6898
Оставить комментарий Распечатать

Правила и особенности казначейского сопровождения государственных и муниципальных контрактов

Размер шрифта:

Казначейское сопровождение госконтракта в 2022 году обязательно лишь для особых соглашений. Все дорогостоящие контракты за счет целевых средств сопровождаются Казначейством. Но правила работы на 2022 и 2023 год упростили.

Содержание

Правила казначейского сопровождения на 2023 год

В 2023 году не проводится казначейское сопровождение средств по контрактам, указанным в п. 8 ч. 2 ст. 5 закона о федбюджете на 2023 г. и плановые 2024-2025 гг. (ФЗ № 466-ФЗ от 05.12.2022 г.), на сумму 3 000 000 и меньше, которые бюджетные и автономные заказчики заключили для исполнения госконтрактов (п. 4, 5 ч. 2 ст. 5 закона о федбюджете, ч. 7 ст. 10 448-ФЗ от 21.11.2022).

В 2023 продолжают действовать особые правила расчетов по контрактам с казначейским сопровождением — заказчики смогут платить поставщикам напрямую на их расчетные счета при расчетах по ч. 4-6, 15 ст. 10 448-ФЗ. Действие пп. 1 п. 2, п. 3, п. 5 ст. 242.23 БК РФ временно приостановили. Условия госконтрактов необходимо формулировать с учетом особенностей КС на 2023 год.

ВАЖНО!
С 01.01.2023 по 01.04.2024 не действуют правила об обязательном открытии лицевого счета в ТОФК участникам казначейского сопровождения из числа поставщиков, подрядчиков и исполнителей (ч. 1 ст. 8 448-ФЗ). В 2023 заказчики перечисляют деньги поставщикам на их расчетные счета в кредитных организациях. Казначеи не поясняли, имеет ли гражданско-правовое значение договор банковского счета между кредитной организацией и территориальным органом Федерального казначейства, но, по законодательной логике, эти соглашения относятся к гражданско-правовым.

До 31.12.2023 заказчик вправе не требовать обеспечения исполнения госконтракта и гарантийных обязательств. Но есть одно исключение — когда по контракту платят аванс, который не подлежит казначейскому сопровождению.

Еще до 31.12.2023 правительство или высший исполнительный орган в регионе смогут устанавливать дополнительные случаи и порядок закупок у единственного поставщика. По решению местных законодателей, на них не распространяются запреты по ст. 15, 16, 17 135-ФЗ от 26.07.2006. Но такие контракты надо заключить до 31.12.2022, а срок их исполнения истекает уже после этой даты.

Когда проводится казначейское сопровождение

Некоторые госконтракты бюджетников и автономщиков подлежат казначейскому сопровождению (ст. 242.23 БК РФ). КС — это особый порядок проведения операций с деньгами учреждений (ст. 6 БК РФ). Бюджетные средства сопровождают Федеральное казначейство и финансовые органы регионов и муниципальных образований.

Казначеи сопровождают средства, которые определили законом о федеральном бюджете и предоставили для исполнения обязательств по контрактам с участниками КС (п. 1 ст. 242.23 БК РФ, ст. 242.25 БК РФ, ч. 66, 67 ст. 112 44-ФЗ):

  • госконтрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
  • контрактам, которые заключили для исполнения госконтрактов за счет средств, выделенных на такие госконтракты;
  • авансовым платежам по контрактам, которые заключили в порядке, действующем для Республики Крым и Севастополя.

В БК РФ разъясняется, можно ли заключать рамочные договоры с казначейским сопровождением, — КС предусмотрено только для определенных контрактов: госконтрактов по 44-ФЗ и соглашений, заключенных в рамках их исполнения. Рамочные договоры по 44-ФЗ на бюджетные средства не заключают. Следовательно, и казначейское сопровождение для них не проводится

Полагать, что контракты муниципального казенного учреждения подлежат казначейскому сопровождению — это ошибка. Средства, перечисленные в ст. 242.27 БК РФ, не подлежат КС. Деньги, выделенные на основании госконтрактов казенных учреждений, есть в этом списке: их не сопровождает ни Казначейство, ни местные финансовые органы.

Правила КС определены Постановлением Правительства № 2024 от 24.11.2021. Прежде чем провести платеж (в том числе авансирование) по госконтракту, казначеи санкционируют операции со средствами участников КС — проверяют сопроводительные документы, сверяют лимиты и обязательства и только потом подтверждают оплату (Приказ Минфина № 214н от 17.12.2021).

В особых случаях проводится расширенное казначейское сопровождение (п. 1 ст. 242.24 БК РФ). А региональные финорганы, в соответствии с местными законами, вправе сопровождать бюджетные средства по ст. 242.26 БК РФ. Порядок такого контроля устанавливает высший исполнительный орган власти в регионе или местная администрация (п. 5 ст. 242.23 БК РФ).

ВАЖНО!
Если оплачиваете госконтракт из целевых средств, для которых предусмотрено казначейское сопровождение, включите в условия соглашения обязательные положения с учетом п. 2, 3 ст. 242.23 БК РФ и ПП РФ № 2024. Когда готовите проект контракта, руководствуйтесь письмом Минфина № 09-02-06/108295 от 30.12.2021. В этом письме приведены условия, которые заказчику надо включать в контракт с казначейским сопровождением.

Как проводится КС в 2022 году

В правилах КС разъясняется, где открывает казначейское сопровождение в 2022 году подрядчик, — в ТОФК, территориальных органах Федерального казначейства. По правилам, бюджетные и автономные заказчики перечисляют средства по контрактам с КС со своего лицевого счета на л/сч. поставщика, подрядчика, исполнителя.

Но в 2022 году правила изменились: в правительстве решили временно упростить порядок КС (Постановление Правительства № 1182 от 01.07.2022). Разберем, нужен ли лицевой счет по Постановлению Правительства от 01.07.2022, — для большинства госконтрактов с КС в 2022 году специальный л/сч. не нужен. На 2022 год ввели порядок прямых расчетов, когда заказчик платит со своего лицевого счета на расчетный счет поставщика в коммерческом банке.

Деньги от заказчика на собственные расчетные счета в банке получат (ч. 37, 38 ст. 10 384-ФЗ от 29.11.2021):

  • поставщики стройматериалов и оборудования, если затраты на эти ресурсы включены в сметную документацию на строительство, реконструкцию (с элементами реставрации), техническое перевооружение, капремонт объектов капстроительства. Информацию о таких материалах надо привести в специальном перечне. А перечень необходимо составить в соответствии со сметной документацией (п. 2 ПП РФ № 1182);
  • поставщики других товаров, если заказчик по соглашениям, заключаемым в рамках госконтракта, предоставил в ТОФК документы с подтверждением поставки других товаров. Перечень документов определен в Приказе Минфина № 214н.

Из новых правил понятно, надо ли открывать казначейские счета поставщикам оборудования в 2022 году, — нет, если затраты на оборудование включены в сметные расходы и подтверждены перечнем такого оборудования (п. 2 ПП РФ № 1182). Для поставщиков товаров, работ, услуг средства с л/сч. перечисляют сразу на расчетные счета исполнителей, если есть (ч. 39 ст. 10 384-ФЗ, п. 4 ПП РФ № 1182):

  • документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг (Приказ № 214н от 17.12.2021);
  • реестр документов, подтверждающих затраты по контракту. Его формирует подрядчик по установленной форме.
ВАЖНО!
Минфин и ФК объяснили, что заказчики и поставщики смогут применять особенности казначейского сопровождения в 2022 году и для контрактов, заключенных до 28.05.2022, — до вступления в силу 146-ФЗ от 28.05.2022, который и изменил порядок оплаты.

Изменения о порядке оплаты, перечислении авансирования за стройматериалы и оборудование включаются в условия госконтракта по соглашению сторон (ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ). Если заказчики уже перечислили деньги на л/сч. подрядчика, то средства переведут на их расчетные счета в коммерческом банке:

  • с лицевых счетов в ТОФК — в порядке, закрепленном ПП РФ № 1182;
  • с лицевых счетов заказчиков — с учетом прежних перечислений на л/сч. подрядчиков.

Еще одна особенность — в 2022 г. не проводят КС в отношении контрактов и авансов на сумму меньше 5 000 000 рублей (п. 6, 7 ч. 2, п. 3 ч. 3 ст. 5 390-ФЗ от 06.12.2021, ч. 41 ст. 10 384-ФЗ). А региональные власти вправе самостоятельно определить контракты стоимостью до 50 000 000 рублей, которые подлежат сопровождению Казначейством или федеральными органами. Это касается соглашений, заключенных на деньги регионального или местного бюджета.

Оставить комментарий Распечатать
Задорожнева Александра
Задорожнева Александра Бухгалтер

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.