Рейтинг@Mail.ru
Новости:

Законен ли отказ в приёме налоговой отчётности?

Просмотров: 1
Ирина
Вопрос задан26 июня 2014 в 17:00

Организация в установленный срок представила непосредственно в налоговую инспекцию декларацию на бумажном носителе. Налоговый инспектор принял и поставил на втором экземпляре отметку о приёме, дату приёма и подпись. Через некоторое время организация по почте получила уведомление об отказе в приёме документа со ссылкой на пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ и п. 194 Адм. регламента ФНС. Законен ли отказ в приёме в данном случае?

Ответы:

Вахтер
Опубликовано2 октября 2020 в 11:07
Опубликовано2 октября 2020 в 11:07

Вы серьезно хотите получить компетентный ответ от незнакомых людей в интернете? 


Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.

Nina
Опубликовано26 июня 2018 в 20:50
Опубликовано26 июня 2018 в 20:50

Порядок представления налогоплательщиками налоговой отчетности в налоговые органы регламентирован ст. 80 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

При этом абз. 2 п. 3 ст. 80 НК РФ определено, что налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ.

Кроме того, обязанность представлять налоговую отчетность в электронной форме возложена и на налогоплательщиков, отнесенных в соответствии со ст. 83 НК РФ к категории крупнейших (абз. 4 п. 3 ст. 80 НК РФ).

Таким образом, не вправе сдавать налоговую отчетность на бумажных носителях только:

- налогоплательщики, среднесписочная численность сотрудников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

- налогоплательщики, состоящие на учете в налоговом органе в качестве крупнейших.

Все остальные налогоплательщики способ представления налоговой отчетности (на бумажном носителе или в электронной форме) выбирают самостоятельно.

Более того, НК РФ обязывает налоговые органы бесплатно предоставлять налогоплательщикам бланки налоговых деклараций (расчетов) (абз. 5 п. 3 ст. 80 НК РФ).

Пунктом 4 ст. 80 НК РФ установлено, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.

Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н утвержден Административный регламент ФНС России по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) (далее - Регламент ФНС). Данный документ содержит разделы: "Прием налоговых деклараций (расчетов)" (п.п. 186-193 Регламента ФНС) и "Прием налоговых деклараций (расчетов), представленных на бумажном носителе заявителем непосредственно" (п.п. 194-203 Регламента ФНС), подробно раскрывающие процесс приема отчетности, в том числе отчетности, представленной на бумажных носителях.

Из приведенных выше норм НК РФ и из положений Регламента ФНС следует, что если организация не относится к налогоплательщикам, в отношении которых абзацами 2 и 4 п. 3 ст. 80 НК РФ предусмотрено представление налоговой отчетности в электронном виде, то организация вправе представить в налоговый орган налоговую отчетность по установленной форме на бумажном носителе. Требования налогового органа о представлении такой организацией налоговой отчетности в электронном виде неправомерны.

О том, что отказывать налогоплательщику в приеме налоговой отчетности на бумажных носителях налоговый орган не имеет права, говорит и Минфин России, смотрите, например, письма Минфина России от 13.02.2008 N 03-02-08/5, от 14.11.2007 N 03-02-07/1-472.

Налоговое ведомство прямо указывает на неправомерность отказа налоговым органом в принятии налоговой отчетности на бумажном носителе (письмо МНС России от 22.06.2004 N 06-5-03/866 "О недопустимости отказа налоговыми органами в приеме налоговых деклараций на бумажных носителях"). В приведенном письме сказано, что МНС России поручает принять меры к недопущению фактов отказов нижестоящими налоговыми органами в приеме налоговых деклараций (расчетов) на бумажных носителях.

Рекомендация эксперта
Действия налогоплательщика при отказе налогового органа принять отчетность в бумажном виде

К сожалению, на практике инспекторы налоговой службы нередко отказывают налогоплательщикам в приеме отчетности только в бумажном виде, без электронной формы. Такой отказ противоречит нормам НК РФ. В такой ситуации рекомендуем налогоплательщику:

1. Обратить внимание инспектора (или его непосредственного руководителя) на возможность представления на бумажном носителе налоговой отчетности в соответствии с нормой п. 3 ст. 80 НК РФ и с положениями вышеприведенного Регламента ФНС. А также об отсутствии требований о представлении бухгалтерской отчетности только в электронном виде в Законе N 402-ФЗ и в пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ.

2. Напомнить инспектору, что согласно ст. 33 НК РФ должностные лица налоговых органов обязаны:

- действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;

- реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

- корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.

А в соответствии с п. 1 ст. 35 НК РФ налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников при исполнении ими служебных обязанностей (п. 1 ст. 35 НК РФ).

В данном случае неправомерные действия сотрудника налогового органа (отказ принять декларации (расчеты), бухгалтерскую отчетность, составленные по установленной форме) могут повлечь за собой неблагоприятные последствия для налогоплательщика в виде привлечения к ответственности по ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации, и по ст. 126 НК РФ за непредставление бухгалтерской отчетности.

3. Потребовать письменный отказ в приеме деклараций (бухгалтерской отчетности) на бумажных носителях.

При отказе налогового органа в принятии отчетности на бумажном носителе организация может обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган (к вышестоящему должностному лицу).

В соответствии с п. 1 ст. 138 НК РФ действия или бездействие должностных лиц налогового органа могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) (в порядке, предусмотренном ст. 139 НК РФ) или в суд (в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 138 НК РФ). Причем подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено ст. 101.2 НК РФ.

По общему правилу жалоба на ненормативный правовой акт (кроме постановлений по делам об административных правонарушениях) налогового органа, действия или бездействие его должностного лица может быть подана в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее права и законных интересов (п. 2 ст. 139 НК РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Отметим, что факт подачи жалобы в вышестоящий орган впоследствии сможет явиться доказательством того, что налогоплательщик не смог своевременно исполнить свою обязанность по представлению в срок налоговой и бухгалтерской отчетности вследствие неправомерных действий налогового органа, и, соответственно, по нашему мнению, он не должен быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ (за непредставление налоговой декларации), а также по ст. 126 НК РФ (за непредставление бухгалтерской отчетности).

Похожие вопросы по этой теме:

Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте