Рейтинг@Mail.ru
Новости:

Налоговый мониторинг: последние изменения

Размер шрифта:

ФНС РФ активно развивает систему налогового мониторинга, рассмотрим основные изменения, которые связаны с ростом цифровизации и значения аналитических инструментов в налоговом контроле.

Навигация

Предпосылки налогового мониторинга

Налоговый мониторинг (НМ) — одна из форм контроля за соблюдением налогового законодательства, фактически замещает камеральные и выездные проверки на удаленный доступ налоговых служб к учетным информационным системам компании. В европейской практике его активное расширение началось в начале 2000-х после скандалов, связанных с корпоративным мошенничеством (Enron, Worldcom, etc.). Внешний аудит не смог предотвратить незаконную деятельность менеджмента компаний, что послужило толчком для развития систем внутреннего контроля, доступ к которым стали запрашивать налоговые службы. Программы совместного соблюдения требований, т.н. «co-operative compliance procedures» реализуются в более чем 30 странах мира — в направлении цифровизации налогового контроля и расширения аналитической работы фискальных ведомств. Чаще участие в co-operative compliance добровольное. Хотя, например, в Великобритании доступ налоговых служащих к внутренним системам публичных компаний является обязательным.

Законодательные основы и изменение взаимоотношений с ФНС

В России такая форма контроля как налоговый мониторинг действует с 01.01.2015, в НК РФ введена отдельная глава 14.7. Основное практическое преимущество такого контроля — заявительный порядок возмещения НДС и акцизов для организаций. Он доступен с 01.07.2021 — внесены изменения в НК РФ (п.1.1-2 ст. 203.1).Такие налогоплательщики также получают право на отдельные освобождения от таможенных акцизов без представления банковской гарантии. Общепризнано, что подключение к системе мониторинга способствует снижению рисков и эффективному урегулированию налоговых споров. В период действия НМ выездные и камеральные проверки фактически не проводятся (с некоторыми исключениями), а проблемные ситуации разрешаются в ходе непосредственного взаимодействия с куратором ФНС.

Контроль в виде мониторинга проводится в большинстве случаев на добровольной основе и касается налогоплательщиков, которые соответствуют критериям (с 08.08.2024):

  • совокупная сумма налогов подлежащих уплате в бюджетную систему РФ — 80 млн. руб. (без налогов начисляемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС);
  • размер полученных доходов по данным годовой финансовой отчетности организации — 800 млн. руб.;
  • размер активов по данным бухгалтерской отчетности организации на 31декабря отчетного периода — 80 млн. руб.

Изменения в количественные значения критериев внесены законом № 259-ФЗ от 08.08.2024, до корректировки статьи 105.26 НК РФ эти показатели были на 20% выше. Количественные критерии упразднены для компаний − бывших участников консолидированных групп налогоплательщиков, муниципальных и государственных предприятий.

Очевидно, что фискальные власти ориентированы на расширение пользователей системы мониторинга. Законодательное снижение критериев входа в систему, активная деятельность по внедрению и популяризации вовлекает в систему компании среднего бизнеса. Профильный департамент ФНС РФ фиксирует, что в 2025 году к НМ подключено 737 компаний крупного и среднего бизнеса из более двадцати отраслей экономики.

Обязательным является присоединение к системе налогового мониторинга для:

  • участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), которые планируют получать государственную финансовую поддержку. Согласно закону № 69-ФЗ 01.04.2020 (п.7.1, ст. 10) если компания участник СЗПК в течение трех лет не подключится к мониторингу, соглашение может быть расторгнуто;
  • организаций — операторов лотерей. Здесь контролируются: выручка от лотерей, формирование призового фонда, расчет целевых отчислений, агентские вознаграждения распространителей, депонирование невостребованных выигрышей и их зачисление в федеральный бюджет, фактические выплаты выигрышей и уплата с них НДФЛ.

Также указанный закон ввел возможность участия в системе НМ без учета финансовых критериев — компаний резидентов особых экономических зон, ТОРов (территорий опережающего развития), участников промышленных кластеров, резидентов Арктической зоны РФ и некоторых других.

Технологические решения

Технически и технологически на каждом объекте система налогового мониторинга реализуется одним из трёх способов:

  • удаленное рабочее место или удаленный доступ к информационной системе;
  • «витрина данных» или дистанционный доступ к аналитической системе данных;
  • предоставление информации по ТКС через оператора электронного документооборота.
ВАЖНО!
Последний способ — через операторов ТКС действует только до 01.01.2026.

Другими словами, новые участники уже не смогут использовать этот способ, поскольку заявки оформляются за несколько месяцев до подключения. Аффилированный с ФНС РФ системный интегратор АО «ГНИВЦ» разработал отдельные коммерческие продукты — «Аналитическую витрину данных» и «Модуль интеграции».

«Аналитическая витрина данных» обеспечивает прямое взаимодействие организации с налоговым органом, интегрирует данные налогоплательщика (1C, Oracle, SAP) и пр. — для их раскрытия налоговому куратору и реализует прямой информационный обмен с АИС «Налог-3». Срок реализации проекта с учетом опытно-промышленной эксплуатации-12 месяцев.

«Модуль интеграции» фактически представляет собой готовую структуру API с собственным решением по хранению документов для подготовки ответов на запросы ФНС, срок внедрения продукта – 3 месяца. Также АО «ГНИВЦ» осуществляет разработку всех сервисов ФНС — от файлового обмена до факторного анализа налога на прибыль. Возникают вопросы об антиконкурентной практике к ФАС РФ, когда аффилированный интегратор осуществляет разработку как для заказчика, так и исполнителя, частично — за бюджетные средства.

До недавнего времени эталонным решением «витрины» был кейс ПАО «Аэрофлот» на основе SAP (GRC). Специалисты ФНС получили доступ к копиям расшифровок налоговой отчетности «Аэрофлота» до первичного документа. Руководители компании отмечали, что цифровые решения налогового администрирования позволили оптимизировать трудовые затраты и сократить общие издержки.

Всего на рынке представлено 9 компаний интеграторов налогового мониторинга. Следует учитывать, что закон устанавливает отдельные требования криптозащиты (СКЗИ) для системы налогового мониторинга, при использовании НМ невозможно использовать ЭЦП, оформленные для других целей.

Документальные требования

ФНС РФ традиционно достаточно подробно информирует о правилах работы и присоединения к НМ, однако обозначим основное:

  1. Заявление о подключении представляется в ИФНС не позднее 1 сентября предшествующего года, процедура продлевается на следующий год — если не компания не оформила отказ.
  2. Вместе с заявлением компания должна заранее подготовить регламент информационного взаимодействия с сопроводительными документами. К ним относятся — учетная политика, информация о бенефициарах, документация по системе внутреннего контроля организации (СВК). Сам регламент описывает порядок доступа к информационным системам организации и документов, связанных с расчетом и уплатой налогов (осн. Приказ № ЕД-7-23/163@ от 13.03.2023).
  3. «Мотивированное мнение» — это официальный документ, который выносит представитель ФНС в случае спорной ситуации в процессе мониторинга. У компании есть возможность оспорить этот документ инициировав «взаимосогласительную процедуру», однако за неисполнением рекомендаций может последовать выездная проверка с доначислением штрафов.

В документальном сопровождении также наблюдаются тенденции на цифровизацию – разработчики предлагают программные продукты по работе с рисками и СВК, они позволяют систематизировать внутренний контроль в организации, адаптировать его для модулей НМ с наименьшими затратами.

ФНС анонсировали разработку единой цифровой методологической модели, которая по замыслу авторов позволит стандартизировать регистры и создать алгоритмы полного автоматического контроля (т.н. «Цифровой налоговый кодекс»).

Резюме

Итак, фискальные власти последовательно расширяют цифровизацию и аналитические инструменты налогового контроля. Присоединение к системе налогового мониторинга является весьма трудоемкой, длительной и затратной задачей. При этом преимущества для потенциальных участников остаются неизменными, это:

  • признание организации добросовестным налогоплательщиком;
  • профилактическое урегулирование налоговых споров;
  • снижение риска доначислений по налогам при планировании хозяйственной, финансовой деятельности компаний.
Вам может быть интересно: как проходит мониторинг субъектов малого и среднего предпринимательства

Авторская колонка аудиторско-консалтинговой компании «Аудэкс»:

Ушакова Татьяна Автор экспертных статей аудиторско-консалтинговой компании «Аудэкс»

Опыт работы главным бухгалтером, кредитным аналитиком в банке, к.э.н., преподавание профильных дисциплин в государственном вузе.

Комментарии
Что-то непонятно? Спрашивайте!
Аудиторско-консалтинговая компания «Аудэкс» — колонка компании: ответы по темам
1 вопрос
14 мая 2025
Как уволить умершего сотрудника без свидетельства о смерти

Обсуждаем, как правильно сделать выплаты и уволить сотрудника, который был мобилизован и погиб.

1 вопрос
34
1 вопрос
30 апреля 2025
Расчет среднего заработка сотрудника при отпуске за свой счет во время командировки

Обсуждаем, как меняется порядок расчета среднего заработка сотрудника при отпуске за свой счет во время командировки.

1 вопрос
720
1 вопрос
30 апреля 2025
Как составить согласие на обработку персональных данных, чтобы оно соответствовало требованиям ФНС по раскрытию налоговой тайны?

Обсуждаем, что включить в согласие на обработку персональных данных, чтобы оно соответствовало требованиям ФНС по раскрытию налоговой тайны.

1 вопрос
857
1 вопрос
28 апреля 2025
Нюансы оформления безвозмездной аренды помещения для АНО, чтобы избежать налогообложения

Разбираемся, как оформить безвозмездную аренду помещения для АНО, чтобы избежать налогообложения.

1 вопрос
695
1 вопрос
28 апреля 2025
Коммунальные услуги в договоре аренды нежилого помещения

Обсуждаем, как изменить условия взаимодействия с арендатором по оплате коммунальных платежей, если он отказывется идти навстречу.

1 вопрос
685
Вам может быть интересно:
Ошибка на сайте