Проект по переходу на электронные больничные напрямую коснулся работодателей: они теперь уточняют сведения, необходимые для начисления работникам пособий по нетрудоспособности. Один из способов подачи информации — шлюз загрузки документов в ФСС, доступный при наличии электронной подписи.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
Кто, зачем и какие данные о болезни работника передает в Фонд соцстрахования
Большинство работающих граждан сегодня получает не бумажные листки нетрудоспособности, а электронные. После выздоровления работник сообщает номер электронного листка нетрудоспособности (ЭЛН), работодатель заполняет свою часть и через шлюз загрузки документов на портале ФСС передает информацию для дальнейшей выплаты пособия. Это бесплатный сервис, для работы с которым потребуется только электронная подпись и скачанная с официального сайта программа «Подготовка расчетов для ФСС».
В постановлении Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010 прописано, какие документы работодатель предоставляет в ФСС для оплаты больничного листа (см. п. 16 и 22 ПП РФ № 2010). Среди них следующие формы и сведения:
- данные о застрахованном лице по форме, установленной Приказом ФСС от 08.04.2022 № 119;
- электронный листок нетрудоспособности, размещенный в системе «Соцстрах»;
- данные о страховом стаже работника и полученных им суммах для начисления пособия;
- размер районного коэффициента (при наличии);
- при необходимости – информация о продолжительности рабочего времени, периодах освобождения или отстранения от работы, простое, заключении под стражу или административном аресте. Если понадобится, то через шлюз для проверки больничных передают и иные сведения, запрашиваемые фондом.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как организовать работу с электронным больничным. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы упростить назначение и перечисление пособий, в этом году начался переход на проактивные (беззаявительные) выплаты по ЭЛН. Проект предполагает, что, как только медицинская организация открывает больничный сотруднику, сведения автоматически поступают в Фонд соцстрахования, а оттуда страхователю через сервис «Социальный электронный документооборот» (СЭДО), интегрированный с распространенными программами для сдачи бухгалтерской отчетности. О продлении или закрытии листка нетрудоспособности власти сообщают тем же способом. После выздоровления сотрудник ничего не сообщает об ЭЛН, у работодателя уже имеются все данные. Бухгалтеру остается только проверить полученный от ФСС предзаполненный ЭЛН и при необходимости уточнить недостающие или некорректные данные.
Может пригодиться:
Как передать данные через шлюз
Еще раз подчеркнем: шлюз приема больничного листа — сервис, который относится к «старой» системе взаимодействия страхователя и страховщика. ФСС постепенно отказывается от него, переходя на СЭДО, но пользоваться им не запрещено.
Чтобы отправить данные, скачайте бесплатные программы «Подготовка расчетов для ФСС» и «Подписание и шифрование документов». Затем зайдите на страницу шлюза загрузки больничных листов, где размещена форма для отправки. Далее прикрепляете файл электронного реестра. Необходимо, чтобы после подписания электронной подписью он имел вид «Е_РРРРРРРРРР_ГГГГ_ММ_ДД_НН.esl». Затем подтвердите отправку.
В отдельном блоке шлюза приема реестров больничных в ФСС отразится результат отправки.
Если отправленному файлу присвоен статус о том, что логический или форматный контрольный не пройден либо обнаружена ошибка при проверке ЭЦП, то это означает, что система не приняла файл, нужно подготовить новый. Статус «Передано на рассмотрение» означает, что документ успешно загружен. Больше никакой информации рабочий шлюз ФСС не даст, статусы в нем не обновляются.
Если у сотрудников Фонда соцстрахования возникнут вопросы, понадобится добавить или уточнить какую-либо информацию, то страхователю направят запрос. На него необходимо ответить в течение 3 рабочих дней. На основании полученных данных фонд в течение 10 рабочих дней рассчитает и перечислит сумму пособия работающему гражданину.
Дополнительно: что значат статусы электронного больничного листа
Частые ошибки при отправке данных
Если вы решили воспользоваться прежним способом отправки информации, то обратите внимание на некоторые ошибки, которые выдает система. Если в документах неверно прописан номер страхователя, то появится уведомление с кодом «13», а если неточность в номере подразделения фонда, то в уведомлении появится код «17». Если вы видите сообщение об ошибках с номерами 503–598, значит, неверные данные в самих загруженных файлах, а коды 10–51 говорят о наличии проблем с цифровой подписью. При ошибке 599 сразу обращайтесь в службу поддержки ФСС: проблема на их стороне.
Читайте также: