Рейтинг@Mail.ru

Кто оформляет факт хозяйственной жизни

Размер шрифта:

В 2011 году с принятием закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ лексикон бухгалтеров обогатился новым термином «факт хозяйственной жизни» (ФХЖ). Что это такое? Кто несет ответственность за факт хозяйственной жизни в организации? Обо всем по порядку.

Навигация

Что такое ФХЖ

Он же «хозяйственная операция», он же «факт хозяйственной деятельности» — то, с чего начинается бухучет. Его величество ФАКТ.

Закон 402-ФЗ (п. 8 ст. 3) дает такое определение:

«Факт хозяйственной жизни — сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств».

Определения, что такое хозяйственная жизнь, не ищите. Законодательно оно не сформулировано.

Мнимая сделка

Ежедневно через руки бухгалтера проходят десятки документов, относящиеся к финансовой деятельности предприятия. Порой некоторые из них вызывают сомнения: что стоит за документом — подлинный факт хозяйственной жизни или мнимая операция, не имеющая под собой реальной экономической основы.

Определение находим в ГК РФ (ст. 170): сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие правовые последствия.

Естественно, такая операция признается ничтожной.

Поддерживает ГК «Закон о бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, который запрещает принимать к учету документы по ФХЖ, не имевшие места в экономической жизни предприятия. Запрещена и регистрация в учетных регистрах мнимых объектов бухучета.

По теме: правовые последствия признания сделки недействительной

Распознать фиктивную сделку непросто, но можно ее заподозрить, если:

  • совпадает (частично или полностью) состав учредителей сторон сделки;
  • совпадают юридические адреса сторон;
  • прослеживаются близкие (родственные, дружеские) или зависимые связи между участниками;
  • отсутствуют действия, направленные на исполнение условий сделки, особенно если отсутствуют они в течение продолжительного времени.

Если какая-либо сделка представляется бухгалтеру недостоверной, то необходимо сообщить об этом руководству письменно: в служебной или докладной записке. Желательно максимально подробно описать причины своих сомнений, финансовые и налоговые последствия мнимой сделки.

Только после письменного указания руководства бухгалтер безопасно для себя подписывает документы по такой операции.

Кто ответственный за правильность оформления факта хозяйственной жизни предприятия

Многие скажут: конечно же, бухгалтер! И ошибутся. Бухгалтер отвечает за полноту и своевременность отражения в регистрах бухучета ФХЖ. Ему на стол ложится оформленный надлежащим образом документ: договор, акт, товарная накладная, счет-фактура или УПД и т.д.

Эти документы подписываются определенным сотрудником. Основные подписанты — это руководитель и главный бухгалтер. А как понять, кто подписывает в УПД факт хозяйственной жизни, относящийся к деятельности предприятия? Ответ прост: тот, кто на это уполномочен.

Узнайте, как оформить журнал хозяйственных операций в бухучете

Полномочия сотрудников устанавливаются приказом по предприятию:

ВАЖНО!
Документ, подписанный лицом, не имеющим на то полномочий, признается юридически недействительным.

Обязанности ответственного за оформление ФХЖ

Получив документ, уполномоченное лицо, ответственное за факт хозяйственной жизни, проверяет:

  • наличие номера и даты документа;
  • наименование сторон сделки, их реквизиты;
  • перечень товаров (работ, услуг), их цену и стоимость, ставку и сумму НДС или указание о его отсутствии;
  • подписи и печати (при наличии) сторон.

Удостоверившись в правильности оформления документа, ответственный сотрудник в установленные сроки передает его бухгалтеру для отражения ФХЖ в учете. Сроки устанавливаются положением о документообороте на предприятии.

Дорофеева Ирина Бухгалтер

Стаж в должности главного бухгалтера коммерческих предприятий более 30 лет. Есть опыт работы финансовым директором и даже налоговым инспектором.

Комментарии
  • 2022-11-02 12:09:08
    Зачастую от бухгалтера ожидают подписи даже там, где он ее ставить не должен. Или не считает возможным. Как вы поступаете в таких случаях? Доходит ли дело до служебных записок руководству?
Что-то непонятно? Спрашивайте!
Бухучет: ответы по темам
1 вопрос
24 июня 2025
Как правильно признавать доходы ООО на УСН при торговле через маркетплейсы

Обсуждаем, какой датой признавать доходы ООО на УСН при торговле через маркетплейсы, если деньги поступают на расчетный счет позже реализации товара?

1 вопрос
571
1 вопрос
13 февраля 2025
Списание товаров за закрытый квартал

Разбираемся, как правильно списать товары за уже закрытый в бухучете квартал.

1 вопрос
1220
1 вопрос
31 января 2025
Списание кредиторской задолженности при ликвидации организации-кредитора

Обсуждаем, как быть с кредиторской задолженностью, если компания кредитор была ликвидирована, а потом снова зарегистрирована.

1 вопрос
1758
1 вопрос
21 января 2025
Директор берет займ у своей компании. Действия бухгалтера

Разбираемся, как директору оформить заём у своей же компании, в которой он единственный учредитель.

1 вопрос
1102
5 вопросов
31 октября 2024
Нужно ли импортерам товаров заполнять налоговый расчет о суммах, выплаченных нерезидентам?

Я работаю в компании, которая занимается импортом товаров. Недавно у нас возник вопрос о необходимости заполнения налогового расчета о суммах, выплаченных нерезидентам. Мы хотели бы уточнить, обязаны ли мы, как импортеры, заполнять этот документ, и если да, то какие конкретно разделы и за какой период? Этот вопрос стал особенно актуальным в свете последних изменений в налоговом законодательстве.

5 вопросов
5639
Вам может быть интересно:
Ошибка на сайте