Сначала отметим, что автомобиль — это технически сложный товар, поэтому у него свои правила возврата. Машину нельзя вернуть в течение 14 дней просто так, как, например, джинсы или куртку. Но способ есть.
Навигация
«Правило 14 дней» указано в статье 25 Закона «О защите прав потребителей» (Закон О ЗПП) и предназначено для ситуаций, когда нет претензий к качеству товара, а он просто не подошел или вы передумали его покупать.
В 25 статье Закона О ЗПП есть отсылка, что существует перечень товаров, не подлежащих обмену и возврату в 14 дней, и в 10 пункте этого перечня как раз указаны автомобили (подробнее об этом перечне — в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463).
Главное основание для возврата автомобиля — нарушение требований к его качеству.
Правила возврата новых автомобилей можно разбить по срокам:
- порядок возврата, пока не истекли 15 дней с момента покупки автомобиля;
- порядок возврата после того, как истекли 15 дней с момента покупки автомобиля.
Разберем ситуацию возврата нового кредитного автомобиля в срок до 15 дней со дня покупки.
Как вернуть новый автомобиль, купленный в кредит, в течение 15 дней со дня покупки
Для возврата автомобиля нужно найти в нем недостаток, на языке экспертов — «дефект».
Это может быть нанесение лакокрасочного покрытия не по ГОСТу, например, с сорностью, разнотоном, наплывами, подтеками.
На панели приборов могут загореться различные ошибки, например «чек» по двигателю, которые показывают, что есть дефект.
Список дефектов очень большой, надо проверять машину и искать их.
Как только дефект подтвержден, есть два варианта действий:
- отправить продавцу уведомление об отказе от договора купли-продажи автомобиля (пункт 1 статьи 18 Закона О ЗПП). Получение уведомления означает, что вы расторгли договор купли-продажи в одностороннем порядке;
- отправить изготовителю требования о возврате автомобиля ненадлежащего качества и возврате денежных средств (абзац 2 пункт 3 статьи 18 Закона О ЗПП).
В последнем случае расторжения договора купли-продажи не происходит, так как с изготовителем вы договор не заключали. Но этого и не нужно, изготовителю вы делаете возврат товара ненадлежащего качества, это специальное основание для производителей или импортеров.
Отправлять уведомление (требование) нужно на юридический адрес продавца (изготовителя) письмом с описью вложения.
Вот образцы заполнения почтовой описи для продавца и для изготовителя:
Почтовая опись необходима, что доказать, что вы отправили именно требование о возврате денег за автомобиль, а не что-то другое или вообще пустой конверт.
Опись заполняется в 2 экземплярах. Один вложат в конверт, а второй останется у вас на руках. На описи поставят печать с датой отправления — это главное доказательство, что вы отправили требование о возврате вовремя.
Дата обращения будет отсчитываться от даты отправки письма, поэтому даже если ваше письмо придет к продавцу или изготовителю позже чем через 15 дней, срок вы не пропустите.
К описи должны прикрепить почтовый чек, в котором указан номер отправления и получатель. По нему вы сможете отслеживать получения письма.
В итоге должно выглядеть так:
Как видите, в правом нижнем углу появилась печать с датой, а на чеке указан номер отправления и кому отправлено.
С момента получения письма у продавца или изготовителя есть 10 дней, чтобы провести проверку качества автомобиля и выплатить деньги (статья 22 Закона О ЗПП).
После получения с вами свяжутся и попросят предоставить автомобиль на проверку качества.
Уклоняться от этого не стоит, но нельзя допустить, чтобы машину тайно отремонтировали или сделали так, как будто машину сломали вы.
Для этого нужно обязательно присутствовать при проверке качества, снимать все на телефон и не разрешать делать с машиной то, что может как-то навредить (зависит от конкретной ситуации).
Как делать неправильно
Автосалон будет стараться обмануть вас, чтобы вы не смогли доказать обращение с поломкой в срок 15 дней.
Первая ошибка
Вы подаете претензию, но в ней просто указываете, что есть поломка, но ничего не требуете. Возврат машины не требуете, обмен машины не требуете — просто утверждаете, что есть поломка и вы недовольны.
Последствия: вас можно просто игнорировать. Претензия без требования не имеет никакого правового значения.
Вторая ошибка
Вы подаете претензию, у вас забирают оригинал претензии, делают копию с вашей претензии и на ней ручкой (без печати) либо без ссылки на доверенность ставят подпись непонятно кого и отдают вам.
Последствия: вы не докажете, что обращались с претензией. Фамилия сотрудника вымышленная, если даже не вымышленная, то официально такой человек в штате не числится и не уполномочен претензии принимать. У вас на руках лишь копия, с копии нельзя сделать почерковедческую экспертизу и экспертизу давности документа, поэтому даже доказать, что вы написали претензию именно в тот день и что это ваш почерк, невозможно.
Это очень популярная схема. Клиенты присылают мне такие обращения регулярно. Вот одно из многих:
Как видите, отдана копия, в левом верхнем углу какая-то подпись и надпись «получил», при этом ни расшифровки подписи, ни печати, ни ссылки на доверенность, чтобы понять, что этот человек уполномочен от автосалона хоть на что-нибудь. Ничего.
Последствия: вы ничего не докажете, вас проигнорируют, и срок пройдет.
Третья ошибка
Вы вообще не составляете претензию. Просто звоните в автосалон и жалуетесь.
Вам предлагают взять машину на осмотр. Машину у вас забирают, хранят ее у себя 15 дней, пока не выйдет срок, а потом отдают и говорят, что с машиной все хорошо.
Никаких документов не дают. Поломка по-прежнему есть, но так как не доказать, что вы обратились вовремя и поломка не зафиксирована, вы ничего не можете доказать и сделать.
Последствия: максимум теперь — у вас примут машину на ремонт. Но вернуть ее уже нельзя.
Четвертая ошибка
Вы предъявляете претензию автосалону-однодневке, взять с которого будет нечего. Поэтому не важно, вовремя вы подадите претензию и правильно ли вы ее составили.
Последствия: возвращать машину не имеет смысла. Даже если выиграете суд, денег не получите, фирму обанкротят.
Пример. В декабре 2020 года ко мне обратился клиент, зовут его Александр, который купил автомобиль Datsun on-DO в городе Ростове Ярославской области. Через пару дней после покупки он обнаружил, что при движении автомобиль уводит вправо, при работе коробки передач сильный гул и шум, двигатель работает неритмично, с перебоями.
Поскольку уже прошло 13 дней с момента покупки, я в первую очередь спросил, обращался ли он куда-нибудь с претензией. Он ответил, что да, и прислал мне фото своей претензии.
Я ввел данные, так сказать, «автосалона», где он купил машину, в поисковик, и вот что я увидел:
«Автосалону» всего год, у него всего один-единственный сотрудник, он же генеральный директор, и объем продаж за год аж 8 миллионов рублей. (Чтоб вы понимали, примерно такой же объем продаж в любом овощном ларьке у дома, по крайней мере, в Питере).
Очевидно, что даже если выиграть суд против такого автосалона, взять все равно будет нечего. Поэтому Александр по моему совету очень быстро побежал на почту и отправил претензию, которую я для него написал, производителю машины, компании «Ниссан».
Как решить вопрос с кредитом и залогом при возврате автомобиля
В законе нет никаких ограничений и запретов на возврат кредитных товаров, скорее, наоборот, есть привилегии.
Во-первых, продавец при возврате автомобиля обязан компенсировать вам все проценты по кредиту, которые вы заплатите (пункт 5 и 6 статьи 24 Закона О ЗПП).
Во-вторых, продавец может перевести деньги сразу на ваш кредитный счет. В таком случае кредит погасится и автоматически снимется отметка о залоге автомобиля. После этого автомобиль можно передать продавцу.
Если продавец выдаст вам деньги наличными, то вам нужно дойти до банка и закрыть ими кредит. Дальше все, как в предыдущем примере.
После того как вы выполните инструкцию из статьи, есть вероятностью 80%, что вы вернете деньги за автомобиль.
Но если не захотят, то надо подавать в суд, который реально выиграть, если вы делали все, как тут написано.
Если вы не знаете, как это сделать от начала и до конца, или не уверены, что у вас точно есть дефект автомобиля, то обратитесь к юристу по возврату автомобилей, у которого могут быть свои эксперты-автотехники.
У меня в команде 5 различных экспертов, которые выезжают и находят дефекты на новых автомобилях, после чего я возвращаю их как через суд, так и без суда.