом случае, при оформлении неденежной операции не задействуется счет «Денежные средства учреждения».
Может пригодиться: как составить пояснение в налоговую об отсутствии деятельности