30930
Оставить комментарий Распечатать

Правила и особенности казначейского сопровождения государственных и муниципальных контрактов

Размер шрифта:

Казначейское сопровождение госконтракта в 2023 году обязательно лишь для особых соглашений. Все дорогостоящие контракты за счет целевых средств сопровождаются Казначейством. Но правила работы на 2023 год упростили.

Содержание

Изменения по казначейскому сопровождению в 2023 году

В 2023 году не проводится казначейское сопровождение средств по контрактам, указанным в п. 8 ч. 2 ст. 5 закона о федбюджете на 2023 г. и плановые 2024-2025 гг. № 466-ФЗ от 05.12.2022 на сумму 3 000 000 и меньше. Это правило действует и для госконтрактов, и для контрактов, которые бюджетные и автономные заказчики заключили для исполнения таких соглашений (п. 4, 5 ч. 2 ст. 5 закона о федбюджете, ч. 7 ст. 10 448-ФЗ от 21.11.2022).

В 2023 продолжают действовать особые правила расчетов по контрактам с казначейским сопровождением — заказчики смогут платить поставщикам напрямую на их расчетные счета при расчетах по ч. 4-6, 15 ст. 10 448-ФЗ. Действие пп. 1 п. 2, п. 3, п. 5 ст. 242.23 БК РФ временно приостановили. Условия госконтрактов необходимо формулировать с учетом особенностей КС на 2023 год.

ВАЖНО!
С 01.01.2023 по 01.04.2024 не действуют правила об обязательном открытии лицевого счета в ТОФК участникам казначейского сопровождения из числа поставщиков, подрядчиков и исполнителей (ч. 1 ст. 8 448-ФЗ). В 2023 заказчики перечисляют деньги поставщикам на их расчетные счета в кредитных организациях. Казначеи не поясняли, имеет ли гражданско-правовое значение договор банковского счета между кредитной организацией и территориальным органом Федерального казначейства, но, по законодательной логике, эти соглашения относятся к гражданско-правовым.

До 31.12.2023 заказчик вправе не требовать обеспечения исполнения госконтракта и гарантийных обязательств. Но есть одно исключение: когда по контракту платят аванс, который не подлежит казначейскому сопровождению.

Еще до 31.12.2023 правительство или высший исполнительный орган в регионе смогут устанавливать дополнительные случаи и порядок закупок у единственного поставщика. По решению местных законодателей, на них не распространяются запреты по ст. 15, 16, 17 закона № 135-ФЗ от 26.07.2006. Но такие контракты надо было заключать до 31.12.2022 при условии, что срок их исполнения истекает уже после этой даты.

Когда проводится казначейское сопровождение

Некоторые госконтракты бюджетников и автономщиков подлежат казначейскому сопровождению (ст. 242.23 БК РФ). КС — это особый порядок проведения операций с деньгами учреждений (ст. 6 БК РФ). Бюджетные средства сопровождают Федеральное казначейство и финансовые органы регионов и муниципальных образований.

Казначеи сопровождают средства, которые определили законом о федеральном бюджете и предоставили для исполнения обязательств по контрактам с участниками КС (п. 1 ст. 242.23 БК РФ, ст. 242.25 БК РФ, ч. 66, 67 ст. 112 44-ФЗ):

  • госконтрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
  • контрактам, которые заключили для исполнения госконтрактов за счет средств, выделенных на такие госконтракты;
  • авансовым платежам по контрактам, которые заключили в порядке, действующем для Республики Крым и Севастополя.

В БК РФ разъясняется, можно ли заключать рамочные договоры с казначейским сопровождением, — КС предусмотрено только для определенных контрактов: госконтрактов по 44-ФЗ и соглашений, заключенных в рамках их исполнения. Рамочные договоры по 44-ФЗ на бюджетные средства не заключают. Следовательно, и казначейское сопровождение для них не проводится.

Полагать, что контракты муниципального казенного учреждения подлежат казначейскому сопровождению, — это ошибка. Средства, перечисленные в ст. 242.27 БК РФ, не подлежат КС. Деньги, выделенные на основании госконтрактов казенных учреждений, есть в этом списке: их не сопровождает ни Казначейство, ни местные финансовые органы.

В 2023 г. не подлежат КС:

  • средства по контрактам на сумму 3 млн рублей и меньше, которые заключили для исполнения госконтрактов, и контрактам бюджетных и автономных учреждений (п. 8 ч. 2 ст. 5 466-ФЗ, ч. 7 ст. 10 448-ФЗ);
  • средства федерального бюджета, которые выделили организациям кинематографии, региональным и муниципальным СМИ, политическим партиям для компенсации финансовых затрат на их участие в выборах. Такие средства не перечисляются на счета, открытые в ТОФК (ч. 4 ст. 5 466-ФЗ).

Правила КС определены Постановлением Правительства № 2024 от 24.11.2021. Прежде чем провести платеж (в том числе авансирование) по госконтракту, казначеи санкционируют операции со средствами участников КС — проверяют сопроводительные документы, сверяют лимиты и обязательства и только потом подтверждают оплату (Приказ Минфина № 214н от 17.12.2021).

В особых случаях проводится расширенное казначейское сопровождение (п. 1 ст. 242.24 БК РФ). А региональные финорганы, в соответствии с местными законами, вправе сопровождать бюджетные средства по ст. 242.26 БК РФ. Порядок такого контроля устанавливает высший исполнительный орган власти в регионе или местная администрация (п. 5 ст. 242.23 БК РФ).

ВАЖНО!
Если оплачиваете госконтракт из целевых средств, для которых предусмотрено казначейское сопровождение, включите в условия соглашения обязательные положения с учетом ст. 242.23 БК РФ и ПП РФ № 2024. Но учтите, что в 2023 г. не действует пп. 1 п. 2 и п. 3 ст. 242.23 БК РФ в части открытия лицевых счетов поставщикам, если производятся расчеты по ч. 4-6, 15 ст. 10 448-ФЗ. Когда готовите проект контракта, руководствуйтесь письмом Минфина № 09-02-06/108295 от 30.12.2021. В этом письме приведены условия, которые заказчику надо включать в контракт с казначейским сопровождением.

Как проводится КС

В правилах КС разъясняется, где открывает казначейское сопровождение в 2023 году подрядчик, — в ТОФК, территориальных органах Федерального казначейства. По правилам, бюджетные и автономные заказчики перечисляют средства по контрактам с КС со своего лицевого счета на л/сч. поставщика, подрядчика, исполнителя.

Но сейчас правила изменили: еще в 2022 г. в правительстве решили временно упростить порядок КС (Постановление Правительства № 1182 от 01.07.2022, ч. 1 ст. 8 448-ФЗ). Разберем, нужен ли лицевой счет по Постановлению Правительства от 01.07.2022, — для большинства госконтрактов с КС в 2023 году специальный л/сч. не нужен. В 2023 году действует порядок прямых расчетов, когда заказчик платит со своего лицевого счета на расчетный счет поставщика в коммерческом банке.

Деньги от заказчика на собственные расчетные счета в банке получат:

  • поставщики стройматериалов и оборудования, если затраты на эти ресурсы включены в сметную документацию на строительство, реконструкцию (с элементами реставрации), техническое перевооружение, капремонт объектов капстроительства. Информацию о таких материалах надо привести в специальном перечне. А перечень необходимо составить в соответствии со сметной документацией;
  • поставщики других товаров, если заказчик по соглашениям, заключаемым в рамках госконтракта, предоставил в ТОФК документы с подтверждением поставки других товаров. Перечень документов определен в Приказе Минфина № 214н.

Из новых правил понятно, надо ли открывать казначейские счета поставщикам оборудования в 2023 году, — нет, если затраты на оборудование включены в сметные расходы и подтверждены перечнем такого оборудования. Для поставщиков товаров, работ, услуг средства с л/сч. перечисляют сразу на расчетные счета исполнителей, если есть:

  • документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг (Приказ № 214н от 17.12.2021);
  • реестр документов, подтверждающих затраты по контракту. Его формирует подрядчик по установленной форме.

Ключевые особенности казначейского сопровождения в 2023 году связаны с отменой правила об открытии л/сч. в ТОФК для поставщиков и ведением прямых расчетов. Новый порядок оплаты включают в условия госконтракта по соглашению сторон (ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ).

Еще одна особенность — в 2023 г. не проводят КС в отношении контрактов и авансов на сумму меньше 3 000 000 рублей (п. 3, 4, 7, 8 ч. 2 ст. 5 466-ФЗ). А региональные власти вправе самостоятельно определить контракты, которые подлежат сопровождению Казначейством или федеральными органами (п. 1 ч. 1 ст. 242.26 БК РФ, ч. 14 ст. 10 448-ФЗ). Это касается соглашений, заключенных на деньги регионального или местного бюджета.

  • 2023-06-16 12:59:19
    Очень живо ощутил изменения в казначейском сопровождении на своей шкуре в этом году! Нам предстояло организовать КС для одного из наших госконтрактов и, блин, это был целый квест. Первое, на что стоит обратить внимание - сроки. Если договор у вас на руках, не тяните с обращением в казначейство. Это не та область, где "завтра" - это сегодня.
  • 2023-09-08 11:30:13
    Хотелось бы уточнить, какие документы необходимы для оформления казначейского сопровождения и какие штрафы предусмотрены за нарушение новых правил для бюджетников и автономщиков?
  • 2023-09-08 12:50:13
    В статье упоминается, что в 2023 году временно приостановлены некоторые пункты ст. 242.23 БК РФ. Подскажите, пожалуйста, это касается всех организаций или есть исключения? И как это отразится на уже заключенных договорах?
  • 2023-09-08 13:20:14
    Как понимать "особые правила расчетов по контрактам с казначейским сопровождением"? Что входит в понятие "особые правила"? Не могли бы вы раскрыть этот момент подробнее?
  • 2023-09-10 11:30:14
    В статье говорится, что "Казначеи сопровождают средства, которые определили законом о федеральном бюджете". Хотелось бы узнать, какие именно средства имеются в виду? Это касается всех бюджетных средств или только определенной их части?
  • 2023-09-10 15:30:14
    Вот вы говорите, что "Полагать, что контракты муниципального казенного учреждения подлежат казначейскому сопровождению, — это ошибка". Но ведь раньше было не так. Почему произошли эти изменения и как теперь быть муниципальным учреждениям?
  • 2023-09-11 05:30:14
    Как понять, что "до 31.12.2023 заказчик вправе не требовать обеспечения исполнения госконтракта и гарантийных обязательств". Это касается всех заказчиков или только определенных? И как это может повлиять на качество исполнения контрактов?
  • 2023-09-11 07:10:14
    Вот вы пишите о временном упрощении порядка казначейского сопровождения в 2023 году. Хотелось бы узнать, планируется ли в будущем возвращение к более строгим правилам, или же упрощение будет продлено?
  • 2023-09-11 09:20:14
    Много внимания уделяется изменениям в казначейском сопровождении в 2023 году, но мало конкретики по тому, как эти изменения будут влиять на работу организаций. Хотелось бы увидеть более детальный анализ возможных последствий для бизнеса и бюджетных учреждений. Также интересно, какие рекомендации могут быть даны юристам и бухгалтерам для адаптации к новым условиям. Надеюсь, автор обратит внимание на эти вопросы в следующих публикациях.
  • 2023-09-11 10:30:14
    у вас говорится, что "в 2023 году не проводится казначейское сопровождение средств по контрактам на сумму 3 000 000 и меньше". Это касается всех контрактов или только определенных? И как это может повлиять на малый и средний бизнес?
  • 2023-09-11 18:40:14
    В статье утверждается, что "с 01.01.2023 по 01.04.2024 не действуют правила об обязательном открытии лицевого счета в ТОФК участникам казначейского сопровождения". Это значит, что организации могут самостоятельно выбирать, где открывать счета, или есть какие-то ограничения?
Оставить комментарий Распечатать
Задорожнева Александра
Задорожнева Александра Бухгалтер

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.