Специальная оценка условий труда (Спецоценка условий труда)

Комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также по оценке уровня их воздействия на работников с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Специальная оценка условий труда проводится один раз в пять лет при условии, что в течение этого срока не были созданы новые рабочие места.

Правила проведения оценки регулируются положениями Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

Согласно этому закону, проводить ее обязаны все организации и индивидуальные предприниматели, имеющие сотрудников, с 1 января 2014 года. При этом разрешается не проводить специальную оценку условий труда тем работодателям, которые до 1 января 2014 года провели аттестацию рабочих мест по условиям труда. Впрочем, результаты такой аттестации годны в течение пяти лет, по истечении которых проводить специальную оценку условий труда все-таки придется.

Если на предприятии отсутствуют потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно, но должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года.

По закону процедура оценки должна быть независимой, поэтому работодатели обязаны заключить гражданско-правовой договор о проведении оценки условий труда со сторонней организацией, аккредитованной в качестве оценщика.

По окончании проверки налогоплательщики сдают специальную декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Форма декларации и порядок ее представления прописаны в Приказе Минтруда от 7 февраля 2014 г. № 80н. Однако если с работником на рабочем месте произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, то в отношении такого рабочего места проводится внеплановая специальная оценка условий труда. Если же подобных инцидентов зафиксировано не было, по истечению срока действия декларации соответствия условий труда ее продлят на следующие пять лет.

Полученные результаты специальной оценки условий труда на предприятиях дают основание устанавливать классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. В зависимости от этих классов государство обязывает работодателей платить специальный тариф по пенсионному страхованию. Так, если на производстве вредные или опасные условия труда, организации перечисляют дополнительные страховые взносы в размере от 2 до 8 процентов (в зависимости от подкласса). При допустимых и оптимальных условиях труда дополнительные взносы в Пенсионный фонд не вносятся.

Результаты оценки условий труда также применяются для:

  • разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;

  • информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

  • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;

  • осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

  • организации обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;

  • установления работникам предусмотренных (Трудовой кодекс Статья Трудовым кодексом РФ) гарантий и компенсаций;

  • расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  • обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  • подготовки статистической отчетности об условиях труда;

  • решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний и воздействием на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  • определения видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;

  • установления ограничений для отдельных категорий работников;

  • оценки уровней профессиональных рисков;

  • иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Следует отметить, что в отношении работодателей, которые нарушают порядок проведения спецоценки, предусмотрено административное наказание. На основании статьи 5.27.1 КоАП РФ им грозит предупреждение или санкции в виде штрафов. Для должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, они составляют 5-10 тысяч рублей, для юридических - от 60 до 80 тысяч рублей.