Верховный суд РФ считает, что не каждый работник может получить дополнительное выходное пособие (в течение четвертого-шестого месяца со дня увольнения), даже если он вовремя обратился в службу занятости и не смог трудоустроиться. Это право еще надо доказать исключительностью своего положения.
Навигация
Что случилось?
Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ вынесла Определение № 69-КГ17-12 от 17.07.2017 года, в котором напомнила о необходимости работника доказывать свое право на получение дополнительного выходного пособия после сокращения – на протяжении четвертого-шестого месяца со дня увольнения. Согласно ч.2 ст.318 ТК РФ, по решению службы занятости работодателя могут обязать выплачивать такое пособие в исключительных случаях, если сокращенный работник обратился на биржу труда в месячный срок после увольнения и не был трудоустроен.
В разбираемом судом случае у сокращенного работника был постоянный доход в виде пенсии. Он своевременно обратился в службу занятости, но подходящую работу найти не смог. Однако чиновники решили, что отсутствие работы уже является фактом, которое обязывает работодателя заплатить средний заработок еще за три месяца – с четвертого по шестой.
Все суды с такой позицией согласились. Только в Верховном суде посчитали такой формальный подход некорректным. Судьи напомнили, что выходное пособие на протяжении еще трех месяцев назначаются в исключительных случаях. Никакой исключительности у работника, который ищет работу на общих основаниях, да еще и получает пенсию, нет. А ставить в зависимость сохранение среднего месячного заработка с тем, когда обратился уволенный и был ли он трудоустроен – нельзя, подчеркнули судьи.
Почему это важно?
По общему правилу, при сокращении работодатель обязан выплатить работнику выходное пособие в размере среднемесячного заработка, а также средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения. В исключительных случаях пособие выплачивается еще на протяжении четвертого, пятого и шестого месяцев, если такое решение принято органом занятости. Однако чаще всего чиновники обязывают работодателей платить бывшим работникам всегда, когда не смогли трудоустроить вовремя обратившегося на биржу труда граждан. После вынесенного решения о недопустимости формального подхода, возможно, органы занятости будут подходить более детально к каждому случаю. Таким образом, нагрузка на работодателей снизится.
Определение № 69-КГ17-12 от 17.07.2017 года