Рейтинг@Mail.ru
Новости:
146 489

Нормы площади на человека в офисе

Размер шрифта:

С 1 марта 2022 года вступили в силу новые требования к организации безопасного рабочего места, утвержденные приказом Минтруда и соцзащиты РФ. Правила стали строже. Рассказываем, сколько квадратных метров положено на одного сотрудника в офисе и как организовать рабочее пространство по новым правилам.

Навигация

Приказ Минтруда и соцзащиты № 774н от 29.10.2021 утвердил новые требования к безопасности условий труда в офисе и на предприятии. Работодателей обязали обеспечить не только безопасные, но и комфортные условия труда, чтобы исключить профессиональные заболевания и несчастные случаи.

Основное требование — организовать рабочие места в соответствии с санитарными нормами. Они установлены в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 № 40 (СП 2.2.3670-20) , которые вступили в силу в январе 2021 года. Действовавший ранее СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 утратил силу.

Санитарные правила для офисных помещений, которых необходимо придерживаться при организации и координировании рабочего пространства офисного сотрудника, условно делят на две группы:

  • правила расположения офисной техники и мебели (СанПиН 2.2.3670-20);
  • требования к микроклимату в помещении (действующий с 1 марта 2021 г. СанПиН 1.2.3685-21).

Требования к площади на 1 человека

Руководителю, работники которого, выполняя трудовые обязанности, находятся в офисе, необходимо соблюдать ряд правил:

  • установить четкие требования, какова минимальная площадь помещения, приходящаяся на одно рабочее место пользователя компьютером или любого другого сотрудника, независимо от вида деятельности, — не меньше 4,5 м² (п. 5.2 СанПиН 2.2.3670-20);
  • обеспечить возможность смены рабочей позы между положениями «сидя» и «стоя». Первая рабочая поза удобнее, следовательно, если человек в основном работает стоя, то необходимо предусмотреть возможность периодически менять позу и присесть на специально оборудованное для этого место (п. 5 и 6 приказа Минтруда № 774н);
  • для сотрудников, работающих в положении стоя, необходимо соблюдать пространство для стоп высотой не менее 150 мм, глубиной не менее 150 мм и шириной не менее 530 мм (п. 6.2 СанПиН 2.2.3670-20);
  • для тех, кто работает сидя, при расположении столов и производственного оборудования необходимо соблюдать пространство для размещения ног высотой не менее 600 мм, глубиной — не менее 450 мм на уровне колен и 600 мм на уровне стоп, шириной не менее 500 мм (п. 6.3 СанПиН 2.2.3670-20);
  • для работающих 12 и более часов (при наличии перерыва на сон) необходимо оборудовать место для сна и приема горячей пищи (п. 6.5 СанПиН 2.2.3670-20);
  • сотрудники, занимающиеся творческой работой, которая требует интеллектуального напряжения либо повышенного внимания, отделяются между собой перегородками высотой 1,5–2 м;
  • имеющим инвалидность положено от 5,65 м²;
  • если работник передвигается на инвалидной коляске, то норма площади на сотрудника повышается до 7,65 м².

Правила организации рабочего процесса при работе за компьютером

Для тех, кто во время рабочего процесса пользуется вычислительной техникой, определены следующие нормы площади рабочего места с компьютером по СанПиН 2.2.3670-20 (п. 249):

  • 4,5 м² — если используются плоские дискретные мониторы;
  • 6 м² — если установлен экран старого образца (на базе электронно-лучевой трубки).
ВАЖНО!
Наличие дополнительной оргтехники (ксерокс, факс, еще один монитор и т.д.) — это основание для увеличения нормы площади на 1 человека в офисе по СанПиН, в зависимости от количества используемого оборудования.

Размещая компьютерные столы в офисе с учетом нормы на 1 рабочее место с компьютером, следует соблюдать следующие рекомендации:

  • расстояние между боковыми гранями мониторов — более 120 см;
  • между двумя соседними дисплеями — более 200 см;
  • если компьютерные столы расположены в ряд, то экраны мониторов не должны «смотреть» друг на друга;
  • глубина стола — от 60 см;
  • ширина — более 120 см;
  • столы с компьютерами следует располагать так, чтобы свет падал с левой стороны.

Существуют и правила для кресел, на которых работают сотрудники. Используйте полумягкие офисные стулья с нескользящим покрытием, оснащенные колесиками (простые кресла в офисных помещениях запрещены), регулируемые по высоте и наклону спинки, имеющие подъемный механизм.

Ксерокс, принтер, факс и другую офисную технику располагайте на 60 см и дальше от близкорасположенной стены либо стола. Перед ним/ними необходимо оставлять свободный участок не менее 1 м².

ВАЖНО!
Если длительность рабочего дня сотрудника меньше 4 часов, то разрешается уменьшить площадь до 4,5 м² или организовать — hot desk (стол, который не закреплен за определенным лицом).

Все вышеперечисленные нормы рабочего места в офисе с компьютером на человека имеют отношение исключительно к рабочему пространству и не включают в себя проходы, оборудование и мебель.

Требования к освещенности, температуре, уровню шума, влажности

В связи с тем, что офисные сотрудники часто страдают проблемами со зрением, освещению СанПиН уделяет повышенное внимание. В соответствии с нормами освещение стола, где располагаются документы или ПК, должно составлять 300–500 люкс (СанПиН 1.2.3685-21), фиксируются температурные требования для офисов и предприятий.

Также важно, чтобы свет, попадая на монитор экрана, не создавал бликов.

В качестве искусственных источников света следует применять лампы, которые соответствуют требованиям СанПиН. При этом нельзя размещать свет за спиной работника и прямо над ним, так как это мешает трудовому процессу.

Окна в помещениях предпочтительно должны быть направлены на север либо северо-восток и оснащены регулируемыми конструкциями (роллеты, жалюзи и т.д.).

ВАЖНО!
Все источники света в офисе следует располагать параллельно окнам — естественное и искусственное освещение будут иметь одинаковое направление.

Согласно нормам СанПиН для офисных помещений в кабинете должна поддерживаться комфортная температура. Так, в летний период в офисном помещении нормальная температура: 23–25 градусов тепла, а в зимний — 22–24 градуса. Допустимая погрешность: 1–2 градуса. Влажность воздуха не должна превышать 60 % (СанПиН 1.2.3685-21). Контролируйте влажность воздуха в офисе при помощи гигрометра.

ВАЖНО!
Для уровня шума назначен предельный порог в 80 децибел (СанПиН 1.2.3685-21). Нельзя располагать рабочее место наемного работника возле производственных помещений (мастерские, цеха и т.д.).

Что делать, если офис не соответствует требованиям

В ситуации, когда офисное помещение не соответствует установленным СанПиН и ТК требованиям, руководителю или ответственному лицу необходимо:

  • определить точное количество сотрудников и оргтехники, а затем рассчитать необходимую площадь согласно требованиям;
  • если в помещении температура превышает 26 градусов — оборудовать офис кондиционером, если ниже 20 — обогревателями;
  • при повышенной влажности — установить осушитель воздуха, при пониженной — паровой ультразвуковой увлажнитель;
  • при плохом естественном освещении — оборудовать помещение дополнительными искусственными источниками света в соответствии с нормами;
  • также принять в расчет площадь зоны приема посетителей, охранного поста, столовой и т.д.

В случае несоблюдения санитарных норм для офисных помещений руководитель или ответственное лицо несет административную ответственность в виде штрафа от 2000 рублей до 200 000 рублей (зависит от вида нарушения) либо приостановления деятельности для юрлица на срок до 3 месяцев (ч. 1, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ), а также по основаниям, предусмотренным ст. 6.3 КоАП РФ.

Клубкова Тамара

Комментарии
  • 2022-04-25 10:41:10
    Согласно СанПиНу норма площади на сотрудника в офисе составляет не менее 4,5 м2. На практике этой цифры не придерживается большинство работодателей – их подчиненным приходится ютиться на 2–3 квадратных метрах. Но это вредит здоровью и снижает производительность труда. Если в вашем офисе правила не соблюдают, то обратитесь к руководству компании, если просьбы не действуют - в Трудовую инспекцию.
  • 2022-09-16 07:05:28
    Ломова Анна, а потом на биржу труда, авито или hh.ru
  • 2022-12-07 08:30:12
    Каждый работодатель пытается сэкономить, посадить как можно больше людей в один кабинет, главное чтобы стол поместился, ведь аренда дополнительной площади это затраты, а затраты это прибыль компании и ваша зарплата, хотите больше комфорта, тогда платить мы будем меньше. Если вам предлагают уйти или терпеть, то те кто уходит зачастую оставляют это все в таком виде, никто никуда не жалуется, боятся не найти потом работу, терпеть это отдавать свое здоровье.
    Есть еще проблема: освещение, освещенность, шум, одному сотруднику очень жарко, другой любит темноту, третий хочет послушать музыку, возникают конфликты среди коллег, не объяснять же про нормы СанПиНа человеку, с которым тебе каждый день работать, каждый будет отстаивать свою точку зрения.
    Правила написаны, но на деле тяжело реализуются.
Автор что-то упустил? Информация неверна или устарела? Остались вопросы? Есть сомнения? Высказывайтесь в комментариях!
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте