Отвечаем на вопросы читателей о том, как убрать свой личный телефон из баз данных, и прекратить нежелательные звонки от банков и других организаций. Обсудим возможные пути решения проблемы, законодательные аспекты и опыт читателей и экспертов.
Как удалить свой личный телефон из базы для обзвона банками?
Мне часто звонят из разных банков на мой личный номер и предлагают различные банковские услуги. Я не давала согласия на использование моего номера. Как мне удалить свой номер из этой базы?
Звонки на телефон с целью распространения рекламы, к которым относятся предложения воспользоваться какими-либо услугами (в том числе банковскими) или приобрести товар, допускаются только с согласия абонента (ст. 18 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006).
Многие крупные банки звонят клиентам, которые согласились на получение рекламных предложений. Это происходит при оформлении кредитов, открытии вкладов или получении карты как в офисе банка, так и получении услуг в онлайн-формате. Если в соответствующей графе проставлена «галочка», банковская организация законно звонит клиентам с рекламными предложениями.
Если вы уверены, что не соглашались на подобные звонки, обратитесь в банк (или любую другую организацию, от которой поступает реклама) с требованием прекратить звонки, иные рекламные рассылки (например, СМС, сообщения на электронную почту). Обращение направляется любым удобным способом: при личном визите в банковский офис, позвоните на «горячую линию», оставьте сообщение в чате или отправьте на электронку. После получения вашего сообщения звонки на ваш номер телефона из банков рекламного характера должны быть прекращены.
Как проверить, откуда у банков мой номер телефона?
Мне интересно, как банки получили мой номер. Есть ли способы узнать, откуда у них мои данные?
Если вы предоставили какому-то одному банку свои данные, они легко могут попасть и в другие кредитные организации. Это происходит из-за недобросовестных сотрудников, которые продают данные клиентов. Такая деятельность, конечно, незаконна. Еще бывает так, что люди оставляют контакты на сайтах-агрегаторах, которые предлагают сравнить банковские предложения. Информация с таких сайтов попадает в кредитные компании, чтобы они сформировали предложение для клиента. Есть и куча других организаций, которые воруют данные и продают их банкам, — рекламные баннеры в интернете, где просят указать контакты, фишинговые сайты и пр.
Естественно, ни один банковский сотрудник не расскажет, откуда у него ваш номер телефона. В таких случаях сотрудники говорят, что номер попал к ним путем случайного набора цифр или по рекомендации существующих клиентов. Можно написать официальный запрос в банк с требованием указать источник получения данных или обратиться в правоохранительные органы.
Какие шаги предпринять, если банки продолжают звонить?
Я уже пыталась поговорить с банками, но звонки не прекращаются. Какие действия мне предпринять?
Звонить с целью распространения рекламы допускается только с согласия абонента (ст. 18 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006). Если после обращения в банк звонки с целью распространения рекламы продолжаются, направьте соответствующее требование в письменном виде. Если и письменное обращение не дало результата, предпримите следующие действия:
- Обратитесь к своему сотовому оператору с заявлением о блокировке телефонного номера, с которого вам звонят через специальный сервис. Он действует с 01.06.2023 и создан мобильными операторами совместно с Федеральной антимонопольной службой (ФАС).
- Подайте жалобу в ФАС. При выявлении признаков административного правонарушения банк привлекут к ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ.
Как обратиться в регуляторные органы по поводу нежелательных звонков?
Если банки не реагируют на мои просьбы, куда мне обратиться? В полицию или в Роскомнадзор?
Если банки, в нарушение ст. 18 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006, звонят абоненту без его согласия с целью распространения рекламы, несмотря на направленное им требование прекратить указанные незаконные действия, следует обратиться:
- к своему сотовому оператору с заявлением о блокировке телефонного номера, с которого вам звонят через специальный сервис. Он действует с 01.06.2023 и создан мобильными операторами совместно с Федеральной антимонопольной службой (ФАС);
- в ФАС, которая проведет проверку законодательства о рекламе. При выявлении признаков административного правонарушения банк привлекут к ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ;
- в Роскомнадзор, который проверит, законными ли путями банку стал известен ваш телефонный номер, не имеется ли нарушений в работе с персональными данными граждан;
- в Центробанк, который уполномочен проверять любые действия банков на предмет их правомерности.
Не рекомендуем в указанной ситуации обращаться в полицию, т. к. заявления в большинстве случаев не дадут результата. В действиях банков содержатся признаки административного правонарушения, а не преступления, что, по данной категории правоотношений, не относится к компетенции правоохранительных органов.
Какие законные способы есть для удаления номера из базы?
Мне сказали, что мой номер попал в базу, из налоговой инспекции и Пенсионного фонда. Какие законные пути есть, чтобы удалить его?
Государственные внебюджетные фонды, к которым относится СФР (бывший Пенсионный), госслужбы, которой является Федеральная налоговая служба, другие госорганы и организации не передают персональные данные граждан без их согласия третьим лицам (ст. 7 закона № 152-ФЗ от 27.07.2006). Причиной попадания телефонного номера в базу массового обзвона, вероятно, является незаконная продажа личных данных. Чтобы удалить его оттуда, обратитесь к организации (устно или письменно), от которой поступил звонок, с требованием прекратить распространение рекламы без вашего согласия. Если продолжают звонить, подайте жалобу в Федеральную антимонопольную службу.
Читайте также: