Социальный педагог в школе: права и обязанности

Размер шрифта:

Должностные обязанности социального педагога включают в себя непосредственную работу с ребенком и семьей в школьной среде:

  • создание условий для развития;
  • защита прав детей;
  • формирование и «настройка» отношений «семья-школа»;
  • помощь в организации работы учителей;
  • повышение успеваемости детей;
  • медиация конфликтов «ученик-семья-учитель-школа».

Навигация

Специалист в области воспитания

Учителя в образовательных учреждениях больше «предметники», это определяет, чем занимается социальный педагог в школе: вопросы педагогики первичны в их образовании. Педагоги обсуждаемого профиля занимаются вопросами формирования личности:

  • помощь в сохранении общественной нормы;
  • коррекция отклоняющегося поведения;
  • стимулирование социализации и ресоциализации;
  • создание здорового детского коллектива.

Работают эти педагоги в школах, в том числе в составе социально-педагогических служб (в больших школах). В современном обществе работа социального педагога в школе с детьми — не единственное место занятости. Есть и иные: в образовательных учреждениях нешкольного типа, школах-интернатах, образовательных коррекционных и семейных центрах, благотворительных организациях. Иногда вакансии открываются в НКО, оказывающих помощь попавшим в трудную ситуацию женщинам и детям. Объем решаемых задач зависит от специфики отдельной организации и хорошо показывает, кто такой социальный педагог в школе или семейном центре, какие ему нужны знания и навыки.

В школьной среде специалист по воспитанию работает с детьми, педагогическим коллективом, родителями и внешними социальными институтами для профилактики кризисных ситуаций. Особая составляющая деятельности — работа социального педагога с учителями, включающая в себя:

  • проведение обучающих мероприятий, семинаров-практикумов, консультирований;
  • оказание методической помощи, например в проведении родительских собраний, классных часов и пр.;
  • разработка внутренних правил для учителей-предметников, классных руководителей;
  • индивидуальное консультирование при проведении профилактических мероприятий, в том числе по работе с детьми группы риска;
  • выполнение правовой работы социального педагога, в том числе в рамках возникающих конфликтов.

Специалисты в области воспитания относятся к педагогическим работникам. Обратите внимание: все требования к должностям педагогических работников в государственной системе образования, в том числе к работе социального педагога в общеобразовательной школе, сформулированы законодательно.

ВАЖНО!

Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать требованиям, которые указаны в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах (ст. 46-48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Деятельность профильных педагогов описана в профессиональном стандарте 01.005. С его помощью обеспечивается единый квалификационный подход к подготовке и подбору этой категории специалистов для системы общего образования.

ВАЖНО!
Все школы с 01.01.2020 обязаны применять в работе профессиональные стандарты (п. 2 Постановления Правительства от 27.06.2016 № 584). ЕКС в практической работе не используются.

Требования к специалистам

Общие требования к сотруднику для выполнения основной работы социального педагога сложно формализовать. Они «качественные», являются частью эмоционального интеллекта человека. Соответствие им приходит с опытом и в результате последовательного обучения. Специалисту потребуются:

  • знание возрастной психологии для понимания тех, с кем трудится;
  • умение прогнозировать поведение отельного человека, а для работы социального педагога с классом — целого коллектива;
  • владение арсеналом педагогических средств;
  • адаптивность, умение найти подход к каждому обучаемому и его родителям;
  • способность прогнозировать социально-педагогическую ситуацию;
  • умение решать возникающие проблемы и конфликты;
  • эвристичность и вариативность в профессиональной и общественной деятельности;
  • знание основ медиации как способа разрешения сложных ситуаций; понимание, уважение и эмпатия к участникам конфликта и пр.

Общие требования к педагогу сформулированы в подразделе 3.1 раздела III профстандарта.

Профессионально-квалификационные ступени роста внутри профессии профильного педагога зависят от сложности выполняемой обобщенной функции (в соответствии с функциональной картой раздела II профстандарта) и выглядят следующим образом:

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что входит в обязанности классного руководителя. Используйте эти инструкции бесплатно.

Обязанности специалиста в области воспитания

В профстандарте 01.005 обязанности специалиста, выполняющего работу социального педагога в образовательном учреждении, описываются тремя трудовыми функциями:

  1. Планирование мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации.
  2. Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации.
  3. Организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся.

В должностной инструкции они составляют содержание части 2. Должностные обязанности описываются в части 3. Каждая функция детализируется трудовыми действиями подразделов 3.1-3.3. Необходимые знания и умения размещаются либо пофункционально, либо общим списком в первой части инструкции.

ДИ подготавливается кадровой службой. При составлении текста, описывающего профессионально-квалификационные требования и обязанности специалиста (педагога), опираются на:

  • требования профстандарта, обязательного, в этом случае, для использования;
  • устав школы;
  • другие ЛНА.
ВАЖНО!
Оформляется ДИ согласно ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Подготовленный текст, содержащий весь перечень обязанностей педагога в школе, выглядит следующим образом:

Права и ответственность

Права и ответственность педагогического работника детально прописываются. Это определяется спецификой занятости, работой с несовершеннолетними, большой социальной важностью, получением отложенного результата педагогической деятельности. В качестве примера — раздел с описанием прав.

4. Права

Социальный педагог школы в пределах своей компетенции имеет право:

4.1. Участвовать в разработке:

  • социальной политики и стратегии развития школы, в создании соответствующих стратегических документов;
  • управленческих решений, которые касаются вопросов социальной адаптации учащихся;
  • положений о подразделениях, которые занимаются работой по социальной адаптации учащихся, их компетенциях, обязанностях, полномочиях, ответственности.

4.2. Проводить переговоры по программам и проектам социальной адаптации учащихся школы.

4.3. Формировать и вносить предложения о создании и ликвидации временных коллективов, групп и объединений по социальной адаптации учащихся школы, прекращении или приостановлении таких проектов и программ.

4.4. Устанавливать контакты с физическими и юридическими лицами от имени школы в целях социальной адаптации учащихся.

4.5. Запрашивать классных руководителей и воспитателей групп продленного дня по вопросам адаптации учащихся для проведения контроля и внесения изменений в рабочую документацию.

4.6. Осуществлять контроль и оценку хода и результатов проектов и программ адаптации учащихся, налагать запрет на них для преодоления возможных негативных последствий.

4.7. Требовать от участников учебно-воспитательной деятельности соблюдения принятых школьным сообществом планов и программ (носящих обязательный характер), выполнения норм и требований профессиональной этики.

4.8. Отдавать распоряжения, касающиеся вопросов социального характера, классным руководителям, воспитателям групп продленного дня, психологу, классным воспитателям, обслуживающему персоналу.

4.9. Привлекать учащихся школы в порядке, установленном правилами о поощрениях и взысканиях в образовательном учреждении, к дисциплинарной ответственности за проступки, которые приводят к дезорганизации учебно-воспитательной деятельности.

4.10. Повышать квалификацию педагога.

4.11. Проходить в установленном порядке аттестацию.

4.12. Защищать профессиональную честь и достоинство педагога.

4.13. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

4.14. Проходить ежегодный бесплатный медицинский осмотр.

Часть, содержащая ответственность педагога, также учитывает особенности выполняемых функций.

Дмитриева Наталья Предприниматель, проектный менеджер, консультант профессионального и личностного роста

Закончила Тверской государственный университет в 1987 году (тогда он назывался Калининский) по специальности «Экономика труда». Имеет степень кандидата экономических наук (научная специальность – Экономика и управление народным хозяйством).