бухгалтер, юрист

Согласие на обработку персональных данных: оформляем правильно

Согласие на обработку персональных данных работника — это документ, который дает право на использование третьими лицами сведений из паспорта, адреса, даты рождения и даже фамилии, имени и отчества гражданина. Эту информацию охраняет законодательство. 

Содержание

Что такое персональные данные

Понятие персональных данных и обращение с ними регулирует Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ. В соответствии с этим документом под личными данными граждан, охраняемыми законодательством, следует понимать любую информацию, которая прямо или косвенно относится непосредственно к их субъекту (то есть физическому лицу). Такая информация позволяет однозначно определить, о каком человеке идет речь. Но человек — полновластный хозяин своих данных, и если форма согласия на обработку персональных данных им не заполнена и не предоставлена, ни одна организация не вправе ими распоряжаться.

Что является личной информацией граждан

Конкретные указания на то, какая информация о человеке является его индивидуальными и охраняемыми данными, в законодательстве отсутствуют. По сложившейся практике под ней обычно скрывается:

  • фамилия, имя, отчество;
  • дата и место рождения;
  • адрес проживания (место регистрации);
  • семейное, социальное и имущественное положение;
  • образование, профессия;
  • доходы, имущество и обязательства.

Обычно такие сведения человек сообщает о себе сам во многих государственных органах, медицинских и образовательных учреждениях, кредитных организациях и даже в коммерческих структурах (при трудоустройстве). Кроме вышеперечисленных сведений, которые являются общими, есть еще специальные личные данные, такие как национальность, вероисповедание, политические взгляды, состояние здоровья и прочая информация подобного рода.

В каких документах содержатся персональные данные

Существует целый ряд документов, которые по своей сути являются источниками и одновременно хранилищами личной информации. К ним, в частности, относятся:

  • паспорт гражданина (внутренний и заграничный);
  • другие документы, удостоверяющие личность;
  • трудовая книжка;
  • военный билет;
  • свидетельство о рождении;
  • документы об образовании;
  • документы о составе семьи;
  • справки о доходах;
  • анкеты, заполняемые при трудоустройстве;
  • автобиография;
  • характеристики;
  • личные карточки работников (форма Т-2);
  • другие документы.

Очевидно, что большинство этих документов в подлинниках или копиях хранят работодатели граждан. Они и все остальные лица, к которым попадает такая информация, являются операторами ПД. В законе указано, что такое согласие на обработку персональных данных, которое обязаны получить все операторы.

Специально для кадровиков эксперты КонсультантПлюс разработали подробный путеводитель по персданным сотрудников. Разобрали, что к ним относится, как их обрабатывать, какие документы нужно получить от работников и т. д. Все актуально на 2021 год. Используйте эти инструкции бесплатно.

Кто такие операторы ПД и что они делают

В статье 3 закона № 152-ФЗ сказано, что оператором ПД является лицо, которое организует и осуществляет обработку персональных данных. Все работодатели, как юрлица, так и ИП, являются такими операторами по умолчанию, круг остальных лиц, которые приобретают этот статус, практически не ограничен. Это любое лицо, которому человек сделал заявление и согласие на ОПД, то есть доверил личную информацию о себе оператору и разрешил ее использовать для определенных целей.

Отдельное внимание следует уделить понятию обработки личной информации. О ней везде говорят, но никто толком не знает, что это такое. Тогда как часть 3 все той же статьи 3 закона № 152-ФЗ регламентирует это понятие как любое действие (или их совокупность), совершаемое с личной информацией. Под действиями законодатели понимают:

  • сбор;
  • запись;
  • систематизацию;
  • накопление;
  • хранение;
  • уточнение (обновление, изменение);
  • извлечение;
  • использование;
  • передачу (распространение, предоставление, доступ);
  • обезличивание;
  • блокирование;
  • удаление или уничтожение данных.

Все операции проходят или в бумажном ручном режиме, или с использованием средств автоматизации, в том числе в режиме онлайн. На все эти действия оператор обязан получить от владельца одобрение: например, заполненный бланк согласия.

Деятельность работодателей в качестве операторов регулирует статья 86 Трудового кодекса РФ.

Требования к оформлению документов

Определимся с общими требованиями к оформлению бумаг, которые подтверждают одобрение гражданина на действия с его личными данными. Необходимо учитывать, что форма для организаций и учреждений немного отличается от того, как выглядит заявление о согласии на обработку персональных данных (его берет с каждого нового сотрудника работодатель).

Нормами статьи 87 ТК РФ установлено, что все организации самостоятельно определяют порядок хранения и использования сведений, полученных от работников. Аналогичный принцип применим и ко всем остальным операторам. Главное — не нарушать требования, установленные федеральными законами и кодексами. Прежде чем приступать к действиям с информацией, необходимо утвердить локальный акт по организации: «Положение о персональных данных». В этом документе должны содержаться все основные требования к правилам оформления документации. Положение утверждает руководитель с одобрения профсоюзного органа (при его наличии). В нем прописывают, как выглядит подписанное согласие на обработку персональных данных и сколько оно хранится.

Когда речь идет о работодателях, важно учесть, что по нормам п. 8 части 1 статьи 86 ТК РФ всех работников и их представителей следует ознакомить с утвержденным положением под подпись. Для этих целей даже заводят специальный журнал. Если положение в организации-операторе отсутствует, это является грубым нарушением, за которое нормами статьи 13.11 КоАП РФ предусмотрен штраф.

Как заполнить согласие на обработку персональных данных

Требования к письменному согласию, которое дает владелец личной информации, определены в части 1 статьи 9 закона № 152-ФЗ. Они изменились с 01.03.2021. Главное требование — конкретика, информативность и обязательное оформление в письменной форме. Также допускается электронная форма, если взаимодействие владельца и оператора происходит через интернет. В любом случае у оператора должна иметься возможность в любой момент подтвердить факт получения.

ВАЖНО!
Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, составленное в письменной форме, с 01.03.2021 включает в себя срок, в течение которого оно действует, и способ его отзыва.

Вот так выглядит стандартная форма согласия, которую применяют в различных ситуациях:

И хотя в самом законе об утвержденной и регламентированной форме этого документа речи не идет, по нормам статьи 13.11 КоАП РФ наказание положено, если оператор начал обработку без письменного разрешения субъекта ПД. Его следует получить по законодательству РФ обязательно с соблюдением всех требований от владельца ПД. Разрешение оптом и «по умолчанию» больше не допускается ни в каких ситуациях.

По этой причине рекомендуется сразу оформить заявление о согласии на все манипуляции с ПД и больше не переживать по этому поводу. Универсальный бланк не предусмотрен: каждый оператор разрабатывает его самостоятельно. Для удобства рекомендуем воспользоваться образцами в конце статьи.

Этот образец — пример согласия на обработку персональных данных для работников коммерческой организации.

Произвольная форма заявления не исключает целого ряда требований, установленных в статье 9 закона № 152-ФЗ к его содержанию. В нем обязательно указываются:

  1. Фамилия, имя и отчество лица, его адрес, полные реквизиты документа, удостоверяющего его личность (аналогичные требования к представителям гражданина).
  2. Наименование или Ф.И.О. и адрес оператора.
  3. Цель получения личной информации.
  4. Перечень данных, которые подлежат обработке.
  5. Данные организации или ИП, которым оператор перепоручил любые манипуляции с данными.
  6. Перечень действий с информацией о человеке, на совершение которых он дал свое согласие, общее описание способов ее хранения и использования.
  7. Срок, в течение которого действует согласие, и способ его отзыва.
  8. Личная подпись гражданина.

Дидух Юлия
Дидух Юлия бухгалтер, юрист

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.
Комментарии
Вам может быть интересно:
Ошибка на сайте
Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Выход

Вы уверены, что хотите выйти?