165
Оставить комментарий Распечатать

Кто оформляет факт хозяйственной жизни

Размер шрифта:

В 2011 году с принятием закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ лексикон бухгалтеров обогатился новым термином «факт хозяйственной жизни» (ФХЖ). Что это такое? Кто несет ответственность за факт хозяйственной жизни в организации? Обо всем по порядку.

Содержание

Что такое ФХЖ

Он же «хозяйственная операция», он же «факт хозяйственной деятельности» — то, с чего начинается бухучет. Его величество ФАКТ.

Закон 402-ФЗ (п. 8 ст. 3) дает такое определение:

«Факт хозяйственной жизни — сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств».

Определения, что такое хозяйственная жизнь, не ищите. Законодательно оно не сформулировано.

Мнимая сделка

Ежедневно через руки бухгалтера проходят десятки документов, относящиеся к финансовой деятельности предприятия. Порой некоторые из них вызывают сомнения: что стоит за документом — подлинный факт хозяйственной жизни или мнимая операция, не имеющая под собой реальной экономической основы.

Определение находим в ГК РФ (ст. 170): сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие правовые последствия.

Естественно, такая операция признается ничтожной.

Поддерживает ГК «Закон о бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, который запрещает принимать к учету документы по ФХЖ, не имевшие места в экономической жизни предприятия. Запрещена и регистрация в учетных регистрах мнимых объектов бухучета.

По теме: правовые последствия признания сделки недействительной

Распознать фиктивную сделку непросто, но можно ее заподозрить, если:

  • совпадает (частично или полностью) состав учредителей сторон сделки;
  • совпадают юридические адреса сторон;
  • прослеживаются близкие (родственные, дружеские) или зависимые связи между участниками;
  • отсутствуют действия, направленные на исполнение условий сделки, особенно если отсутствуют они в течение продолжительного времени.

Если какая-либо сделка представляется бухгалтеру недостоверной, то необходимо сообщить об этом руководству письменно: в служебной или докладной записке. Желательно максимально подробно описать причины своих сомнений, финансовые и налоговые последствия мнимой сделки.

Только после письменного указания руководства бухгалтер безопасно для себя подписывает документы по такой операции.

Кто ответственный за правильность оформления факта хозяйственной жизни предприятия

Многие скажут: конечно же, бухгалтер! И ошибутся. Бухгалтер отвечает за полноту и своевременность отражения в регистрах бухучета ФХЖ. Ему на стол ложится оформленный надлежащим образом документ: договор, акт, товарная накладная, счет-фактура или УПД и т.д.

Эти документы подписываются определенным сотрудником. Основные подписанты — это руководитель и главный бухгалтер. А как понять, кто подписывает в УПД факт хозяйственной жизни, относящийся к деятельности предприятия? Ответ прост: тот, кто на это уполномочен.

Узнайте, как оформить журнал хозяйственных операций в бухучете

Полномочия сотрудников устанавливаются приказом по предприятию:

ВАЖНО!
Документ, подписанный лицом, не имеющим на то полномочий, признается юридически недействительным.

Обязанности ответственного за оформление ФХЖ

Получив документ, уполномоченное лицо, ответственное за факт хозяйственной жизни, проверяет:

  • наличие номера и даты документа;
  • наименование сторон сделки, их реквизиты;
  • перечень товаров (работ, услуг), их цену и стоимость, ставку и сумму НДС или указание о его отсутствии;
  • подписи и печати (при наличии) сторон.

Удостоверившись в правильности оформления документа, ответственный сотрудник в установленные сроки передает его бухгалтеру для отражения ФХЖ в учете. Сроки устанавливаются положением о документообороте на предприятии.

  • 2022-11-02 12:09:08
    Зачастую от бухгалтера ожидают подписи даже там, где он ее ставить не должен. Или не считает возможным. Как вы поступаете в таких случаях? Доходит ли дело до служебных записок руководству?
Оставить комментарий Распечатать
Дорофеева Ирина Бухгалтер

Стаж в должности главного бухгалтера коммерческих предприятий более 30 лет. Есть опыт работы финансовым директором и даже налоговым инспектором.