Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль в новых условиях

Размер шрифта:

Одним из самых значимых изменений налоговой реформы-2025 является увеличение ставки налога на прибыль до 25 %. Становится вновь актуальным вопрос об эффективности системы налогообложения, которая должна, с одной стороны, обеспечивать доходы бюджета, а с другой — не препятствовать экономической активности, стимулировать инвестиции, перевооружение и модернизацию производства. Одним из таких поддерживающих элементов законодатель видит введение федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ).

Навигация

Прежние инвестиционные стимулы

Немногие знают, что до введения Налогового кодекса у плательщиков налога на прибыль была возможность уменьшать исчисленную сумму на величину капитальных вложений в основные средства (ОС) производственного назначения. Малые предприятия в строительной отрасли были освобождены от обязанности плательщика в первые годы деятельности — полное освобождение в первые два года и поэтапное увеличение суммы налога до 50 % к четвертому году (закон № 2116-1 от 27.12.1991).

Возможности амортизационной политики

С принятием Налогового кодекса в 2002 году инвестиционные стимулы оказались встроены в амортизационную политику. Для отдельных видов основных средств разрешено применять повышающие коэффициенты амортизации без увеличения срока полезного использования (СПИ): например, до 3 — в сфере научно-технической деятельности, до 2 — в условиях повышенной сменности и агрессивной среды эксплуатации и пр. (ст. 259.3 НК РФ). Также НК РФ предусматривает, что расходы на модернизацию, дооборудование, реконструкцию допустимо признавать с учетом амортизационной премии 10–30 % в зависимости от амортизационной группы, к которой относятся ОС (п. 9 ст. 258 НК РФ). Применение нелинейных методов амортизации позволяет перераспределять налоговую нагрузку на завершающие этапы эксплуатации имущества. Компании получают своеобразную отсрочку по налогу на прибыль за счет того, что на покрытие амортизационных расходов в его начальные периоды эксплуатации разрешено списать сравнительно бóльшую долю затрат. При этом применение нелинейных методов недопустимо для объектов зданий, сооружений (другого имущества), срок полезного использования (СПИ) которых составляет 20 лет и выше. Изменение методов амортизации допустимо не чаще чем 1 раз в пять лет.

Региональный инвестиционный налоговый вычет

С 01.01.2018 в НК РФ введено положение о региональном инвестиционном налоговом вычете (РИНВ) — ст. 286.1 НК РФ. Его применение регламентируется законом субъекта Федерации, который вправе снизить региональную долю налога на прибыль до нуля на величину ввода или реконструкции (модернизации) основных средств или нематериальных активов. В отличие от амортизационных стимулов, РИНВ уменьшает сумму рассчитанного налога, а не налогооблагаемую базу. Такой вычет допускается применять и в отношении ОС обособленных подразделений, распространять на суммы пожертвований для государственных учреждений культуры. РИНВ применим к НИОКР, но тогда созданные в их результате НМА не подлежат амортизации и не учитываются при определении налоговой базы. Вычет можно переносить на будущие периоды.

В период 2022–2024 гг. в ст. 286.1 НК РФ активно вносились изменения, расширяющие возможности региональных властей в применении вычета. В частности, с 01.01.2023 стало возможным списывать до 100 % расходов на разработку ПО и баз данных, включённых в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции при наличии исключительных прав на них. Или с 01.01.2022 допустимо списывать до 80 % расходов на создание объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры в рамках госпрограмм комплексного освоения территорий. Длинный перечень положений, добавляемых в ст. 286.1 НК РФ, можно, скорее, воспринимать как заявки субъектов Федераций для местных законодательных положений, исходя из промышленно-финансового потенциала региона и его бюджетной наполняемости.

По состоянию на ноябрь 2024 г. законы об инвестиционном вычете приняли 76 регионов. Условия, ставки и размеры вычета бывают абсолютно разные. Некоторые территории ограничились вычетом на безвозмездно передаваемое имущество (например, Республика Мордовия — образовательным учреждениям предоставляется максимум 50 % стоимости расходов). Многие регионы определили снижение региональной ставки для налогоплательщиков кодами ОКВЭД, группами отраслей, участием в инвестиционных проектах. В Новосибирской области инвесторы в отраслях телекоммуникации, обрабатывающей промышленности и электроэнергетики могут списать до 90 % стоимости основных средств 3–7-й амортизационных групп в уменьшение части налога на прибыль.

Региональные управления ФНС размещают актуальную информацию о действующих НПА, позволяющих уменьшить сумму налога в разделе «Особенности регионального законодательства» страницы сайта «Налог на прибыль организаций». Субъекты, где отсутствуют принятые законы о РИНВ и действуют другие законодательные акты, позволяющие уменьшать сумму налога, такую информацию представили также максимально доступно. В Республике Татарстан с 2006 года уменьшение региональной части налога регламентируется местными законами для резидентов отдельных территориальных образований (индустриальных парков, территорий опережающего развития — ТОР) и некоторых категорий налогоплательщиков, чаще — для участников специальных инвестиционных контрактов.

Федеральный инвестиционный налоговый вычет

Организации, которые потратят средства на ввод, обновление ОС или НМА, в 2025 году смогут применить ФИНВ (ст. 286.2 НК РФ в новой ред.). Ставка федеральной части налога будет снижена с 8 до 3 %. Применение федерального вычета допустимо не только для компаний, которые проведут указанные расходы, но и для входящих с ними в одну группу. Конкретный перечень категорий налогоплательщиков и видов амортизируемого имущества определит правительство РФ. Подписанное распоряжение пока отсутствует, но в опубликованном проекте применение федерального вычета ограничено 5 видами деятельности: обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, обеспечение электроэнергией, газом и пр., деятельность гостиниц и предприятий общественного питания, научные исследования и разработки. ФИНВ применяется к отдельным объектам основных средств или нематериальных активов: если такой объект выбывает в течение 5 лет с момента применения вычета, то сумму налога придется восстановить и вернуть с оплатой пени.

Нормативно-правовая база, допускающая обновление амортизируемого имущества за счет прибыли, очень обширна, отличается от региона к региону и подвержена узконаправленным изменениям. В условиях высоких процентных ставок стимулирование инвестиций посредством внутренних ресурсов компаний становится особо востребованным, может потребовать консультационного участия профильных специалистов. Тем не менее, при начальном решении таких управленческих вопросов, следует помнить о наиболее очевидных ограничениях:

  • допускается применение либо федерального, либо регионального инвестиционного вычета;
  • невозможно использовать одновременно инвестиционный вычет и амортизационную премию;
  • невозможно применить РИНВ по разным инвестиционным программам к одним и тем же объектам имущества;
  • при применении ФИВН вычитается его величина из стоимости амортизируемых ОС и НМА;
  • не могут применять РИНВ иностранные организации: налоговые резиденты, участники некоторых экономических зон и СЗПК и пр.

Вписывая в НК возможность правительству РФ устанавливать перечень налогоплательщиков и объектов для ФИНВ, власти оставляют гибкий инструмент регулирования инвестиционной активности бизнеса в новых условиях.

О компании «Аудэкс»

Аудиторская-консалтинговая компания «Аудэкс» более 30 лет работает в сфере аудита, консалтинга, оценки и находится в реестре организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (ОЗО), в том числе на финансовом рынке (ОЗОФР).

Другие актуальные статьи для предпринимателей представлены на нашем сайте

Телеграм

Дзен

Ушакова Татьяна Автор экспертных статей аудиторской консалтинговой компании «Аудэкс»