Я столкнулся с необходимостью продления ЭЦП, выданной ФНС. Интересует, можно ли это сделать бесплатно и удалённо самому, без обращения в специализированные центры?
Какие существуют альтернативы платным услугам для продления ЭЦП?
Мне нужно продлить ЭЦП, но хочется избежать дополнительных расходов. Какие альтернативные способы существуют, чтобы сделать это бесплатно или за минимальную плату?
Если срок действия сертификата квалифицированной электронной подписи подходит к концу, но еще не истек, продлить (перевыпустить его) получится бесплатно. Способ доступен тем, кто изначально получил ЭЦП (ЭП) в удостоверяющих центрах ФНС или у уполномоченных им лиц.
Чтобы продлить КЭП, потребуется зайти в личный кабинет на сайте ФНС. Организациям необходимо перейти в раздел «Заявления. Запросы», выбрать «Электронная подпись (КЭП)». Индивидуальным предпринимателям — в разделе «Услуги. Сервисы» выбрать «Перевыпуск сертификата ЭП».
Строгих сроков для продления не установлено, но рекомендуется совершать указанные действия не позднее 20 дней до окончания срока ЭП. Если период действия электронной подписи закончился, потребуется оформлять новую КЭП.
Какие технические проблемы могут возникнуть при регистрации ЭЦП в личном кабинете на сайте ФНС?
При попытке регистрации ЭЦП в личном кабинете на сайте ФНС столкнулся с техническими проблемами. Как их можно решить?
Без зарегистрированной ЭЦП ЛК налогоплательщика превращается в наглухо закрытый сейф. Да, он принадлежит вам, вот только открыть его и воспользоваться содержимым невозможно. Таким образом, технические проблемы, возникающие при регистрации ЭЦП, надо решать обязательно.
Вот на какие проблемы при взаимодействии с ЭП на сайте ФНС чаще всего жалуются пользователи:
- не проходит проверка возможности соединения с сервером;
- не удается проверить подпись сертификата;
- не удается проверить цепочку сертификатов для доверенного корневого центра.
На сайте налоговой службы размещена «Памятка по настройке КЭП и предоставлению налоговой отчетности через сайт ФНС России». Это подробнейшая актуальная инструкция на 16 листах с описанием процессов, иллюстрациями и ссылками на ресурсы разработчиков ПО. Если провести регистрацию ЭП в соответствии с «Памяткой», никаких технических проблем и ошибок возникнуть не должно.
Однако случается, что корректной процедуре мешают ранее установленные сертификаты, используется крипто-ПО, не соответствующее критериям безопасности, и т. п. То есть недостаточно тщательно подготовлено рабочее место.
Придется проверить каждый шаг, начиная с требований к рабочему месту, установки драйвера носителя и т. д., в соответствии с «Памяткой» ФНС.
А лучше всего IT-шника пригласить. У него весь процесс регистрации ЭЦП вместе с подготовкой рабочего места занимает не более 5 минут. Проверено.
Как использовать ЭЦП в различных браузерах после ее продления?
Продлил ЭЦП и теперь ищу информацию о том, как правильно настроить ее использование в различных браузерах.
Вам нужно перенастроить электронную подпись. Если этого не сделать, браузер просто не увидит ЭП ни на вашем рабочем компьютере, ни на токене. У каждого браузера — свои правила, подробно с ними ознакомиться сможете в меню настроек. Но есть и общие требования: чтобы новая или продленная ЭЦП работала, необходимо установить плагины с различными криптопровайдерами. К примеру, КриптоПро ЭЦП Browser plug-in и библиотека CAPICOM. Если они уже стоят, пропускайте этот шаг и приступайте к настройке работы с усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) онлайн.
Для настройки ЭП зайдите в свойства браузера через «Панель управления» ПК. На вкладке «Безопасность» зайдите в «Надежные сайты». Уберите отметку «Для всех узлов этой зоны требуется проверка серверов (https:)» в блоке «Сайты». Затем добавьте адреса нужных сайтов для работы с ЭЦП в поле «Добавить в зону следующий узел». Сохраните и закройте. Затем опять зайдите во вкладку «Безопасность» и установите разрешение для всех элементов «ActiveX». Последний шаг в настройке работы с вашей продленной УКЭП — во вкладке «Конфиденциальности» надо убрать отметку «Включить блокирование всплывающих окон», сохранить и перезагрузить ПК. Теперь сможете работать с ЭП на нужных вам сайтах.
Какие особенности нужно учитывать при перевыпуске ЭЦП для индивидуальных предпринимателей?
Я — ИП, столкнулся с необходимостью перевыпуска ЭЦП. Какие нюансы и требования следует учитывать в этом процессе?
Если ЭЦП (ЭП) получена в удостоверяющих центрах ФНС или у уполномоченных им лиц, а срок действия сертификата не истек, перевыпустить его вы можете в дистанционном формате. Необходимо зайти в личный кабинет на сайте ФНС, перейти в раздел «Услуги. Сервисы» и выбрать «Перевыпуск сертификата ЭП». Услуга предоставляется бесплатно. При истечении периода действия электронной подписи потребуется оформлять новую КЭП.
ИП требуется учитывать, что при продлении через удостоверяющие центры или выпуске новой КЭП получить за него подпись по доверенности другие лица не смогут. Потребуется личная явка индивидуального предпринимателя.
Можно ли использовать банковские услуги для получения и продления ЭЦП, и как это сделать?
Мне предложили использовать услуги моего банка для получения и продления ЭЦП. Как это работает и что нужно знать, чтобы воспользоваться этой опцией?
Действительно, ряд банков получили статус доверенного лица УЦ ФНС и оказывают услуги по получению и продлению ЭЦП. Это Сбербанк, ВТБ, Тинькофф и Промсвязьбанк. Информация о доверенных лицах размещена на сайте ФНС.
Первичное оформление ЭЦП возможно только при личном посещении налоговой инспекции или офиса уполномоченного банка. Необходим паспорт, СНИЛС и носитель, на который запишут сертификат. Обратите внимание: сертификат копированию не подлежит.
Срок действия подписи, полученной в ФНС, — 15 месяцев, в прочих УЦ — 12 месяцев.
Доверенное лицо (в нашем случае банк) вправе как выпустить ЭЦП, так и продлить ее. Причем продлевается банком и подпись, полученная ранее через УЦ налоговой службы.
Важно, что продлить электронную подпись получится только до окончания ее действия. По окончании срока потребуется не продлевать, а выпускать новую, а значит, обойтись без посещения банка не получится. Зато новый токен не нужен.
На сайте каждого банка, имеющего статус доверенного лица УЦ ФНС, имеется вся необходимая информация о порядке первичного оформления подписи и ее продления. Есть и подробные инструкции по настройке рабочего места и установке необходимого ПО. В интернет-банке Сбера надо зайти в раздел «Документооборот», затем — в «Мой профиль» или «Личный кабинет».
Читайте также:
- все, что нужно знать про электронную подпись;
- как получить электронную подпись в личном кабинете налогоплательщика;
- как ИП получить бесплатную электронную подпись;
- как проверить электронную подпись на подлинность;
- как подписать документ электронной подписью;
- как пользоваться электронной подписью на Госуслугах;
- как аннулировать электронную подпись.