Налоговики обвинили в дроблении. Почему обратили внимание на спор?
Налогоплательщик выиграл (спор на 169 млн руб.) — уже редкость (хотя и в первой инстанции). Кстати, в Ростовской области активно отрабатывают дробление семейного бизнеса (проще доказать):
- Передача магазинов или «продажа» бизнеса — один из способов отказа от дробления, но не все торопятся продать бизнес третьим лицам, а не «типа чужим».
- Налоговики доказывали, что выгодоприобретатель — неналоговый резидент РФ, а значит проф. вычеты не положены и вообще НДФЛ 30%.
- И еще интересный вопрос — если оба ИП прямо хорошие (хотя и взаимозависимые) и ни один из них не номинал, кто же выгодоприобретатель?
Налоговики отрабатывали стандартные для ситуации перепродажи магазина (или бизнеса вообще) доказательства дробления:
- Не было передачи товарных остатков.
- При продаже бизнеса ничего не изменилось (даже работникам трудовые книжки при увольнении не выдали), что уж говорить про контрагентов и совпадение IP.
Налогоплательщик парировал:
- Деловая цель передачи магазина — его убыточность.
- Товар был на реализации и передавать было нечего, а долги перед поставщиками перевели на нового ИП (интересно, что налоговый аспект этого действия налоговиками не оценивался, т.к. они доказывали именно дробление, а для него внутригрупповые сделки значения не имеют).
- Все совпадения — случайны и вызваны именно сменой собственника магазина.
- ИП-папа — правообладатель, собственник ОС и вообще зарегистрирован как ИП на 8 лет раньше сына. Почему выгодоприобретатель — сын?
Далее цитата:
«Определяющим при выборе организатора схемы является не лицо, у которого больше или меньше магазинов, выручки, численности, как ошибочно полагает инспекция, а совокупность доказательств того, что руководство и обеспечение текущей деятельности лиц, входящих в группу, осуществлялось именно им» (решение АС Ростовской области от 28.02.2025 по делу № А53-39853/2024).
Вообще при передаче/продаже бизнеса (его части), важно дать ответ на вопросы:
- Зачем продали?
- Кто покупатель?
- За сколько продали?
- Есть ли у покупателя деньги?
- Как деньги передали?
- Что изменилось после продажи (утрачен ли корпоративный контроль и не вернулись ли деньги продавцу напрямую или через цепочку сделок)?
Комплаенс Решения - колонка Ивана Кузнецова на ППТ: