568

Списание товаров за закрытый квартал

Навигация

Размер шрифта:

Разбираемся, как правильно списать товары за уже закрытый в бухучете квартал.

Списание товаров за закрытый квартал

Как списать проданные в закрытом квартале товары

У меня возникла проблема: в третьем квартале был закуплен товар и отгружен покупателю, но из-за несовпадения номенклатуры и единиц измерения пришлось делать «разукомплектацию», ошибочно датируя документ четвертым кварталом. Выяснилось, что сумма не списана. Стоит ли изменить дату разукомплектации на третий квартал и перепровести операции, если налоговая база изменится? Надо ли подавать уточненку, и чем это грозит?

Отвечает Дорофеева Ирина

Налоговым периодом и по налогу на прибыль, и по налогу при УСН является календарный год (п. 1 ст. 285, п. 1 ст. 346.19 НК РФ). Квартальные платежи являются авансовыми.

По налогу на прибыль декларации подаются по итогам каждого отчетного периода и года. Плательщики УСН декларацию подают только годовую, зато обязаны по итогам каждого квартала направить в ФНС налоговое уведомление. Декларация или уведомление являются основанием для начисления налогового обязательства на ЕНС.

Если в налоговом периоде отражена продажа товара, но не списана стоимость его приобретения, то авансовый платеж за этот период завышен.

В этом случае важно, на какую сумму предприятие произвело пополнение ЕНС — на завышенную или правильную.

Ситуация, когда размер превышения ошибочной суммы авансового платежа над верной, для предприятия не является существенной: проще внести на ЕНС авансовый платеж в размере, указанном в квартальной декларации или уведомлении. Тогда ни уточненную декларацию за 9 месяцев, ни корректирующее уведомление за 3-й квартал подавать не имеет смысла.

Если же вы предпочитаете не переплачивать налоги, то скорректировать сумму налога, учтенную на ЕНС, придется. Подайте «уточненку», иначе получите требование о наличии на ЕНС задолженности.

Нужно ли подавать уточненку, если налог не занижен?

Я переживаю, что могу попасть в сложную ситуацию с налоговой. Если дата документов изменена, но налоги, по сути, не занижены, то нужно ли подавать уточненную декларацию или достаточно подать правильную за год?

Отвечает Дорофеева Ирина

Ответ на ваш вопрос содержится в п. 1 ст. 81 НК РФ. Абзац 1-й этого пункта настаивает на представлении уточненной декларации, если исходная содержит ошибки, приводящие к занижению налоговой базы.

Следующий абзац говорит о праве налогоплательщика на предоставление «уточненки» в случае, если налоговая база не занижена. Ключевое слово здесь — «право».

В вашем случае обязанности по направлению уточненного расчета не возникает, поскольку налоги, как вы считаете, не занижены.

Однако, если вы не подаете «уточненку», уплату налога следует произвести в размере, указанном в ранее поданном, первоначальном расчете, чтобы не допустить задолженность по расчетам с бюджетом.

То есть варианты такие:

  • не подаем корректировку, уплачиваем фактически завышенный авансовый платеж;

или

  • уплачиваем верную сумму налога (корректируем налоговую базу в сторону уменьшения) и в обязательном порядке направляем уточненную декларацию.

В годовую отчетность в любом случае вносим только проверенные достоверные данные.

Как корректно откорректировать сальдо по счету 68.02?

После обсуждения с коллегами возник вопрос: каким образом следует откорректировать сальдо по счету 68.02, если выявлена ошибка в документах? Какие действия необходимо предпринять, чтобы всё было в порядке с налоговой и бухгалтерией?

Отвечает Дорофеева Ирина

Если обнаружена ошибка в документах по учету НДС, то корректировать нужно их, а не сальдо по счету 68.02.

НДС к уплате (по Кт 68.02) отражается при регистрации счетов-фактур или УПД в книге продаж, независимо от факта оплаты реализованных (отгруженных) товаров, работ, услуг покупателями.

Входящий НДС (по Дт 68.02) в соответствии с требованиями ст. 171 НК РФ учитывается (в общем случае) при соблюдении следующих условий:

  • поставщик предъявил корректно оформленный счет-фактуру (УПД);
  • приобретенные ТМЦ, услуги или работы перепродаются или используются в деятельности с НДС;
  • приобретенные товары, работы, услуги отражены в бухгалтерском учете.

Если ошибки в документах выявлены до подачи налоговой декларации, то следует сначала их исправить, а затем формировать отчетность.

Самостоятельно внесите исправления в накладные, акты, счета-фактуры, УПД, выписанные при продаже. Внесите верные данные в книгу продаж. Обязательно отдайте правильные документы покупателям.

Направьте поставщикам, допустившим неточности в представленной документации, запрос на внесение исправлений. Дождитесь исправленных документов, внесите верные сведения в книгу покупок.

При выявлении ошибок после подачи отчетности по НДС, выполните указанные действия, внесите верные сведения в книгу покупок и/или книгу продаж, а затем подайте уточненную декларацию.

Что делать, если годовая прибыль меньше уплаченных авансовых платежей?

Сейчас я столкнулся с ситуацией, когда годовая прибыль компании значительно меньше сумм, уплаченных авансовыми налогами. Стоит ли мне оставлять это как есть или корректировать часть расходов из налоговой отчетности, чтобы они соответствовали авансовым платежам?

Отвечает Дорофеева Ирина

Ситуация, когда уплаченные авансовые платежи превышают исчисленный по итогам года налог на прибыль, нередка. В конце года перед составлением годовой отчетности проводится инвентаризация ТМЦ, ОС, кредиторской и дебиторской задолженности.

Операции, отражающие выявленные излишки, недостачи, задолженность, подлежащую отнесению на финансовые результаты, порой довольно значительно влияют на величину налоговой базы. Иногда направлено и в сторону уменьшения.

Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год. Следовательно, сумма, подлежащая налогообложению, формируется по итогам периода; квартальные (или ежемесячные) декларации показывают лишь промежуточные итоги.

Из вопроса следует, что предприятие по итогам года получило прибыль, а убытка нет. В этом случае смысла в корректировке данных не вижу. У предприятия возникнет положительное сальдо на ЕНС, которое позволит сэкономить денежные средства при уплате иных налогов, входящих в состав ЕНП. При желании положительное сальдо с ЕНС можно вернуть на расчетный счет.

Если вы решите все же скорректировать часть расходов, т.е. перенесете их на следующий отчетный период, то учтите положения п. 1 ст. 272 НК РФ. В абзаце 2 этого пункта содержатся условия, при которых налогоплательщик вправе самостоятельно распределить расходы.

Какие действия предпринять, чтобы избежать проблем с налоговой?

В последнее время стало непонятно, как быть: в случае выявленных ошибок в учете за прошедшие кварталы, какие действия помогут минимизировать риск штрафов или иных санкций от налоговой службы? Всегда ли стоит связываться с консультантами?

Отвечает Дорофеева Ирина

Порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности регламентирован ПБУ 22/2010. Безусловным требованием ПБУ является исправление выявленных ошибок и их последствий (п. 4).

Что касается налогового учета, НК особенно строг в части ошибок, приводящих к занижению налоговой базы. Избежать штрафа в этом случае помогут направление уточненной декларации (расчета), уплата недоимки и пеней.

Если предприятие при расчете налоговой базы ошиблось в сторону бюджета, т.е. завысило сумму налога к уплате, то в общем случае можете внести коррективы при расчете налоговой базы за текущий отчетный период (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Это правило применимо не ко всем налогам. Например, невозможно в текущем квартале учесть излишне начисленную выручку прошлых периодов при заполнении декларации по НДС.

Существуют и так называемые бумажные ошибки, которые не приводят к искажению налоговых баз ни в сторону уменьшения, ни в сторону увеличения: неверное указание номера документа в рамках отчетного периода, некорректное заполнение граф декларации и т. п. О них налогоплательщики сообщать не обязаны.

Итак, выявленные ошибки следует исправлять в обязательном порядке. «Связываться» с грамотными профессиональными консультантами весьма полезно, если бухгалтерская служба (а вместе с ней и руководство предприятия) недостаточно уверенно ориентируется в вопросах применения налогового права.

Как правильно оформить корректировки в бухгалтерии?

Стоит ли мне выделять отдельно все доработки и исправления в учетных документах? Или же достаточно будет заносить необходимые корректировки только в текущую учетную систему, не предоставляя налоговой лишней информации?

Отвечает Дорофеева Ирина

При проверке ФНС контролирует в том числе соответствие имеющихся первичных учетных документов сведениям, отраженным в бухгалтерской программе предприятия.

Если доработки и исправления в документ вносятся в рамках отчетного периода по налогу, то их скрупулезное копирование в рабочей базе нерационально. Достаточно отразить в системе окончательную редакцию с учетом всех произведенных корректировок.

Другое дело, если исправления вносятся после того, как подана налоговая декларация (расчет). Тогда фиксация корректировок необходима для формирования уточненных деклараций или подтверждения правильности исчисленных авансовых платежей.

Напомню, что есть такой прекрасный внутренний регистр, как бухгалтерская справка. Он хорош тем, что позволяет «не потерять» информацию обо всех доработках, которые отражены и не отражены в бухгалтерской программе предприятия.

Читайте также:

Ответы подготовили:
Дорофеева Ирина Бухгалтер

Стаж в должности главного бухгалтера коммерческих предприятий более 30 лет. Есть опыт работы финансовым директором и даже налоговым инспектором.