В настоящее время во многих организациях в помощь начинающим работникам организован институт наставничества. Рассказываем, кто и как составляет отзыв о работе молодого специалиста.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Молодым специалистом считается человек до 35 лет, недавно закончивший учебное заведение и начавший работу.
- К таким сотрудникам назначают наставника, который помогает быстро освоиться на новом месте.
- Наставник учит молодого специалиста работать и вливаться в коллектив.
- Отзывы и отчеты о работе помогают понять, как новичок справляется и насколько он полезен для компании.
- Отзыв наставника рассматривается специальной комиссией, которая решает, что делать дальше.
Кто и зачем составляет отзыв о работе молодого специалиста
Молодым специалистом считается лицо, которому не более 35 лет, недавно окончило высшее или среднепрофессиональное учреждение и трудоустроилось в течение года после окончания учебы.
В целях быстрого включения в работу в организации к молодому специалисту назначают наставника — опытного работника с аналогичной должностью, который отвечает за процесс адаптации начинающего сотрудника в компании. Т. е. наставничество — это кадровая технология, обеспечивающая путем планомерной поступательной деятельности передачу знаний, навыков, установок от опытного специалиста к начинающему.
Для сведения: как организовать обучение персонала
Наставничество не предусмотрено нормами ТК РФ, но активно используется в производственных компаниях, крупных предприятиях, медицинских и учебных учреждениях и т. п.
Целями работы наставника с молодыми кадрами являются следующие:
- формирование постоянного кадрового состава за счет закрепления новых работников;
- получение начинающим специалистом знаний, умений и навыков на уровне, приемлемом для компании;
- формирование корпоративного мышления;
- оказание помощи с достижением ранее указанных целей.
Среди основных принципов наставничества выделяют следующие:
- индивидуальность (формирование программы адаптации под каждого работника с учетом его профессиональной подготовки, по итогам составления отзыва об успехах и с учетом путей развития сотрудника);
- профессионализм (действует принцип наставник — профессионал своего дела, лучший из лучших в компании);
- непрерывность (наставничество в процессе адаптации носит постоянный характер, помощь предоставляется в любой сфере деятельности организации);
- эффективность (мониторинг усвояемости требований компании у начинающего специалиста путем составления отчетов и отзывов о его работе).
Все проведенные мероприятия, итоги работы, достижения начинающего сотрудника отображаются в отзыве наставника, который представляет собой документ, в котором высказывается мнение опытного коллеги о юном сотруднике.
Для руководителя компании документ является одним из оснований принятия решения:
- о повышении уровня заработной платы молодого специалиста;
- определения перспектив его развития;
- дает понять о заинтересованности его работы в компании.
Как правильно составить отзыв о работе молодого специалиста
Отзыв составляется в свободной форме или по форме, утвержденной локальным актом организации, деловым понятным языком без излишней специализированной терминологии.
В общей части отзыва указываются следующие сведения:
- данные о молодом специалисте: фамилия, имя, отчество, учебное заведение, дата окончания, стаж работы;
- данные о наставнике: фамилия, имя, отчество, учебное заведение, дата окончания, стаж работы;
- период наставничества;
- входящие данные по навыкам в работе: знание нормативно-правового материала, степень владения методическим материалом и т. д.;
- иные сведения в зависимости от должности (профессии) «юного» специалиста.
В описательной части указывается отношение работника к мероприятиям, проводимым самостоятельно молодым специалистом под руководством опытного коллеги:
- изучению нормативно-правовых документов;
- ознакомлению с локальными актами организации;
- проведению мероприятий: совещаний, уроков, лекций и т. д.;
- участию в мероприятиях: семинарах, вебинарах, конкурсах и т. д.
Аналитическая итоговая часть предусматривает выводы:
- положительная динамика в освоении новой профессии;
- отрицательная динамика: нежелание выполнять задания наставника, нарушение дисциплины и т. д.;
- стремление к саморазвитию в профессии.
Итог отчета предусматривает вывод для руководителя организации об успешности или неуспешности прошедшего периода адаптации для «юного» работника, перспективы его работы в организации.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как работодателям получить субсидии за наем безработных молодых специалистов. Используйте эти инструкции бесплатно.
Пример отзыва о молодом специалисте
Предлагаем использовать в работе описательную часть отзыва о преподавателе верховой езды.
С августа 2023 года работает в ГБОУ ДОД СДЮСШОР «АЛЛЮР» преподавателем верховой езды. Уроки верховой езды с детьми отвечают современным педагогическим требованиям, отличаются ясностью целей, доступностью излагаемого материала, умелым использованием элементов различных педагогических технологий. Молодой преподаватель учитывает психологические особенности животных и учащихся, уровень их физической подготовки и эмоционального развития. На уроках используются разнообразные приемы активизации взаимодействия с животным: помощь в кормлении животных, помощь в уходе за животным, поглаживания и т. д. После тренировки разбираются проблемные моменты: что не получилось на уроке с ребенка, поведение животного на тренировке, мнение ребенка в отношении ситуации. Активно применяет в педагогической деятельности здоровьесберегающие технологии: рационально распределяет время на разных этапах урока путем смены видов деятельности, включает теоретический занимательный материал в отношении лошадей, игровые моменты, физкультминутки. Воспитательная работа с учащимися основана на уважительном отношении к личности ребенка и животным. Увлекательно и познавательно проводит родительские собрания. Молодой специалист в постоянном творческом поиске, инициативна, проста в общении, корректна, отзывчива, трудолюбива, любит животных. |
Еще один пример:
Как и куда подавать отзыв о работе молодого специалиста
По общему правилу, в организации при утверждении документов по наставничеству над молодыми коллегами формируется совет, комиссия — коллегиальный совещательный орган организации, который создан для определения политики наставничества, контроля над прохождением и рассмотрения итогов освоения программы по вхождению в профессию.
Может пригодиться: как составить положение о наставничестве
По общему правилу, отзыв наставника о молодом специалисте рассматривается комиссией вместе с отчетом наставника и отчетом начинающего работника. Эти документы в совокупности являются итогом для оценки работы и «юного» работника, и опытного коллеги по освоению новой профессии в организации.