Рейтинг@Mail.ru
Новости:

Блогеры: регулирование и налогообложение

Размер шрифта:

Власти последовательно корректируют правила, регламентирующие деятельность блогеров в социальных сетях и интернет-ресурсах. Сегодня пользовательский охват отдельных блогеров нередко превышает аудиторию официально зарегистрированных СМИ. Активный рынок давно сформировал расценки за размещение информации и другие источники доходов на многочисленные аудитории, а государство медленно, но постепенно заполняет правовой вакуум в данном виде бизнеса.

Навигация

Предпринимательская деятельность блогеров

В настоящее время наиболее распространёнными являются следующие способы извлечения доходов на интернет-платформах и других ресурсах:

  • реклама услуг (товаров) сторонних заказчиков;
  • консультационные и информационные услуги индивидуальным пользователям (подписка, консультации и пр.);
  • начисления от интернет-ресурсов (платформ) за привлечение трафика и размещение персонализированной рекламы (баннеров, ссылок);
  • пожертвования (донаты) пользователей.

Как физлицо блогер обязан оплачивать НДФЛ с полученных доходов. Но если деятельность носит регулярный характер, то целесообразнее открыть ИП, юридическое лицо или встать на учет как плательщик НПД. Гражданский кодекс РФ определяет, что деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, должна быть зарегистрирована (ст. 2 ГК РФ).

Если блогер заключает рекламный (информационный) договор как физическое лицо, то его заказчик обязан удержать и перечислить как налоговый агент — НДФЛ (13/15 % + от суммы, ст. 224 НК РФ) и начислять страховые взносы — 22 % от начисленного дохода (ст. 20.1 закона № 125-ФЗ от 24.07.1998).

Расценки у блогеров-миллионников позволяют окупать затраты на наемных сотрудников, поэтому чаще они используют ИП на УСН. При незначительных доходах до 2,4 млн применяется режим НПД. Распространение образовательных услуг (дополнительное образование детей и взрослых (ОКВЭД 85.41)) разрешено осуществлять на патенте, например, в Москве (закон г. Москвы № 53 от 31.10.2012 в ред. от 13.11.2024). Для любого предпринимателя и вида бизнеса действует сервис подбора налогового режима, исходя из критериев выручки, наличия/отсутствия наемных работников, обязанности ведения учета и отчетности, некоторых видов деятельности.

И все же наиболее распространённой организационной формой бизнеса являются: ИП, УСН «Доходы» («Доходы — расходы»), в настоящее время эта форма используется при доходах до 450 млн руб.

Налоговые риски

С 2025 года предприниматели с доходами свыше 60 млн руб. вынуждены планировать текущие финансовые бюджеты с учетом обязанности расчета НДС. Можно уверенно утверждать, что материальной составляющей со «входящим» НДС в данном виде бизнеса немного. Популярные блогеры и агентства, как другие представители малого и среднего бизнеса, сейчас озабочены вопросами анализа расходов и управленческого учета как одного из инструментов управления доходностью.

Представители ФНС отмечали «взрывной рост доходов в блогосфере». Предприниматели не успевали отследить изменения в масштабах бизнеса с точки зрения законности организационных форм и налогообложения. Самыми частыми нарушениями называли неуплату НДФЛ, дробление бизнеса и некорректное отражение прибыли.

Широко известно несколько кейсов налоговых претензий к популярным блогерам. Методы работы ФНС РФ в совместной с МВД России проверке наглядно демонстрируют знаковое судебное разбирательство по опротестовыванию результатов выездной проверки.

Ознакомимся с предысторией.

ИФНС доначислила НДС и НДФЛ за 2019 года основному налогоплательщику в период применения УСН, включила в налогооблагаемую базу доходы аффилированных лиц за 2020–2021 годы. Доходы, предназначавшиеся основному налогоплательщику, облагались по ставке 6 % на УСН, вместо 20 % + 13 % для ИП на ОСНО. Действующий на тот момент лимит УСН был неоднократно превышен, проверяющие вменили получение необоснованной налоговой выгоды путем создания схемы «дробления бизнеса» с совокупным доначислением налогов и штрафов на сумму более миллиарда (1134,86 млн руб.). Вся схема базировалась на работе сайта, который принадлежал ИП Блиновской Е.О. Доменное имя сайта было связано со всеми ККТ аффилированных контрагентов — это 21 ИП и ООО в разных регионах России. Участники группы применяли УСН («Доходы»), в т.ч. с пониженными налоговыми ставками в зависимости от региона, и имели зарегистрированные ККТ с едиными: адресом регистрации — г. Москва и общим местом установки — доменного имени правообладателя. Суд признал достоверным вывод о том, что все участники схемы осуществляли деятельность как единый бизнес, а видимость действий нескольких экономических субъектов прикрывала фактическую деятельность одного налогоплательщика.

Законодательные требования и ограничения

Налоговые риски в большей степени касаются организационных форм бизнеса в интернете. Существенные содержательные риски для блогосферы несут контроль со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора РФ/РКН).

Соблюдение ограничений к используемым площадкам, другим ресурсам, согласно закону об информации и информационных ресурсах № 149-ФЗ от 27.07.2006, контролирует Роскомнадзор РФ. В частности, это ведомство формирует и курирует все реестры, прямо или косвенно касающиеся извлечения онлайн-доходов:

  • реестр организаторов распространения информации в сети Интернет;
  • реестр социальных сетей;
  • реестр запрещенных доменных имен, сайтов в сети Интернет;
  • перечень иностранных лиц в сети Интернет на территории РФ и др.

ФАС России контролирует соблюдение Закона о рекламе: проверяет способы распространения рекламы, специальные требования к рекламе отдельных товаров и услуг, пресекает ненадлежащую рекламу. Антимонопольная служба обладает полномочиями возбуждать административные дела по нарушению законодательства о рекламе и конкуренции (ст. 14.3, 14.7 (п. 2), 14.8 КоАП РФ). Результаты многочисленных проверок размещаются на сайте ведомства, обобщаются в аналитических обзорах.

Пока еще блогеры и другие инфлюенсеры массово не отмечены в базе нарушений законодательства о рекламе ФАС. Но можно указать наличие кейсов недостоверной рекламы в интернете. Вот, например, онлайн-школа — рекламодатель — дезинформировала пользователей через сервис «Яндекс. Директ» (рекламораспространитель) о наличии образовательных лицензий и была наказана. Другими нарушениями, о которых упоминает профильный департамент ФАС РФ, являются:

  • некорректное сравнение рекламируемого товара с изделиями других производителей («первый», «лучший» и пр.);
  • сокрытие существенной информации и введение в заблуждение потребителей (чаще всего банками и финансовыми учреждениями);
  • реклама запрещенных товаров.

Нормативное регулирование блогосферы

Последние три года власти последовательно усиливают контроль за распространением информации и извлечением доходов в онлайн-сфере. ФАС РФ контролирует соблюдение обязательной маркировки интернет-рекламы, с сентября 2023 года действует административная ответственность за отсутствие (некорректность) рекламных идентификаторов. Региональные УФАС уже выявляют подобные нарушения в отношении рекламодателей.

Еще пример.

Гражданин в статусе плательщика НПД как владелец Телеграм-канала разместил объявления рекламодателей без маркировки и был оштрафован.

В конце 2024 года вступили изменения в закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 об обязательной идентификации в Роскомнадзоре РФ пользователей социальных сетей с аудиторией 10 000 подписчиков. Если данное требование не выполнено — с 01.01.2025 на таких ресурсах запрещено размещать рекламу.

С 01.04.2025 действуют положения о неналоговом сборе на интернет-рекламу (закон № 479-ФЗ от 26.12.2024). Регулятором платежей является Роскомнадзор РФ, база данных — «Единый реестр интернет-рекламы», сформированный через уполномоченных операторов рекламных данных (ОРД). База для расчета платежа — доход от реализации интернет-рекламы. Если российский рекламодатель пользуется услугами иностранного рекламораспространителя для привлечения отечественных потребителей, то он обязан сам рассчитать и удержать сумму сбора из оплаты.

Приказ Росстандарта, который ввел в ОКВЭД новые коды, касающиеся деятельности блогеров, вступил в действие с 01.05.2025. Дополнительно выделены:

  • 70.21.1 — деятельность по распространению информации пользователем социальной сети;
  • 73.11.1 — деятельность по распространению рекламы пользователем социальной сети.
ВАЖНО!
Признание официальной стандартизации блогинга позволит детальнее регламентировать оформление разрешительной, контрольной документации, упорядочить меры административной ответственности и пр.

Наконец, 01.09.2025 вступят в силу поправки к законам о рекламе и противодействии экстремизму. Они напрямую запрещают размещение рекламы на информресурсах нежелательных организаций. С учетом того, что монетизация на зарубежных платформах давно отменена, эти ресурсы использовались как рекламные каналы продаж исключительно отечественного бизнеса. Некоторые аналитики ожидают более активного перехода пользователей на отечественные площадки, расширения нативной рекламы и технологий LSI.

Налогообложение донатов

Распространенной формой доходов блогера являются донаты. Налогообложение зависит от того, является ли донат вознаграждением за какую-либо услугу (например, за получение контента по закрытой подписке) или нет. Если пожертвование сделано физическим лицом, которое не получает ничего дополнительно взамен, то его рассматривают как дарение и НДФЛ не облагают (кроме регистрируемого имущества, ЦФА, долей собственности — п. 18.1 ст. 217 НК РФ). Налогом на профессиональный доход такие перечисления не облагаются, т.к. отсутствует конкретная реализация товаров или услуг.

ИП на УСН при определении доходов необходимо руководствоваться положениями НК РФ (ст. 346.15, 250, 251). В частности, если полученные донаты невозможно классифицировать как «пожертвования» согласно ст. 582 ГК РФ (общеполезные цели в соответствии с уставными целями), то такие поступления необходимо декларировать. Логика следующая: при определении объекта налогообложения при УСН не учитываются доходы, обозначенные в статье 251 НК РФ. Перечень указанных доходов является исчерпывающим. Минфин РФ упоминал об этом неоднократно, относительно пожертвований — в Письме № 03-11-11/66155 от 27.07.2020.

ВАЖНО!
Донаты, за которые подписчик получает эксклюзивный (закрытый) контент, необходимо включать в налогооблагаемую базу при любой форме. На платформах монетизации контента (boosty) такие подписки отражаются как продажи услуг.

В качестве вывода

Резюмируем:

  • налоговые органы, используя известные фамилии инфлюенсеров, наглядно демонстрируют, как опасно «дробиться»;
  • отмечается законодательный тренд на то, что ФАС РФ со временем начнет более внимательно оценивать содержание рекламы и информационного контента в блогосфере;
  • не облагаются налогами «случайные» благодарные донаты от подписчиков, если блогер использует режим НПД.

Авторская колонка аудиторско-консалтинговой компании «Аудэкс»:

Ушакова Татьяна Автор экспертных статей аудиторско-консалтинговой компании «Аудэкс»

Опыт работы главным бухгалтером, кредитным аналитиком в банке, к.э.н., преподавание профильных дисциплин в государственном вузе.

Комментарии
Что-то непонятно? Спрашивайте!
Аудиторско-консалтинговая компания «Аудэкс» — колонка компании: ответы по темам
1 вопрос
19 июня 2025
Нужно ли платить НДС при списании товара, испорченного при хранении на складе

Разбираемся, как платить НДС при списании товара, испорченного при хранении на складе из-за потопа

1 вопрос
40
1 вопрос
18 июня 2025
Порядок действий при приёме на работу иностранного гражданина с патентом?

Обсуждаем, как принять на работу иностранного гражданина с патентом, чтобы ничего не нарушить.

1 вопрос
151
1 вопрос
17 июня 2025
«Политика конфиденциальности» и «Политика обработки персональных данных» это разные документы?

Разбираемся, «Политика конфиденциальности» и «Политика обработки персональных данных» являются разными документами, или один из них включён в другой?

1 вопрос
273
1 вопрос
1 июня 2025
Как ответить налоговой на запрос несуществующего реестра

Разбираемся, как ответить налоговой на требование предоставить реестр, который нельзя сформировать в 1С.

1 вопрос
964
1 вопрос
29 мая 2025
Признает ли налоговая дроблением создание отдельного ООО для реализации продукции основной компании, если руководство и учредители аффилированы?

Разбираемся, в каких случаях налоговая посчитает дроблением создание отдельного ООО для реализации продукции другого.

1 вопрос
1137
Вам может быть интересно:
Ошибка на сайте