Добрый день! В нашем доме начался капитальный ремонт, и возник вопрос о замене стояков. Может ли собственник квартиры или офиса не пустить ремонтников для выполнения работ по стоякам, ссылаясь на личные права собственности? Интересует, какова правовая база в этом вопросе, поскольку информация в интернете кажется неоднозначной и, возможно, предвзятой.
Какие последствия могут быть за отказ в доступе ремонтной бригаде для работы по стоякам?
Если собственник помещения отказывает в доступе ремонтной бригаде для замены стояков в рамках капитального ремонта, какие могут быть юридические и финансовые последствия такого решения? Меня волнует, на что я могу нарваться, отказывая ремонтникам в доступе, особенно если это касается общедомового имущества.
Исходя из положений п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, стояки относятся к общему имуществу многоквартирного дома (ОИ МКД). Собственники жилых помещений обязаны обеспечить беспрепятственный доступ аварийно-ремонтным бригадам к ОИ МКД, которое находится в его квартире, в т. ч. при их расположении в стенах или под полами. Такая обязанность вытекает из Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011 и Правил и норм технической эксплуатации жилфонда, утвержденных Постановлением Госстроя № 170 от 27.09.2003.
При отказе собственника обеспечить доступ бригадам подрядной организации, которая проводит капитальный ремонт в доме, такая организация или управляющая компания вправе обратиться с исковым заявлением в суд с требованием обязать собственника жилого помещения допустить ремонтников в квартиру. При удовлетворении иска исполнение решения суда обеспечивается службой судебных приставов.
Если владелец квартиры убежден, что расположенное в его жилом помещении общее имущество (в т. ч. стояки) находится в исправном состоянии и не нуждаются в замене или ремонте, представители подрядчика, УК составляют об этом акт, который подписывает и собственник, отказавшийся пустить в квартиру ремонтников. В случае причинения вреда квартирам других жильцов (например, при протечке незамененных стояков) материальный ущерб подлежит взысканию с владельца жилого помещения, который отказал в доступе ремонтникам. Подрядчик, производивший капремонт, и управляющая компания ответственности за причиненный по этой причине вред не несут.
Можно ли самостоятельно заменить стояки, не дожидаясь капитального ремонта?
Возможно ли самостоятельно провести замену стояков в своем помещении, не ожидая начала капитального ремонта по плану управляющей компании? Интересует, какие могут быть риски и нюансы при самостоятельной замене, в том числе в отношении согласования таких работ и последующей ответственности за качество выполненных работ.
Закон не запрещает обновление стояка в своем помещении самостоятельно. Это необходимо согласовать с управляющей компанией, поскольку потребуется перекрыть воду на время. Разрешение необходимо запросить в письменной форме. Для этого направьте в УК письмо с просьбой предоставить разрешение и согласовать дату.
Также необходимо договориться с соседями, поскольку стояк затрагивает и их квартиры. Для замены придется разобрать часть потолка у соседа снизу и часть пола у квартиры сверху. Если соседи не согласуют ремонт, допустимо обновить часть труб без вмешательства в стыковочные, но учитывайте, что впоследствии все придется переделать из-за необходимости полного обновления стояка.
Основные риски заключаются в том, что при возникновении аварии УК вправе отказать в ремонте за ее счет, поскольку работы проводились сторонними организациями. В этом случае доказывать правоту придется в суде.
Как действовать, если качество выполненных работ по замене стояков вызывает сомнения?
Что делать, если после проведения капитального ремонта, включая замену стояков, качество выполненных работ оставляет желать лучшего? Какие шаги можно предпринять для исправления ситуации, и к кому обращаться, если работа выполнена некачественно и есть риск для жильцов дома?
Собственникам жилых помещений в многоквартирном доме при обнаружении некачественно проведенного капитального ремонта необходимо действовать следующим образом:
- Обратиться с заявлением в управляющую компанию (ТСЖ, ЖСК), чтобы ее специалисты составили акт о выявленных недостатках проведенного капремонта.
- Направить претензию в региональный Фонд капитального ремонта (региональному оператору). В ней описать выявленные недостатки проведенных работ, приложить составленный УК акт. Фонд капремонта выступает подрядчиком при заключении договоров на ремонтные работы МКД и обязан контролировать оказание их с надлежащим качеством. Также регоператор отвечает за качество выполненного капремонта не менее пяти лет после его выполнения (ст. 182 Жилищного кодекса РФ). Если средства на проведение капитального ремонта собираются не региональным оператором, а УК (ТСЖ, ЖСК) на спецсчете, претензию требуется направлять им, т. к. в этом случае подрядчиками выступают они.
- Если регоператор проигнорировал направленную в его адрес претензию, обращайтесь с жалобой на него в региональную Жилищную инспекцию. Лучше подготовить коллективное обращение от собственников квартир МКД.
- Если предыдущие шаги не дали результатов, собственники вправе подать в суд исковое заявление.
Какие права и обязанности имеют собственники при проведении капитального ремонта в многоквартирном доме?
Меня интересует, каковы права и обязанности у собственников квартир в контексте капитального ремонта многоквартирного дома. Какие действия собственник обязан выполнить и какие права он может защищать, если речь идет о работах, затрагивающих как личное имущество, так и общедомовую собственность?
Собственник жилого помещения в многоквартирном доме (МКД) обязан ежемесячно вносить взносы на капитальный ремонт МКД (ст. 169 Жилищного кодекса РФ). Перечисленные денежные средства хранятся у регионального оператора, отвечающего за капремонт в регионе, либо на специальном счете МКД. Собственники помещений многоквартирного дома обязаны принять решение, каким образом они накапливают средства на капитальный ремонт.
При проведении капитального ремонта собственники имеет следующие права:
- ознакомиться с проектной документацией до начала производства капремонта;
- проверять качество работ, не вмешиваясь в работу подрядчика;
- при обнаружении некачественно проведенных работ обратиться в управляющую компанию (ТСЖ, ЖСК) с требованием составить акт с перечнем выявленных недостатков;
- направить регоператору претензию с требованием устранить выявленные недостатки, приложив к нему составленный УК акт (ст. 182 ЖК РФ);
- при бездействии регоператора направить жалобу в региональную жилищную инспекцию;
- обратиться в суд с иском к регоператору и подрядчику с требованием устранить выявленные недостатки работ, проведенных в рамках капитального ремонта МКД.
Читайте также: