Рейтинг@Mail.ru
56290
Оставить комментарий Распечатать

Пароль к сертификату электронной подписи: как и где его узнать

Размер шрифта:

Без электронной подписи нынче не обойтись. Юрлица и ИП не могут без нее работать, но и частные лица оценили удобство общения с госорганами через интернет, а для этого нужна подпись, как ни крути. Электронная подпись тождественна собственноручной, но защищена лучше — у нее есть и пароль, и даже иногда ПИН-код. Разбираемся, как защищена электронная подпись с использованием пароля, есть ли возможность его восстановления и что для этого делать.

Как защищена электронная подпись ФНС: пароль, ПИН-код

Электронная подпись юрлица или ИП на Рутокене

Электронная цифровая подпись (ЭП), которую ФНС выпускает для юридического лица или ИП, всегда выпускается и хранится на USB-носителе (чаще всего это Рутокен, реже — носитель JaCArta). При получении ЭП в удостоверяющем центре ФНС руководитель организации (или ИП) дает сотруднику купленный им заранее носитель, на который ему и записывают ключ ЭП.

Никакой пароль на ЭП при этом не устанавливается. При желании, его можно установить вручную, начав работать с ЭП, и это будет защита именно на USB-носитель.

С Рутокеном работать проще, на него по умолчанию пароль не требуется. С JaCarta сложнее, у этого носителя есть ПИН-код, который требуется периодически вводить заново (такая защита «от дурака»).

Электронная подпись физлица в личном кабинете nalog.ru

Эта ЭП формируется в облачном формате, то есть она хранится только на серверах Федеральной налоговой службы и обеспечивает работу человека исключительно с личным кабинетом nalog.ru. Ее нельзя записать на USB-носитель, а пароль к ней вы задаете при первичном формировании, и он служит вам на всем протяжении жизни сертификата.

При его формировании необходимо учитывать следующие параметры:

  • надежный и содержит не менее 8 символов, включая заглавные и строчные латинские буквы, цифры и другие символы;
  • комбинация символов сложная и надежная, но запоминаемая для пользователя.
Советуем прочитать: все об электронной подписи

При первоначальной установке сертификата на компьютер, если устанавливается пароль, в браузере настройте систему таким образом, чтобы он не запрашивался. Так получится сделать, выбрав предложенную браузером опцию «Сохранить пароль», но эта возможность предусмотрена только для одного компьютера. При установке на другой компьютер код вводится снова.

Пароль к сертификату электронной подписи (ЭП) налогоплательщика служит для защиты от возможных мошенников. Поэтому не советуем им пренебрегать или придумывать его простым и универсальным.

    Надо знать: какая ответственность предусмотрена за подделку электронной подписи

    Можно ли восстановить пароль к электронной подписи

    Электронная подпись юрлица или ИП на Рутокене

    Напомним, что пароля к сертификату ЭП нет, поэтому речь идет только о USB-носителе.

    Что касается пароля на носитель, то Федеральная налоговая служба в большинстве случаев использует USB-носитель Рутокен. Нa кaждом носителе (токене) от налоговой уже устaновлен стaндaртный ПИН-код.

    Если код, который вы придумывали, утерян или забыт, то есть возможность восстановить его путем сброса настроек до заводских.

    Для этого необходимо зайти в панель управления Рутокена и пройти один из путей:

    Пуск — Нaстройкa — Пaнель упрaвления — Пaнель упрaвления Рутокен или Пуск — Пaнель упрaвления — Пaнель упрaвления Рутокен.

    Укажите «Администрaтор» и введите pin-код, после этого нaжмите «Рaзблокировaть». Стандартный pin-код aдминистрaтора при выпуске токена от ФНС — 87654321.

    В случае с JaCarta все сложнее. Если забыт пароль администратора или он заблокирован (превышено количество попыток его подобрать), то восстановление невозможно — придется покупать новый носитель. Если забыт пароль пользователя, обратитесь к авторизованному дилеру JaCarta, там вам помогут. Самостоятельно справиться сложно.

    Электронная подпись физлица в личном кабинете nalog.ru

    Для этого вида ЭП пароль восстановить нельзя, только вспомнить или подобрать. Если это не получается, то придется перевыпускать сертификат.

    Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что нужно знать об электронной подписи. Используйте эти инструкции бесплатно.

    Что делать для восстановления пароля к ЭП

    Для восстановления следует выполнить следующие действия:

    • проверить документы, полученные от организации, выдающей ЭП. Возможно, там указан заводской код администратора, тогда есть возможность восстановления путем сброса всех настроек;
    • обратиться в службу поддержки вашей организации. Возможно, потребуется предоставить информацию о сертификате или задать вопрос в онлайн-чате;
    • если ЭП установлена на компьютере, то проверить сохраненные коды. Некоторые программы сохраняют их автоматически, что упрощает задачу. Если автоматическое сохранение не сработало, то попробуйте подобрать ваши стандартные пароли.

    В случае получения сертификата ЭП от ФНС есть плюсы. Количество раз ввода неправильного кода на сайте не ограничено, перебирайте все возможные варианты. Если он окончательно и бесповоротно забыт, то выпустите новый сертификат: это займет по времени от 5 минут до 24 часов.

    Вам может пригодиться: как пользоваться электронной подписью на портале Госуслуги

    Для этого зайдите в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС и нажмите на профиль. Кстати, если вы забыли защитный код от личного кабинета, то воспользуйтесь входом через Госуслуги.

    В открывшейся панели выберите «Настройки профиля».

    Перейдите на вкладку настроек «Электронная подпись» и выберите, где будет храниться ваш ключ.

    Варианты хранения указаны на картинке. Это возможность хранить прямо в системе ФНС, перенести к себе на компьютер или зарегистрировать уже имеющуюся ЭП. Внизу окна необходимо прописать набор цифр и букв и повторить их для подтверждения. Наберите буквы, цифры и символы, поиграйте с регистром. Чем необычнее пароль, тем он безопаснее. Это и будет ваш ПИН-код для сертификата ЭП. Подберите его таким, чтобы вы его запомнили, но в то же время сделайте его сложным.

    После нажатия кнопки «Отправить запрос» появится панель генерации электронной подписи.

    Результатом этой генерации станет выпуск электронной подписи.

    Читайте также: пошаговая инструкция по отзыву сертификата электронной подписи
    • 2023-10-10 14:10:35
      Если уверены, что никто не сможет воспользоваться вашим компьютером, то сохраните его в браузере, и тогда не придется его вспоминать. Используйте пароли, которые вы можете запомнить, но которые не сумеют подобрать мошенники.
    Оставить комментарий Распечатать
    Вильданова Анна
    Вильданова Анна Кадровый аудитор

    Кадровый аудитор. В 2011 году закончила МГАПИ "Управление персоналом". В 2022 г. получила образование в сфере Юриспруденции с получением квалификации "Юрист по трудовому праву". В трудовом праве более 8 лет. Живу и работаю в г. Москве

    Комментарии
    Автор что-то упустил? Информация неверна или устарела? Остались вопросы? Есть сомнения? Высказывайтесь в комментариях!
    Вам может быть интересно:
    Рубрикатор
    • Бухгалтеру
    • Юристу
    • Кадровику
    • Физическому лицу
      • Формы и отчеты
      • Налоги и взносы
      • Учет и платежи
      • Расчеты с работниками
      • Документы
      • Суд
      • Корпоративное право
      • Кадровые документы
      • Трудовые отношения
      • Отчеты и контроль
      • Общие вопросы
      • Охрана труда
      • ИП и самозанятость
      • Работа. Служба
      • Здоровье
      • Семья
      • Имущество. Жилье
      • Документы
      • Льготы. Пенсии
    Ошибка на сайте