Электронная подпись на Госуслугах позволит сэкономить время и оформлять важные документы из дома. Чтобы ее выпустить, необходимо предпринять несколько шагов.
Навигация
Кому и зачем пригодится ЭЦП на Госуслугах
Оформив усиленную квалифицированную электронную подпись для физических лиц, решайте вопросы, связанные с обращениями в государственные органы, не выходя из дома.
Какие услуги получат физические лица, оформив электронную подпись через Госуслуги для использования на портале:
- Замена паспорта гражданина Российской Федерации.
- Получение или замена загранпаспорта.
- Регистрация по месту жительства.
- Представление налоговой декларации.
- Оформление договора на заключение услуг связи и т.д.
- Зарегистрировать ИП и т.д.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что нужно знать об электронной подписи. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как получить ЭЦП
Минцифры России в содружестве с крупными компаниями страны запустило приложение «Госключ». Документы, подписанные ЭЦП, имеют такое же одинаковое юридическое значение, что и ручная подпись. Для ее получения необходима подтвержденная учетная запись. Несколько способов, как добавить электронную подпись на Госуслугах: с использованием приложения «Госключ» или в аккредитованных удостоверяющих центрах. Такую подсказку дает помощник на портале.
Радует и цена электронной подписи для Госуслуг: она бесплатная.
Порядок получения электронной ЦП пошагово:
Шаг 1. Проверьте, подтверждена ли учетная запись, внесен ли в нее номер телефона. Для этого зайдите на портал Госуслуги, в правом верхнем углу нажмите на ваш профиль.
Шаг 2. Проверьте наличие загранпаспорта нового образца.
Шаг 3. Для оформления потребуется и смартфон с NFC-модулем (технология беспроводной передачи данных малого радиуса действия).
Шаг 4. Скачайте приложение «Госключ» и установите его.
Вот QR-коды с официального сайта:
Шаг 5. Зарегистрируйтесь в приложении с помощью учетной записи портала.
Шаг 6. Предоставьте доступ к вашим персональным данным, СНИЛС, ИНН, документу, удостоверяющему личность, номеру телефона.
Шаг 7. Ознакомьтесь и подпишите лицензионное соглашение.
Шаг 8. Придумайте надежный пароль для защиты ваших данных. Длина пароля от 8 до 32 символов. Можно воспользоваться генератором пароля.
Шаг 9. Сгенерируйте ЭЦП: для этого водите пальцем по экрану в произвольном порядке.
Шаг 10. Дождитесь выпуска сертификата, процесс занимает не более минуты.
Шаг 11. Проверьте данные сертификата и подпишите его.
Шаг 12. Приложение готово к работе. С портала государственных услуг документы отправляются в «Госключ» и становятся доступными для использования ЭЦП. При необходимости задайте вопрос Роботу Максу на портале.
Есть два вида ЭЦП: УНЭП (выпускается сразу при регистрации на «Госключе») и УКЭП (выпускается дополнительно при наличии загранпаспорта).
Для выпуска УКЭП введите серию и номер загранника и срок его действия, приложите телефон к нему, как показано на картинке, и ждите, когда данные отсканируются. Выпуск занимает считаные секунды. После этого вы можете пользоваться своей подписью на портале.
Небольшая инструкция, как скачать электронную подпись с Госуслуг через мобильное приложение:
- Откройте настройки — « Мои сертификаты» — выберите действующий сертификат.
- Пролистайте до конца, нажмите на иконку «Документы выпуска».
- Отправьте УКЭП или УНЭП на мессенджеры, электронную почту, а потом сохраните на компьютер.
Читайте также: как отозвать электронную подпись
Как проверить ЭЦП на Госуслугах
Вот как проверить электронную подпись на Госуслугах:
- задайте этот вопрос Роботу Максу на портале;
- в списке появившихся от него ответов выберите «Мои сертификаты электронной подписи» или «Сервис проверки УНЭП от Госключа».
В вашем личном кабинете отразится срок действия ЭЦП, владелец, информация о том, кем выдана, и номер сертификата.
Полезно: как восстановить пароль к Госключу
Как пользоваться ЭЦП на Госуслугах
Рассмотрим процедуру поэтапно.
Этап 1. В поиске введите запрос «Как подписать документы электронной подписью на Госуслугах» или «Подписать документы в Госключе».
Этап 2. На странице загрузки добавьте файл с компьютера.
Этап 3. Введите название документа. С таким названием он отобразится в мобильном приложении.
Этап 4. Нажмите продолжить и возьмите телефон.
Этап 5. В приложении отобразится информация об ожидающих подписания документах.
Этап 6. Проверьте содержание документа и сделайте отметку о его проверке. Сервис предлагает возможность отказаться от проставления ЭЦП при необходимости.
Этап 7. После подписания документ появится на портале государственных услуг.
Этап 8. Скачайте 2 файла: документ и ЭЦП с расширением .sig.
Для подтверждения подлинности электронной подписи на Госуслугах есть сервис проверки УКЭП. Для этого:
- Роботу Максу в поиске впишите одноименный запрос.
- В открывшемся окне добавьте файл документа и файл ЭЦП.
- Начнется проверка, и сервис выдаст результат, достоверна или нет ЭЦП.
В заключение отметим, что Минцифры создало крайне удобный сервис для облегчения взаимодействия с государственными органами. Но воспользоваться им смогут не все: отсутствие современных телефонов и загранпаспортов является препятствием на текущем этапе для использования цифровых сервисов. Для старшего поколения самостоятельно пройти процедуру, вероятно, будет сложно.
Может пригодиться: как ИП получить бесплатную электронную подпись
За последние 20 лет процесс использования ЭЦП упростили максимально на сколько возможно.
К сожалению у самой технологии есть минимальный "порог вхождения" ниже которого упростить просто не возможно на данный момент.
Связано это с методами хранения приватного ключа-кода (одна из двух составляющих ЭЦП), с ними приходится возиться и хранить все время действия ЭЦП и к сожалению это не просто пароль который можно сбросить и поменять в любой момент, этот ключ выдается один раз на весь период действия ЭЦП (обычно это год).
Сейчас я наблюдаю подвижки в сторону организации гос. аппаратом централизованного хранения ЭЦП (налоговой) и альтернативного распределенного на (программа госключ), полагаю, что в ближайшие лет 5 придут к единственному выбору, но все равно разобраться и усвоить придется, мир стал сложнее.