Инструкция: как составить отзыв о работе молодого специалиста

Размер шрифта:

В настоящее время во многих организациях в помощь начинающим работникам организован институт наставничества. Рассказываем, кто и как  составляет отзыв о работе молодого специалиста.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Молодым специалистом считается человек до 35 лет, недавно закончивший учебное заведение и начавший работу.
  2. К таким сотрудникам назначают наставника, который помогает быстро освоиться на новом месте.
  3. Наставник учит молодого специалиста работать и вливаться в коллектив.
  4. Отзывы и отчеты о работе помогают понять, как новичок справляется и насколько он полезен для компании.
  5. Отзыв наставника рассматривается специальной комиссией, которая решает, что делать дальше.

Кто и зачем составляет отзыв о работе молодого специалиста

Молодым специалистом считается лицо, которому не более 35 лет, недавно окончило высшее или среднепрофессиональное учреждение и трудоустроилось в течение года после окончания учебы.

В целях быстрого включения в работу в организации к молодому специалисту назначают наставника — опытного работника с аналогичной должностью, который отвечает за процесс адаптации начинающего сотрудника в компании. Т. е. наставничество — это кадровая технология, обеспечивающая путем планомерной поступательной деятельности передачу знаний, навыков, установок от опытного специалиста к начинающему.

Для сведения: как организовать обучение персонала

Наставничество не предусмотрено нормами ТК РФ, но активно используется в производственных компаниях, крупных предприятиях, медицинских и учебных учреждениях и т. п.

Целями работы наставника с молодыми кадрами являются следующие:

  • формирование постоянного кадрового состава за счет закрепления новых работников;
  • получение начинающим специалистом знаний, умений и навыков на уровне, приемлемом для компании;
  • формирование корпоративного мышления;
  • оказание помощи с достижением ранее указанных целей.

Среди основных принципов наставничества выделяют следующие:

  • индивидуальность (формирование программы адаптации под каждого работника с учетом его профессиональной подготовки, по итогам составления отзыва об успехах и с учетом путей развития сотрудника);
  • профессионализм (действует принцип наставник — профессионал своего дела, лучший из лучших в компании);
  • непрерывность (наставничество в процессе адаптации носит постоянный характер, помощь предоставляется в любой сфере деятельности организации);
  • эффективность (мониторинг усвояемости требований компании у начинающего специалиста путем составления отчетов и отзывов о его работе).

Все проведенные мероприятия, итоги работы, достижения начинающего сотрудника отображаются в отзыве наставника, который представляет собой документ, в котором высказывается мнение опытного коллеги о юном сотруднике.

Для руководителя компании документ является одним из оснований принятия решения:

  • о повышении уровня заработной платы молодого специалиста;
  • определения перспектив его развития;
  • дает понять о заинтересованности его работы в компании.

Как правильно составить отзыв о работе молодого специалиста

Отзыв составляется в свободной форме или по форме, утвержденной локальным актом организации, деловым понятным языком без излишней специализированной терминологии.

В общей части отзыва указываются следующие сведения:

  • данные о молодом специалисте: фамилия, имя, отчество, учебное заведение, дата окончания, стаж работы;
  • данные о наставнике: фамилия, имя, отчество, учебное заведение, дата окончания, стаж работы;
  • период наставничества;
  • входящие данные по навыкам в работе: знание нормативно-правового материала, степень владения методическим материалом и т. д.;
  • иные сведения в зависимости от должности (профессии) «юного» специалиста.

В описательной части указывается отношение работника к мероприятиям, проводимым самостоятельно молодым специалистом под руководством опытного коллеги:

  • изучению нормативно-правовых документов;
  • ознакомлению с локальными актами организации;
  • проведению мероприятий: совещаний, уроков, лекций и т. д.;
  • участию в мероприятиях: семинарах, вебинарах, конкурсах и т. д.

Аналитическая итоговая часть предусматривает выводы:

  • положительная динамика в освоении новой профессии;
  • отрицательная динамика: нежелание выполнять задания наставника, нарушение дисциплины и т. д.;
  • стремление к саморазвитию в профессии.
ВАЖНО!
Одним из элементов отзыва наставника является описание психологической и эмоциональной адаптации начинающего работника, степень его вливания в коллектив, описание положительного или отрицательного отношения к корпоративной культуре и т. п.

Итог отчета предусматривает вывод для руководителя организации об успешности или неуспешности прошедшего периода адаптации для «юного» работника, перспективы его работы в организации.

Пример отзыва о молодом специалисте

Предлагаем использовать в работе описательную часть отзыва о преподавателе верховой езды.

С августа 2023 года работает в ГБОУ ДОД СДЮСШОР «АЛЛЮР» преподавателем верховой езды.

Уроки верховой езды с детьми отвечают современным педагогическим требованиям, отличаются ясностью целей, доступностью излагаемого материала, умелым использованием элементов различных педагогических технологий.

Молодой преподаватель учитывает психологические особенности животных и учащихся, уровень их физической подготовки и эмоционального развития. На уроках используются разнообразные приемы активизации взаимодействия с животным: помощь в кормлении животных, помощь в уходе за животным, поглаживания и т. д.

После тренировки разбираются проблемные моменты: что не получилось на уроке с ребенка, поведение животного на тренировке, мнение ребенка в отношении ситуации.

Активно применяет в педагогической деятельности здоровьесберегающие технологии: рационально распределяет время на разных этапах урока путем смены видов деятельности, включает теоретический занимательный материал в отношении лошадей, игровые моменты, физкультминутки.

Воспитательная работа с учащимися основана на уважительном отношении к личности ребенка и животным. Увлекательно и познавательно проводит родительские собрания.

Молодой специалист в постоянном творческом поиске, инициативна, проста в общении, корректна, отзывчива, трудолюбива, любит животных.

Еще один пример:

Как и куда подавать отзыв о работе молодого специалиста

По общему правилу, в организации при утверждении документов по наставничеству над молодыми коллегами формируется совет, комиссия — коллегиальный совещательный орган организации, который создан для определения политики наставничества, контроля над прохождением и рассмотрения итогов освоения программы по вхождению в профессию.

Может пригодиться: как составить положение о наставничестве

По общему правилу, отзыв наставника о молодом специалисте рассматривается комиссией вместе с отчетом наставника и отчетом начинающего работника. Эти документы в совокупности являются итогом для оценки работы и «юного» работника, и опытного коллеги по освоению новой профессии в организации.

ВАЖНО!
В локальном акте по организации может предусматриваться порядок направления членам комиссии, например, по каналам электронной почты, за два дня до заседания комиссии.
Горбикова Светлана юрист

2 диплома о высшем образовании, более 16 лет работала в бюджетном учреждении, занималась юридическими, кадровыми, административными вопросами.