Власти планомерно расширяют возможности компаний и организаций не раскрывать финансовые, юридические и прочие данные в рамках противодействия зарубежным санкциям. Рассмотрим, как ФНС РФ модифицирует функционал сервисов «ЛК юридического лица», «ЛК Индивидуального предпринимателя» для мониторинга налогового риска и обмена информацией с потенциальными контрагентами.
Навигация
Раскрытие информации: санкционные ограничения
Кредитные и некредитные финансовые организации ограничили перечень публикаций аналитики и рейтингов; инвесторы, эмитенты и инсайдеры в соответствии с рекомендациями ЦБ РФ также сократили раскрытие информации на рынке ценных бумаг.
В части отраслевых разрешений сейчас действуют положения постановления Правительства РФ № 1624 от 16.09.2022, согласно которым ограничен доступ (возобновление) к данным на госинформресурсе бухгалтерской отчетности (ГИРБО) по следующим критериям:
- включение в перечень стратегических предприятий и организаций;
- организация включена в сводный реестр организаций ОПК;
- включение в перечень резидентов (валютный контроль);
- организация включена в перечень лиц, к которым применяются или могут быть применены ограничительные меры, введенные иностранными государствами.
Оценка юридических лиц
Для оценки риска заключения сделок с потенциальными партнерами из санкционных списков организации используют данные самооценки из раздела «Как меня видит налоговая» сервиса «ЛК юридического лица». Основной задачей сервиса является мониторинг налогового риска и предоставление информации о его составляющих самим налогоплательщикам. Компания самостоятельно направляет запрос через личный кабинет, в течение 24 часов получает выписку по результатам оценки данных в АИС «Налог-3».
Такую проверку и формирование отчетов регламентирует Приказ ФНС РФ № ЕД-7-31/181@ от 24.03.2023, он ввел в действие «Методику проведения оценки юридических лиц на базе интерактивного сервиса "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" АИС "Налог-3"» (далее — методика). Обновленная АИС «Налог-3» накапливает разноплановые данные о налогоплательщике (участники, товарные потоки, контрагенты, пр.) и в режиме реального времени позволяет получать доступ ко всему объему информации из одной базы.
Проверка осуществляется в два этапа. Показатели оценки первого этапа показывают формальные юридические основания деятельности организации и общую оценку налоговой дисциплины:
- не проводится процедура ликвидации;
- отсутствие процедур наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства;
- отсутствуют записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений;
- отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (исполнителей), по данным ЕИС в сфере закупок;
- отсутствие противоречий с НДС — о занижении суммы к уплате или о завышении налога к возмещению ( > 0,65 % суммы вычетов) в декларациях за 4 предшествующих налоговых периода.
В перечень показателей первого уровня были добавлены данные о причастности ЮЛ или их участников к экстремистской деятельности, терроризму. Последняя редакция формы выписки, действующая с 10.02.2025, включает информацию об отсутствии среди учредителей организации иностранных агентов (согл. закону № 255-ФЗ от 14.07.2022).
Если выявлено несоответствие вышеуказанным показателям, то дальнейшая проверка параметров не осуществляется. В прочих случаях проводится второй этап — оценка финансовых и экономических показателей, детализация налоговых рисков.
Показатели этого этапа в последней редакции методики содержат 14 экономических и 8 нефинансовых, характеризующих организацию по критериям налогового контроля АИС «Налог-3».
Расширенная форма выписки предусматривает балльную оценку всех показателей, при соответствии условиям критерия ему присваиваются баллы, которые впоследствии суммируются. Интегральный показатель суммы баллов предположительно ориентирован на внешних пользователей — инвесторов, контрагентов, организаторов площадок.
Часть показателей позволяет оценить критерии самостоятельной оценки налоговых рисков согласно Концепции планирования выездных налоговых проверок (пр. № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007). Из выписки налогоплательщик получит следующие данные, обозначенные в концепции:
1. Соотношение среднемесячной зарплаты и уровня средней заработной платы для соответствующей отрасли, по данным Росстата (выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ).
2. Налоговая нагрузка не менее 75 % от среднего уровня, рассчитанного для соответствующего вида экономической деятельности и субъекта РФ, по данным сервиса ФНС «Прозрачный бизнес» (налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли, виду экономической деятельности).
3. Наличие положительного финансового результата, по данным бухгалтерской отчетности (отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов).
4. Доля вычетов НДС ниже среднего значения доли налоговых вычетов для соответствующего субъекта РФ с учетом масштаба и вида деятельности (отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период ).
Данные по оплате труда отличаются, сопоставление данных расчетов по страховым взносам, отчетов 6-НДФЛ по выпискам двух компаний показывает несущественное занижение (2–6 %) расчетной среднемесячной заработной платы.
Часть финансовых показателей должна сигнализировать о признаках несостоятельности (банкротства) организации. По данным бухгалтерской отчетности, налоговые органы фиксируют значения следующих финансовых показателей: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент платежеспособности, коэффициент автономии (финансовой независимости), коэффициент покрытия процентов, рентабельность активов. Их соответствие нормативным значениям включается в балльную оценку. Например, разработчики методики посчитали допустимыми долю собственного капитала в пассиве баланса в 25 % или покрытие процентов чистой прибылью не менее чем в 2,5 раза.
Однако практика показывает, что компании в разных отраслях и на разных этапах развития демонстрируют совершенно разную платежеспособность, а добросовестные налогоплательщики часто не достигают усредненных нормативов финансовой устойчивости.
В расширенный формат выписки включены качественные показатели, которые респектабельные партнеры обычно изучают в ходе процедур due-diligence:
- привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;
- наличие/отсутствие дисциплинарных взысканий у руководителей в связи с утратой доверия;
- отсутствие в составе участников — иностранных лиц (≥ 25 %);
- учредители (участники) не являются руководителями более чем в 10 юридических лицах;
- адрес регистрации не является массовым и пр.
Применение
В описании сервиса указано, что эта методика самооценки и выписка предназначены для предоставления юридическому лицу. Тематика формируемых показателей разнообразна: набор рисков для выездной проверки, due-diligence, финансовая устойчивость. Кроме предоставления заверенных данных потенциальным контрагентам, инвесторам по запросу, выписки могут и начинают использоваться организаторами закупок в рамках закона 223-ФЗ.
Последние изменения в формате выписки, вероятнее всего, свидетельствуют о согласовании с требованиями законодательства о закупках. С 10.02.2025 приводятся данные об отсутствии текущей налоговой задолженности (отсутствии на начало месяца проведения оценки (≥ 30 000 руб.)) и среднесрочной задолженности (на 1 января года проведения оценки (≥ 3000 руб. и 1 % от величины активов)).
И все же основной набор показателей сформирован с позиции оценки налоговых рисков. С заверенной ФНС выпиской налогоплательщику приходит Exel-файл, где аккумулированы похожие показатели плюс отмечено «наличие сделок с взаимозависимыми (взаимосвязанными) налогоплательщиками». Налоговые органы собирают информацию, свидетельствующую о признаках дробления, и налогоплательщик об этом оповещен.
Авторская колонка аудиторско-консалтинговой компании «Аудэкс»: