205

Новый закон об арбитраже необходимо существенно дорабатывать

Размер шрифта:
В Государственной Думе РФ состоялся круглый стол "Проблемы третейской реформы в России". Его участники рассмотрели реформирование института третейского судопроизводства. Выяснилось, что самим третейским арбитрам новые нормы категорически не нравятся.

На полях Государственной Думы прошел круглый стол "Проблемы третейской реформы в России", на котором представители всех парламентских фракций, Минюста, а также многих действующих третейских судов обсудили законопроект о третейском разбирательстве. Собравшиеся пришли к единодушному выводу, что начатое реформирование третейских судов нуждается в целом ряде существенных поправок.

Еще 1 июля 2015 года депутаты Государственной Думы РФ рассмотрели в пленарном заседании и одобрили в первом чтении законопроект № 788111-6 "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации". Документ поступил на рассмотрение в Государственную Думу РФ еще в мае 2015 года, его автором выступает Правительство РФ. А непосредственной разработкой законопроекта занимался Минюст по поручению Президента России Владимира Путина.

Материал по теме

Законопроект: институт третейских судов в РФ расширят

Законопроект предполагает полное реформирование деятельности третейских судов в России. Для этого должен быть создан специальный институт арбитража под юрисдикцией Министерства юстиции, в который войдут все третейские суды. При этом разрешение на работу третейским судам тоже будет выдавать Минюст.

Законодатели разработали принципиально новые требования как к самому третейскому судопроизводству, так и к судьям, осуществляющим ведение дел в таких судах. В настоящее время судьей третейского суда может быть может быть любой дееспособный гражданин, имеющий высшее юридическое образование и опыт работы в экономической сфере. Кроме того, третейский судья не может иметь судимостей и дисциплинарных взысканий, связанных с профессиональной деятельностью в юридической сфере. Именно такие требования прописаны в новеллах действующего Федерального закона № 102-ФЗ от 24.07.2002 «О третейских судах в Российской Федерации». Никакого прохождения аттестации или иного подтверждения квалификации судьи законодательство не предусматривает.

Материал по теме

Третейские суды: от карманных к государственным

Именно этот недочет, в первую очередь, собираются устранить законодатели. Теперь все третейские судьи должны будут получать одобрение Минюста и подтвердить свою квалификацию. Ведь по новым законодательным нормам на них будет возложена ответственность за убытки, причиненные заведомо неправосудными решениями или решениями, принятыми со злым умыслом или грубой неосторожностью. Однако, в случае случайных ошибок при принятии решений третейские арбитры должны получить иммунитет от гражданско-правовой ответственности, за исключением ответственности в рамках гражданских исков по уголовным делам.

Однако, участникам круглого стола не понравилась норма законопроекта о том, что третейские суды смогут функционировать только при некоммерческих организациях (НКО). Ведь такая попытка увести третейских судей от заинтересованности при принятии решений в пользу одного из участников, может привести к тому, что в итоге корпоративные споры "уйдут в иностранные юрисдикции". Кроме того, участники круглого стола выступили против того, чтобы Правительство РФ выдавало разрешения на работу третейских судов. Ведь такая мера, вне сомнения, не только уведет третейские суды от принципа "карманных судов" крупных организаций, но приведет их под почти полный контроль государства. Это практически сотрет существующую сейчас грань между третейскими и арбитражными судами.

Единственное, что понравилось в законопроекте всем участникам круглого стола - предложение назначать состав третейских судей из числа бывших арбитражных судей, ушедших в отставку. Не одобрили эксперты большие издержки, которые должны будут нести третейские суды для подтверждения своего статуса, а также обложение деятельности третейских судов налогами, в частности НДС. Представители самих ТС выразили свое недоумение по этому поводу.

[C=1136]

Аналогичную позицию занял член Комитета по бюджету и налогам Антон Ищенко. Он отметил, что законопроект увеличивает издержки третейских судов и одновременно вводит верхний предел стоимости их услуг. Это создает парадоксальную ситуацию.

[C=1137]

Участники круглого стола отметили, что на доработку законопроекта потребуется не меньше года. Поэтому когда документ будет готов ко второму чтению, с учетом всех необходимых поправок, сказать пока сложно. О чем, в результате и была принята итоговая резолюция. Таким образом, после первого, довольно робкого шага, реформа третейского правосудия в России опять тормозит. А ее окончательная конфигурация и реальные сроки обновления третейских судов покрыты густым туманом.

Биржевой Николай