Перечень документов для перекрестной проверки налоговой инспекцией
Просмотров: 1может ли налоговая инспекция требовать документы от контрагента при перекрестной проверке относящиеся к проверке другими организациями
Ответы:
Вы серьезно хотите получить компетентный ответ от незнакомых людей в интернете?
Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.
Налогоплательщик обязан представить налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом РФ (подп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ).
1) в рамках налоговой проверки контрагента в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ об истребовании у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), этих документов (информации);
2) вне рамок налоговых проверок согласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ, когда налоговому органу необходима информация о конкретной сделке.
В первом случае инспекция вправе истребовать как документы, так и информацию соответствующего содержания, а во втором — только информацию, причем при запросе налоговый орган должен обосновать необходимость в ее получении.
Таким образом, если запрос направлен на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ, налогоплательщик может не представлять документы, ограничившись только информацией1.
Если требование выставлено в рамках налоговой проверки контрагента, то исходя из п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, которое проводит ее, вправе истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика. То есть в ходе проверки контрагента у налогоплательщика могут быть истребованы только документы, относящиеся к деятельности проверяемого налоговым органом налогоплательщика. Информация о самом поставщике не имеет отношения к проверяемому контрагенту, а касается непосредственно собственной хозяйственной деятельности налогоплательщика, у которого запрашиваются документы. Поэтому, руководствуясь подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ, налогоплательщик имеет право не исполнять подобное требование налогового органа (в части информации о деятельности самого налогоплательщика).
Вместе с тем налоговый орган может не согласиться с мнением организации, что документы затребованы неправомерно, и привлечь ее к ответственности. Отказ лица от представления запрашиваемых в ходе налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность по ст. 129.1 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 руб. (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).
Свою позицию организации придется отстаивать в суде. Отметим, что до настоящего момента судебная практика по этому вопросу не была единообразной.
из арбитражной практики следует, что условиями реализации права налогового органа на истребование документов или информации в соответствии со ст. 93.1 НК РФ является наличие у любого третьего лица, а не только у контрагента документов и информации, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика или конкретной сделки
Вне рамок налоговой проверки требовать конкретные документы налоговики права не имеют. Это подтвердили ФАС Поволжского округа в Постановлении от 06.09.2011 по делу N А72-8582/2010 и ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 12.05.2011 по делу N А81-4835/2010.
Согласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговиков возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налоговой инспекции вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
Судьи указали, что понятия "документ" и "информация" не тождественны. Поэтому информацию налоговики получить вправе, а вот конкретные документы - нет.