Электронная подпись нужна, чтобы взаимодействовать с налоговой удаленно без посещения инспекции. Ее получают не только организации, но и физлица. Рассказываем, как получить электронную подпись в личном кабинете налогоплательщика.
Навигация
Что такое личный кабинет налогоплательщика
Личный кабинет налогоплательщика — это сервис, с помощью которого граждане и организации удаленно взаимодействуют с ФНС. Его разработали, чтобы упростить взаимодействие с ФНС и снизить нагрузку на инспекторов.
В сервисе ФНС доступны такие услуги:
- получение информации о налогах и их оплата;
- получение налоговых вычетов;
- выгрузка данных об имуществе;
- проверка статуса предпринимателя и самозанятого и пр.
Профиль гражданина и организации связан с Госуслугами, они функционируют взаимосвязанно. Регистрация происходит через Госуслуги, функционал сайтов различается.
Как получить электронную подпись в личном кабинете налогоплательщика физлицу
Физическое лицо вправе оформить ЭП удаленно через личный кабинет налогоплательщика. Такая ЭП позволит отправлять в налоговую заявления, например, на налоговый вычет, заказывать справки и пр. Для получения услуг не потребуется лично посещать ФНС.
Советуем прочитать: все, что нужно знать про электронную подпись
Для оформления следуйте пошаговой инструкции:
Шаг 1. На главной странице сайта зайдите в профиль. В правом верхнем углу кликните «Настройки» — «Электронная подпись».
Шаг 2. Выберите вариант получения ЭП.
Физлицу доступны три варианта:
- в защищенной системе ФНС. При использовании ключа достаточно ввести пароль, на компьютер не нужно устанавливать специальные программы. Этот вариант рекомендует налоговая;
- ЭП в системе пользователя. Для этого потребуется установить программное обеспечение, которое будет хранить ЭП на компьютере;
- регистрация имеющейся ЭП. Этот вариант подходит для восстановления пароля от ранее зарегистрированной ЭП.
Шаг 3. Проверьте данные для оформления ЭП.
Система автоматически заполнит:
- Ф.И.О.;
- СНИЛС;
- ИНН;
- адрес регистрации.
Шаг 4. Заполните недостающие сведения. Необходимо указать электронную почту и задать пароль.
Шаг 5. Дождитесь формирования ЭП.
Процесс генерации ключа занимает от 30 минут до суток. О готовности гражданина уведомят по электронной почте.
Ключ с ЭП готов. Он подходит только для взаимодействия с налоговой.
Может пригодиться: как получить электронную подпись на Госуслугах
Как получить электронную подпись в личном кабинете налогоплательщика ИП
У ИП и физлица единый профиль в ФНС, его не делят на предпринимательский и частный.
ЭП из профиля физического лица действует только для операций гражданина. Он вправе запросить сведения о налогах физлица, получить справку о задолженности и пр. Для предпринимательских целей такая ЭП не подходит. Чтобы сдать налоговую отчетность ИП или направить распоряжение о списании денег с ЕНС, потребуется другая ЭП.
Необходимо посетить ФНС и подготовить токен (носитель) для записи на него ЭЦП. Ключ оформят бесплатно.
Подробнее: как ИП получить бесплатную электронную подпись
Как получить электронную подпись в личном кабинете налогоплательщика юрлицу
Профили юрлица и руководителя-физлица не связаны. Для организаций получение ЭЦП в профиле налогоплательщика недоступно, поскольку регистрация личного кабинета осуществляется по ЭЦП, которую выдают в ФНС.
Руководителю юрлица необходимо обратиться в налоговую, чтобы инспектор записал на токен (носитель) цифровую подпись организации. ЭЦП выдают бесплатно. По этому ключу осуществляется регистрация личного кабинета налогоплательщика-юрлица.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что нужно знать об электронной подписи. Используйте эти инструкции бесплатно.
Какие документы нужны для получения электронной подписи в личном кабинете налогоплательщика
Гражданину для получения цифровой подписи в личном кабинете налогоплательщика потребуются:
- паспорт;
- ИНН;
- СНИЛС.
Данные заполнятся автоматически из профиля Госуслуг. Загружать скан не требуется, достаточно реквизитов документов.
Для оформления электронной подписи индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу в налоговой потребуются:
- паспорт — для ИП и руководителя организации;
- СНИЛС — для ИП и руководителя организации;
- лист записи ЕГРЮЛ или ИНН организации — для юрлица.
Читайте также: сколько стоит оформить электронную подпись для физлица
Электронную подпись из личного кабинета налогоплательщика можно использовать только для взаимодействия с налоговой, а ключ ЭЦП для ИП и организаций подходит для подписи любых документов.