В 2011 году с принятием закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ лексикон бухгалтеров обогатился новым термином «факт хозяйственной жизни» (ФХЖ). Что это такое? Кто несет ответственность за факт хозяйственной жизни в организации? Обо всем по порядку.
Навигация
Что такое ФХЖ
Он же «хозяйственная операция», он же «факт хозяйственной деятельности» — то, с чего начинается бухучет. Его величество ФАКТ.
Закон 402-ФЗ (п. 8 ст. 3) дает такое определение:
«Факт хозяйственной жизни — сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств».
Определения, что такое хозяйственная жизнь, не ищите. Законодательно оно не сформулировано.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы организовать внутренний контроль ФХЖ на предприятии.
Мнимая сделка
Ежедневно через руки бухгалтера проходят десятки документов, относящиеся к финансовой деятельности предприятия. Порой некоторые из них вызывают сомнения: что стоит за документом — подлинный факт хозяйственной жизни или мнимая операция, не имеющая под собой реальной экономической основы.
Определение находим в ГК РФ (ст. 170): сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие правовые последствия.
Естественно, такая операция признается ничтожной.
Поддерживает ГК «Закон о бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, который запрещает принимать к учету документы по ФХЖ, не имевшие места в экономической жизни предприятия. Запрещена и регистрация в учетных регистрах мнимых объектов бухучета.
По теме: правовые последствия признания сделки недействительной
Распознать фиктивную сделку непросто, но можно ее заподозрить, если:
- совпадает (частично или полностью) состав учредителей сторон сделки;
- совпадают юридические адреса сторон;
- прослеживаются близкие (родственные, дружеские) или зависимые связи между участниками;
- отсутствуют действия, направленные на исполнение условий сделки, особенно если отсутствуют они в течение продолжительного времени.
Если какая-либо сделка представляется бухгалтеру недостоверной, то необходимо сообщить об этом руководству письменно: в служебной или докладной записке. Желательно максимально подробно описать причины своих сомнений, финансовые и налоговые последствия мнимой сделки.
Только после письменного указания руководства бухгалтер безопасно для себя подписывает документы по такой операции.
Кто ответственный за правильность оформления факта хозяйственной жизни предприятия
Многие скажут: конечно же, бухгалтер! И ошибутся. Бухгалтер отвечает за полноту и своевременность отражения в регистрах бухучета ФХЖ. Ему на стол ложится оформленный надлежащим образом документ: договор, акт, товарная накладная, счет-фактура или УПД и т.д.
Эти документы подписываются определенным сотрудником. Основные подписанты — это руководитель и главный бухгалтер. А как понять, кто подписывает в УПД факт хозяйственной жизни, относящийся к деятельности предприятия? Ответ прост: тот, кто на это уполномочен.
Узнайте, как оформить журнал хозяйственных операций в бухучете
Полномочия сотрудников устанавливаются приказом по предприятию:
Обязанности ответственного за оформление ФХЖ
Получив документ, уполномоченное лицо, ответственное за факт хозяйственной жизни, проверяет:
- наличие номера и даты документа;
- наименование сторон сделки, их реквизиты;
- перечень товаров (работ, услуг), их цену и стоимость, ставку и сумму НДС или указание о его отсутствии;
- подписи и печати (при наличии) сторон.
Удостоверившись в правильности оформления документа, ответственный сотрудник в установленные сроки передает его бухгалтеру для отражения ФХЖ в учете. Сроки устанавливаются положением о документообороте на предприятии.