2 756

Как избавить себя от обзвонов из банков?

Размер шрифта:

Отвечаем на вопросы читателей о том, как убрать свой личный телефон из баз данных, и прекратить нежелательные звонки от банков и других организаций. Обсудим возможные пути решения проблемы, законодательные аспекты и опыт читателей и экспертов.

Как избавить себя от обзвонов из банков?

Как удалить свой личный телефон из базы для обзвона банками?

Мне часто звонят из разных банков на мой личный номер и предлагают различные банковские услуги. Я не давала согласия на использование моего номера. Как мне удалить свой номер из этой базы?

Отвечает Алешина Ольга

Звонки на телефон с целью распространения рекламы, к которым относятся предложения воспользоваться какими-либо услугами (в том числе банковскими) или приобрести товар, допускаются только с согласия абонента (ст. 18 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006).

Многие крупные банки звонят клиентам, которые согласились на получение рекламных предложений. Это происходит при оформлении кредитов, открытии вкладов или получении карты как в офисе банка, так и получении услуг в онлайн-формате. Если в соответствующей графе проставлена «галочка», банковская организация законно звонит клиентам с рекламными предложениями.

Если вы уверены, что не соглашались на подобные звонки, обратитесь в банк (или любую другую организацию, от которой поступает реклама) с требованием прекратить звонки, иные рекламные рассылки (например, СМС, сообщения на электронную почту). Обращение направляется любым удобным способом: при личном визите в банковский офис, позвоните на «горячую линию», оставьте сообщение в чате или отправьте на электронку. После получения вашего сообщения звонки на ваш номер телефона из банков рекламного характера должны быть прекращены.

Как проверить, откуда у банков мой номер телефона?

Мне интересно, как банки получили мой номер. Есть ли способы узнать, откуда у них мои данные?

Отвечает Челозерцева Александра

Если вы предоставили какому-то одному банку свои данные, они легко могут попасть и в другие кредитные организации. Это происходит из-за недобросовестных сотрудников, которые продают данные клиентов. Такая деятельность, конечно, незаконна. Еще бывает так, что люди оставляют контакты на сайтах-агрегаторах, которые предлагают сравнить банковские предложения. Информация с таких сайтов попадает в кредитные компании, чтобы они сформировали предложение для клиента. Есть и куча других организаций, которые воруют данные и продают их банкам, — рекламные баннеры в интернете, где просят указать контакты, фишинговые сайты и пр.

Естественно, ни один банковский сотрудник не расскажет, откуда у него ваш номер телефона. В таких случаях сотрудники говорят, что номер попал к ним путем случайного набора цифр или по рекомендации существующих клиентов. Можно написать официальный запрос в банк с требованием указать источник получения данных или обратиться в правоохранительные органы.

Какие шаги предпринять, если банки продолжают звонить?

Я уже пыталась поговорить с банками, но звонки не прекращаются. Какие действия мне предпринять?

Отвечает Алешина Ольга

Звонить с целью распространения рекламы допускается только с согласия абонента (ст. 18 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006). Если после обращения в банк звонки с целью распространения рекламы продолжаются, направьте соответствующее требование в письменном виде. Если и письменное обращение не дало результата, предпримите следующие действия:

  1. Обратитесь к своему сотовому оператору с заявлением о блокировке телефонного номера, с которого вам звонят через специальный сервис. Он действует с 01.06.2023 и создан мобильными операторами совместно с Федеральной антимонопольной службой (ФАС).
  2. Подайте жалобу в ФАС. При выявлении признаков административного правонарушения банк привлекут к ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ.

Как обратиться в регуляторные органы по поводу нежелательных звонков?

Если банки не реагируют на мои просьбы, куда мне обратиться? В полицию или в Роскомнадзор?

Отвечает Алешина Ольга

Если банки, в нарушение ст. 18 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006, звонят абоненту без его согласия с целью распространения рекламы, несмотря на направленное им требование прекратить указанные незаконные действия, следует обратиться:

  • к своему сотовому оператору с заявлением о блокировке телефонного номера, с которого вам звонят через специальный сервис. Он действует с 01.06.2023 и создан мобильными операторами совместно с Федеральной антимонопольной службой (ФАС);
  • в ФАС, которая проведет проверку законодательства о рекламе. При выявлении признаков административного правонарушения банк привлекут к ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ;
  • в Роскомнадзор, который проверит, законными ли путями банку стал известен ваш телефонный номер, не имеется ли нарушений в работе с персональными данными граждан;
  • в Центробанк, который уполномочен проверять любые действия банков на предмет их правомерности.

Не рекомендуем в указанной ситуации обращаться в полицию, т. к. заявления в большинстве случаев не дадут результата. В действиях банков содержатся признаки административного правонарушения, а не преступления, что, по данной категории правоотношений, не относится к компетенции правоохранительных органов.

Какие законные способы есть для удаления номера из базы?

Мне сказали, что мой номер попал в базу, из налоговой инспекции и Пенсионного фонда. Какие законные пути есть, чтобы удалить его?

Отвечает Алешина Ольга

Государственные внебюджетные фонды, к которым относится СФР (бывший Пенсионный), госслужбы, которой является Федеральная налоговая служба, другие госорганы и организации не передают персональные данные граждан без их согласия третьим лицам (ст. 7 закона № 152-ФЗ от 27.07.2006). Причиной попадания телефонного номера в базу массового обзвона, вероятно, является незаконная продажа личных данных. Чтобы удалить его оттуда, обратитесь к организации (устно или письменно), от которой поступил звонок, с требованием прекратить распространение рекламы без вашего согласия. Если продолжают звонить, подайте жалобу в Федеральную антимонопольную службу.

Как действовать, если банк продолжает звонить после заявления об отказе?

Я направил банку официальное заявление с просьбой прекратить звонки, но они продолжаются. Есть ли какие-то юридические способы повлиять на банк, чтобы они соблюдали мои права? Может быть, кому-то удавалось эффективно решить подобную проблему?

Отвечает Кондрахина Виктория

Согласно закону «О рекламе», звонки рекламного характера допустимы только с согласия абонента. Если лицо обратилось к организации — распространителю рекламы, в роли которого в рассматриваемом случае выступает банк, с требованием прекратить спам-звонки, банк обязан выполнить это требование незамедлительно (ч. 1 ст. 18 закона № 38-ФЗ). В случае, когда рекламные звонки, даже после обращения в банк, продолжают поступать в адрес абонента, необходимо направить жалобу в ФАС. Порядок подачи подобных жалоб подробно представлен на сайте ФАС. К жалобе следует приложить сведения, подтверждающие факт поступления абоненту спам-звонков: аудиозаписи звонков, детализация звонков, сведения о номерах телефонов, с которых производились рекламные звонки, доказательства обращения в банк с требованием прекратить спам-звонки и другое.

Можно ли обезопасить личные данные при оформлении банковских услуг?

Недавно открыл счет в новом банке и опасаюсь, что мой номер снова попадет в базу обзвона. Какие меры предосторожности можно принять, чтобы минимизировать риск попадания моих данных в рекламные базы? Может быть, стоит включить специальные условия в договор?

Отвечает Кондрахина Виктория

По общему правилу, звонки рекламного характера, в том числе и из банка, разрешены только с согласия абонента. Заключая договор на предоставление банковских услуг, необходимо внимательно ознакомиться с текстом документа. Чаще всего в подобный договор включается условие, регламентирующее порядок распространения рекламной информации, где клиенту предлагается выбрать: согласен он или нет на ее получение. Во избежание поступления рекламной информации необходимо в данном пункте договора указать, что на получение спам-звонков вы не согласны. При отсутствии согласия клиента на получение рекламы банк не вправе ему звонить с предложениями рекламного характера.

Как удалить номер телефона из базы данных после закрытия счета?

Я закрыл свой счет в банке больше года назад, но всё равно продолжаю получать от них рекламные звонки. Очевидно, что мой номер остался в их базе данных. Как мне направить официальный запрос на удаление моего номера? Возможно, кто-то уже проходил через это и знает, как правильно составить заявление?

Отвечает Кондрахина Виктория

При заключении договора с физлицом банковские организации обычно получают у клиента согласие на обработку персональных данных, к которым относится и номер телефона клиента. После закрытия счета в банке предоставленное ранее клиентом согласие на обработку персональных данных допустимо отозвать. Подобное заявление озаглавьте как «отзыв согласия на обработку персональных данных», в документе отразите условия, при которых ранее предоставлялось согласие на обработку данных (укажите номер договора на открытие счета), и сославшись на требования части 2 ст. 8 закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ, попросите прекратить обработку ваших данных и исключить их из базы банка. Для прекращения спам-звонков целесообразно направить в банк отдельное заявление, в котором выразить требование о прекращении звонков рекламного характера.

Что делать, если после удаления номера продолжаются звонки от партнеров банка?

После долгих переговоров и подачи заявлений мой номер был, наконец, удален из базы данных банка. Однако я продолжаю получать звонки от различных компаний, которые утверждают, что мой номер был им передан банком для коммерческих предложений. Как разобраться с этой ситуацией? Возможно ли запросить у банка информацию о том, кому были переданы мои данные? И как заставить эти компании прекратить надоедливые звонки?

Отвечает Кондрахина Виктория

Если ранее клиентом дано банку согласие на обработку персональных данных, такое согласие необходимо отозвать. Отзыв согласия поможет предотвратить дальнейшую передачу персональных данных третьим лицам. Если известны сведения о компаниях, от которых поступают звонки рекламного характера, обратитесь к этим организациям с заявлением о прекращении спам-звонков, сославшись на ч. 1 ст. 18 закона № 38-ФЗ. Если после указанного заявления звонки не прекратятся, подайте жалобу в ФАС. Подать жалобу напрямую в ФАС следует и в том случае, когда сведения о распространителях рекламы неизвестны.

Читайте также:

Ответы подготовили:
Алешина Ольга
Алешина Ольга Адвокат

Закончила Владимирский государственный университет в 2005 году. С 2011 года по настоящее время являюсь адвокатом.

Челозерцева Александра
Челозерцева Александра Юрист по корпоративным вопросам

В 2017 году окончила НФИ КемГУ по специальности "юриспруденция". Начала работу помощником арбитражного управляющего (банкротство). Спустя 1,5 года перешла в администрацию бизнес-центра на должность руководителя юр. отдела. Сопровождаю бизнес.

Кондрахина Виктория
Кондрахина Виктория Юрисконсульт

В 2005 году закончила Государственную Классическую Академию, по специальности "Юриспруденция". Стаж работы юристом 19 лет. С 2015 г. работаю в бюджетном учреждении, веду гражданские дела, дела об административных правонарушениях, земельные спор