В процессе анализа работы предприятия особое внимание уделяется объему реализации продукции — ключевому показателю, на основе которого рассчитывается прибыль. Расскажу, как рассчитать объём реализованной продукции.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Объём реализованной продукции — это сколько товаров компания продала за определённый период.
- Он включает товары, за которые покупатели уже заплатили и которые учтены на складе.
- Важно следить за этим показателем, чтобы компания могла строить планы и оценивать свою работу.
- Чтобы посчитать объём, нужно умножить количество проданных товаров на их цену.
- Дополнительно стоит учитывать остатки продукции на начало и конец периода для точного расчёта.
Что такое объём реализованной продукции
Объём реализации представляет собой общее количество проданной продукции, произведённой предприятием за определённый период времени.
К реализованной продукции относится вся отгруженная продукция, на которую предъявлены расчётные документы об оплате покупателями и которая принята к учёту.
В широком смысле объём реализации можно рассматривать как конечный результат деятельности предприятия.
Для предприятий с собственным производством в состав реализации входит выручка от:
- реализации произведённой продукции;
- реализации товаров, изготовленных на основе давальческих сделок с другими предприятиями, как внутри страны, так и за её пределами;
- продажи электроэнергии, тепла, газа, пара и воды, произведённых организацией самостоятельно.
То есть объём реализации включает в себя выручку от основной деятельности. Выручка от инвестиционной и финансовой деятельности в этот показатель не входит.
Рассчитывается как в денежной, так и в натуральной форме в зависимости от конечной цели анализа показателя.
Значение показателя объёма реализованной продукции
Собственники бизнеса, руководители и аналитики не могут принимать эффективные управленческие решения и держать под контролем деятельность компании, не изучая показатель. В частности, он служит для:
- сопоставления плановых и фактических показателей продаж, что позволяет выявлять отклонения и корректировать дальнейшие планы;
- определения факторов, влияющих на изменение объемов реализации;
- оценки качества выпускаемой продукции;
- оценки соблюдения условий контрактов с покупателями, включая сроки поставок, объемы и качество поставляемой продукции;
- помощи в составлении прогноза выручки от продаж с учетом маркетинговой стратегии.
Показатель важен при заключении договоров с крупными клиентами. Если изучить объёмы продаж таких клиентов или их конкурентов, то можно узнать, какую долю на рынке они занимают. На практике произвести расчет по сторонней организации не просто, так как нужна не бухгалтерская отчетность, а внутренние документы и данные управленческого учета.
Как определить объём реализованной продукции
Расчет производится по стандартной формуле:
объем реализации = количество проданных единиц × цена за единицу.
Используется для расчёта отдельных видов продукции, но также применяется и для оценки общего объёма реализации.
Для расчёта необходимо собрать информацию о количестве и цене за определённый период. В зависимости от того, какой объём данных требуется (в частности, по одному или нескольким видам продукции и за какой период времени необходимо провести расчёт), в программе 1С можно воспользоваться следующими отчётами:
- «Продажи по контрагентам»;
- «Продажи по номенклатуре»;
- «Валовая прибыль».
Может пригодиться: как составить отчет о розничных продажах в 1С
Отчеты находятся в разделе «Продажи». Основываясь на своём опыте, я могу порекомендовать отчёт «Анализ продаж». Позволяет получить подробную информацию о продажах за любой период в различных разрезах: по товарам, менеджерам и контрагентам.
Простой пример:
Компания «Светлый дом» занимается производством и продажей светодиодных ламп. За прошедший квартал они продали 5000 ламп по цене 250 рублей за штуку. Расчет:
ОР = 5000 ламп × 250 руб./лампа = 1 250 000 рублей.
Таким образом, за прошедший квартал компания «Светлый дом» продала товара на общую сумму 1 250 000 рублей.
Для расчета общего объема без разбивки по видам и наименованию продукта применяют формулу:
ОР = ВП + ОГПн — ОГПк,
где: ВП — валовая продукция, ОГПн и ОГПк — остатки готовой продукции на начало и на конец года соответственно.
Например, производственное предприятие выпускает несколько видов продукции, но необходимо посчитать общий объем. ВП за год составила 50 млн рублей. ОГПн — 5 млн рублей. ОГПк — 3 млн рублей.
ОР = 50 млн + 5 млн — 3 млн = 52 млн рублей. Итак, общий объем реализации за год составил 52 миллиона рублей.
Если компания предоставляет своим клиентам скидки, то они обязательно учитываются при расчете, как и возвраты.
Сам по себе расчет объема продаж — это величина, которая не дает прямой информации о состоянии дел на предприятии. Чтобы получить представление о том, как идут продажи, необходимо провести анализ показателя, сопоставить с аналогичными данными за предыдущие периоды и с плановыми показателями.
Полезно знать: как рассчитать себестоимость продаж
Для расчета и анализа объема реализации рекомендуется использовать следующую форму:
Читайте также: какими проводками отражать реализацию товара
Часто задаваемые вопросы по теме
-
Почему важно анализировать показатель объема реализации?
Знание объёма продаж имеет огромное значение для оценки текущего положения дел на предприятии, расчёта плановых показателей и, что самое важное, для принятия обоснованных управленческих решений.
-
Как рассчитывается ОР?
Самый простой способ расчета — количество проданных товаров умножить на цену.
-
Какие данные необходимы для расчета ОР?
Цена и количество, дополнительно могут понадобиться объем валовой продукции и остатки на начало и конец анализируемого периода готовой продукции.