11544
Оставить комментарий Распечатать

Составляем учетную политику организации

Размер шрифта:

Учетная политика — это единый документ, устанавливающий правила ведения учета в коммерческой организации. В нем отражаются способы документооборота, инвентаризации, обработки информации, оценки и контроля операций и фактов деятельности. Чем грамотнее составлен документ, тем меньше вопросов возникнет у аудиторов и контролирующих органов.

Содержание

Нормативные акты, регулирующие бухгалтерский (или БУ) и налоговый (или НУ) учет, предоставляют выбор способов их ведения. Выбранный способ записывают в учетную политику.

Существуют три вида документа:

  • для бухгалтерских целей — обязательна для всех организаций;
  • для налоговых целей — обязательна для организаций и ИП;
  • для отчетности по международным стандартам МФСО — обязательна для организаций, составляющих отчетность по МФСО.

Учетная политика — объемный документ, так как в приложениях к ней необходимо закрепить все виды документов, которыми пользуется предприятие.

Удобнее сделать краткий документ об организационных основах БУ, указав:

  • в соответствии с какими законами, положениями, приказами она разработана;
  • кем осуществляется ее ведение;
  • с применением каких программ осуществляется учетный процесс в компании;
  • какой рабочий план счетов используется и т.д.

А всю объемную часть вынести в отдельные положения, например, в организационной части документа прописать:

  • БУ основных средств на предприятии организован на основании положения по учету основных средств, утвержденного приказом uенерального директора № 1 от 30.12.2022;
  • БУ кредитов и займов указан в положении по учету кредитов и займов, утвержденном приказом директора № 2 от 30.12.2022 и т.д.

Составим образец положения об учетной политике на 2023 г., рассмотрим процедуру пошагово.

Шаг 1. Приказом директора компании утвердите УП для целей БУ.

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

Подробности: как оформить приказ об утверждении учетной политики

Шаг 2. Отразите общие положения организации БУ в компании в организационной части УП.

Вторая страница организационных положений УП.

Шаг 3. В методологической части закрепите отдельные положения по всем разделам БУ компании и сошлитесь на распорядительный документ, который вводит в действие положение.

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

Шаг 4. Утвердите регистры (или простыми словами формы) БУ, которыми пользуется компания для оформления фактов хозяйственной деятельности. На основании законодательства фирма вправе использовать необязательные с 1 января 2013 года унифицированные формы или разработать их самостоятельно. При самостоятельной разработке обязательно утвердите их в учетной политике.

Шаг 5. Для удобства утвердите:

  • график документооборота, в котором четко укажите, кто, когда, в какие сроки передает первичные документы, кто их обрабатывает, кто контролирует и т.д.;
  • рабочий план счетов. Законодатели разрешают для удобства вносить коррективы в план счетов, утвержденный Приказом Минфина № 94н от 31.10.2000. Например, убрать из плана счетов счет 68 вы не вправе, а вот добавить субсчет 68.11 и назвать его «Государственная пошлина за регистрацию товарного знака» вправе;
  • порядок хранения и доступа к документам первичного учета.

Шаг 6. Обязательно утвердите положения внутреннего контроля. Обязанность предусмотрена ст. 19 Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011. Отразите хотя бы минимальную информацию о внутреннем контроле в УП. Вот пример раздела:

Раздел 6. Внутренний контроль

6.1. Внутренний контроль совершаемых в организации фактов хозяйственной жизни регламентируется Положением о внутреннем контроле, утвержденным приказом генерального директора № 102 от 31.12.2022 года.

6.2. Внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской финансовой отчетности осуществляется главным бухгалтером/или внутренним контроллером/или отделом внутреннего аудита.

Если организация не закрепила выбранный метод приказом, то при проверке контролирующие органы вправе применить способ учета, увеличивающий налоговую нагрузку.

Упрощенная учетная политика, краткая и по смыслу, должна содержать следующие разделы:

  • для бухгалтерских целей;
  • рабочий план счетов;
  • формы первичных документов;
  • регистры бухучета;
  • для налоговых целей;
  • регистры налогового учета.

Утвержденный приказом документ применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Используйте наш пример учетной политики организации для ООО, если имеете право на ведение упрощенного учета.

Чем подробнее ваша УП, тем меньше «фантазий» у контролирующих органов в части учета.

Фирма вправе сослаться на любой действующий локальный акт, который не противоречит действиям закона, и сказать: «А у нас учет ведется так».

Дополнительно: особенности учетной политики при УСН

Сроки утверждения документа

Бытует мнение, что учетную политику требуется утверждать в конце каждого календарного года. Но это не так. Если в деятельности, бухучете и налогообложении организации ничего не изменилось, то «переутверждать» документ не нужно. Следует пользоваться уже действующим. Тем не менее аудиторы при проверке ежегодно просят приказ руководителя предприятия о продлении действия учетной политики на следующий год, даже если изменений в правилах учета не было. Например, с отчетности за 2024 год обязательным становится применение ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы". Продлить действие учетной политики в целях бухучета без ее изменения в соответствии с новыми требованиями законодательства не получится в декабре 2023 года. Если в налоговом учете изменений в правилах не было, то используйте наш образец приказа на продление.

Если произошли изменения, то придется переработать документ. Коррективы допустимо утвердить отдельным приказом, определив только конкретные нововведения. Также организация вправе отменить действие старых правил отражения хозяйственных операций и формирования отчетности и подготовить новый приказ.

Сроки утверждения и внесения изменений в учетную политику определены на законодательном уровне:

Событие

Срок утверждения для БУ

Срок для налогового учета

Создание новой организации

Утвердите правила бухучета не позднее 90 календарных дней с момента регистрации организации (п. 9 ПБУ 1/2008)

Утвердите новую УП не позднее окончания первого отчетного налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

Внесение изменений

По общепринятым требованиям изменения внесите в текущем периоде, но применяйте обновленные положения с нового календарного года (п. 10 и 12 ПБУ 1/2008)

Если компания изменила методы ведения налогового учета или были существенные изменения в деятельности, то применять изменения УП следует с нового налогового периода (ст. 313 НК РФ).

При изменении законодательных норм используйте нововведения с даты вступления их в силу

Внесение дополнений

На момент, когда уточнения и дополнения стали необходимыми для дальнейшего ведения бухучета (п. 10 ПБУ 1/2008)

Утвердите дополнения в том периоде, в котором данные уточнения стали необходимы для ведения налогового учета (ст. 313 НК РФ)

Обратите внимание, что дополнение и изменение — это абсолютно разные вещи.

Пример, когда дополняют УП:

Компания начала работать с маркетплейсами и использовать счет бухучета 76.09 для отражения взаиморасчетов и сч. 45 для передачи готовой продукции. Сделайте приказ о новых способах учета, если ранее такие не применялись.

Пример, когда изменяют УП:

Компания применяет ПБУ 14/2007 «Нематериальные активы», с отчетности за 2024 г. становится обязательным применение ФСБУ 14/2022. В этой ситуации компания вносит изменения в УП для целей бухучета.

В бухгалтерском учете

Хозяйствующими субъектами в учетной политике для целей бухгалтерского учета отражаются положения, раскрывающие способы ведения учета и отраслевую специфику.

Независимо от вида деятельности организации утверждают:

  • рабочий план счетов и формы первичных документов;
  • способ контроля заготовления, приобретения и списания материально-производственных запасов;
  • способ начисления амортизации;
  • порядок исправления ошибок.

Торговые организации указывают способ отражения транспортно-заготовительных расходов — в стоимости товара или по мере продажи.

Розничные торговые организации указывают метод учета товаров — по покупным ценам без наценки.

Организации с длительным циклом изготовления продукции указывают способ признания доходов по мере готовности работ, услуг, продукции.

ВАЖНО!

С 2022 года вступили в действие новые ФСБУ:

Обязательно пропишите в учетной политике по бухгалтерскому учету правила их применения. Проверьте положения, связанные с применением ФСБУ 5/2019, обязанность по которому наступила с 2021 года.

В налоговом учете

В зависимости от применяемого налогового режима в учетной политике рассматриваются следующие вопросы:

  • метод признания доходов для расчета налога на прибыль: кассовый или по начислению;
  • метод определения стоимости списания материалов и товаров: по стоимости единицы, средневзвешенный или метод ФИФО — по стоимости первых закупок;
  • метод начисления амортизации основных средств и нематериальных активов: линейный или нелинейный;
  • возможность начисления резервов для регулирования налога на прибыль: по сомнительным долгам на оплату отпусков, на гарантийный ремонт и ремонт основных средств;
  • форма налогового регистра для расчета налогооблагаемой базы: книга доходов и расходов, книга продаж и книга покупок, самостоятельно разработанные регистры.
Подробнее: о формировании учетной политики для целей налогообложения

Для малых предприятий

Субъекты малого предпринимательства (СМП) вправе применять упрощенные бухгалтерские регистры и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Если организация хочет воспользоваться этим правом, то это надо записать в документ.

СМП вправе отказаться от применения 6 бухгалтерских стандартов, таких как "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008), "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010) и др. Для малых предприятий имеются льготы в применении новых федеральных стандартов бухгалтерского учета.

Подробнее: о новых ФСБУ

Следует перечислить все бухгалтерские стандарты, которые не применяются субъектом, в специальном разделе «Применение положений по бухучету».

Учетная политика для ИП

ИП не обязаны вести бухгалтерский учет, поэтому они утверждают ее только для налоговых целей. Например, ИП на УСН «Доходы минус расходы» вести учет доходов и расходов в БУ, составлять бухотчетность не обязан. А в НУ обязан для контроля за доходами и расходами вести книгу учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя, которая является регистром налогового учета для ИП, и необходимо отразить ее в приложениях к УП для целей налогового учета.

Особенности для УСН

Учетная политика для организаций на УСН в наиболее простом варианте ограничена несколькими пунктами:

  • налоговый учет ведет главный бухгалтер (директор, бухгалтерская фирма);
  • объект налогообложения — доходы за вычетом целевого финансирования и доходов от переоценки валютных средств;
  • налоговым регистром является книга доходов и расходов, записи в которую делаются на основе первичных документов;
  • учет ведется с использованием программы 1С:Бухгалтерия;
  • сумма УСН уменьшается на уплаченные страховые взносы.

Некоторые сайты бухгалтерской направленности помогают разработать учетную политику для производственного коммерческого предприятия, предлагая конструктор учетной политики. Последовательно выбрав в конструкторе способы оценки ОС, МПЗ, резервов, прочих доходов и расходов, создается свод правил отражения операций и формирования отчетных данных для целей бухгалтерского или налогового учетов.

  • 2021-12-01 08:49:02
    Составляя положение об учетной политике, пропишите те правила, которые выгодны вашей организации (предпринимателю). Грамотно составленная учетная политика позволяет не только избежать претензий контролирующих органов, но и регулировать налогооблагаемую базу.
Оставить комментарий Распечатать
Агафонова Полина