В ЕИС обновляются типовые положения и в них добавляют разделы о нацрежиме. Это значит, что заказчики по 223-ФЗ готовятся к масштабной реформе в сфере национального режима. В этом посте сделаю обзор изменений в 223-ФЗ, которые привнес 318-ФЗ от 08.08.2024.
Навигация
Унификация нацрежима с правилами по 44-ФЗ
Фактически, законодатели сделали стрелочный перевод, и заказчики по 223-ФЗ с 01.01.2025 поедут по новым рельсам.
В целом, правила о нацрежиме по 223-ФЗ повторяют правила, которые прописаны в 44-ФЗ.
Нацрежим будет реализован в трех формах:
- запрет или ограничение закупок товаров иностранного происхождения и работ (услуг), которые выполняют (оказывают) иностранные лица;
- преимущество в отношении товаров российского происхождения, а также работ (услуг), которые выполняют (оказывают) российские лица;
- минимальную обязательную долю закупок товаров российского происхождения.
Для реализации новых правил в 223-ФЗ появится новая ст. 3.1-4 223-ФЗ о предоставлении нацрежима.
Также утратит силу постановление правительства № 925 от 16.09.2016. Это значит, что перестанут действовать правила о:
- подтверждении страны декларацией;
- предоставлении преимущества заявкам, в которых объем российских товаров больше 50%;
- приоритет в 30% российской радиоэлектроники из РРЭП.
Получается, что преимущества будут предоставляться в размере 15% и в аукционных процедурах не будут реально снижать цену на 15%. Для сравнения «виртуально» цену отечественного товара будут снижать на 15% для сравнения с ценой иностранного товара, но если цена окажется ниже, то договор заключат по первоначально-предложенной цене.
В целом принцип такой же как и по 44-ФЗ.
Придется подтверждать страну специальными документами так же, как в закупках по 44-ФЗ.
Правила применения и неприменения нацрежима будут такие же, как и по 44-ФЗ. Это все прописано в постановлении правительства в реализации нацрежима. Разберем его в отдельных постах.
Также для применения нацрежима по 223-ФЗ появится перечень товаров, работ, услуг, которые будут синхронизированы с перечнями по 44-ФЗ.
Напомню, новые правила начнут действовать для извещений и договоров с едпоставщиком с 01.01.2025. Это подтвердил Минфин в письме № 24-07-08/97806 от 09.10.2024. Однако, из новой ст. 3.1-4 223-ФЗ и из письма Минфина № 24-07-08/97806 от 09.10.2024 непонятно, будут ли новые правила нацрежима действовать для неконкурентных процедур.
Я понимаю, что в ч. 5 ст. 3 223-ФЗ указано, что для участия в любой неконкурентной процедуре по новым правилам участник подает заявку на участие в неконкурентной закупке или иной предусмотренный положением о закупке для направления заказчику документ.
В ч. 3.2 ст. 3 223-ФЗ к обязательному неконкурентному способу закупок, который закрепляют в положении о закупке относится закупка у едпоставщика. И я согласен, что новое требование ч. 5 ст. 3 223-ФЗ о направлении участником закупки проекта договора у единственного поставщика должно квалифицироваться как подача заявки на участие в неконкурентной закупки и распространяться и на закупки у едпоставщика.
Но остается загадкой, почему законодатель решил отдельно упомянуть неконкурентные процедуры в пп «а» п. 3 ч. 5 ст. 3.1-4 223-ФЗ в части применения преимуществ для закупок работ и услуг.
Хотя в письме Минфина № 24-07-08/97806 от 09.10.2024 прямо указано, что новые правила о нацрежиме распространяются и на договоры с едпоставщиком, и логично, что тем самым обозначил, что новые правила должны работать и в неконкурентных процедурах.
Приоритет в приоритете
В п. 5 ч. 8 ст. 3 223-ФЗ заложили принцип приоритет в приоритете по аналогии с 44-ФЗ подробно писал об этом вот в этом посте.
Международные договоры и нацрежим по 223-ФЗ
В ч. 3 ст. 3.1.-4 указано, что правительство может принять меры о нацрежиме, если в международном договоре Российской Федерации есть возможность непредоставления национального режима иностранному товару, работе, услуге, которые выполняет лицо, зарегистрированное за рубежом.
Как я понимаю, это положение в законе появилось, чтобы избежать споров из-за применения п. 8 ПП 925 от 16.09.2016.
Напомню, в этом пункте было указано, что приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. Из-за этого на практике регулярно возникали споры, например, о предоставлении приоритета по 223-ФЗ китайским товарам. С применением новых правил эти споры должны прекратиться.
Особенности нацрежима по 223-ФЗ для закупок лекарств и медизделий
В ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 318-ФЗ от 08.08.2024 указано, что правительство вправе установить особенности применения нацрежима для закупок лекарств, медизделий до 31.12.2025.
Что вы думаете о реформе нацрежима по 223-ФЗ? Делитесь своим мнением в комментариях!
На что обратили внимание при изучении новых правил?
На чьей вы стороне в вопросе отклонения заявки и отказа в заключении договора из-за применения нацрежима?
Подписывайтесь на телеграм-канал "GoodWin в госзакупках".
GoodWin в госзакупках — колонка Дмитрия Сидаева на ППТ: