Проверка исполнения гособоронзаказа — это специальная форма контроля, которая помогает предотвравтить или устранить нарушения при исполнении контрактов по ГОЗ. Правила установлены 275-ФЗ и некоторыми дополнительными НПА.
Навигация
Надзор в области гособоронзаказа
В 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 включены положения, устанавливающие основные понятия и требования к исполнению государственного контроля в области ГОЗ. Глава 5.1, регламентирующая надзор гособоронзаказа, была введена 29.06.2015 посредством 159 ФЗ.
Нормы данной главы регулируют:
- функционал органа, ответственного за контроль в сфере гособоронзаказа;
- его полномочия;
- процедуры предоставления информации в контролирующий орган;
- проведение проверочных мероприятий, права работников-контролеров, процедуры проверки документов, требования к привлечению дополнительной документации, оформление протоколов и фиксацию итогов проверок;
- обязанности контролирующего органа.
Ключевые функции по государственному контролю и надзору в сфере гособоронзаказа с 01.01.2015 осуществляет Федеральная антимонопольная служба (п. 16 ст. 3 275-ФЗ). ФАС ведет деятельность по контролю и надзору ГОЗ, охватывающую все этапы от планирования до размещения заказов и исполнения контрактов. После заключения контракта контроль со стороны ФАС уже не производится, так как у органа больше нет полномочий для выдачи предписаний. Однако при расторжении контракта заказчика и исполнителя можно привлечь к административной ответственности.
Согласно Положению ФАС (п. 5.3.1.1), служба контролирует:
- порядок образования цен на продукцию гособоронзаказа;
- соблюдение требований и положений действующего законодательства в сфере ГОЗ организациями-заказчиками, головными исполнителями и исполнителями.
При проведении контрольных мероприятий ФАС руководствуется нормами законодательства в сфере государственного оборонного заказа, закупочной деятельности, а также госрегулирования цен и тарифов. Сам контроль осуществляется посредством внеплановых проверок по законам 44-ФЗ,135-ФЗ («О защите конкуренции») и 275-ФЗ.
Надзор проводится как со стороны закупочных процедур (44-ФЗ, 135-ФЗ), так и непосредственно по специфике государственного оборонного заказа (44-ФЗ и 275-ФЗ).
Нововведения в вопросах контроля ГОЗ
С 01.01.2018 стали действовать новые правила надзора в сфере гособоронзаказа, подробно прописанные в обновленной главе 5.1 ФЗ № 275. Они устанавливают:
- практику проведения контрольных мероприятий;
- привлечение к административной ответственности за нарушения, допущенные в ГОЗ;
- введение мер уголовной ответственности за преступления в области гособоронзаказа, применение нового порядка возбуждения и рассмотрения уголовных дел (ФЗ-469 от 29.12.2017);
- применение реестра РНП для отказавшихся от заключения контракта исполнителей (ПП РФ № 1585 от 19.12.2017);
- обозначение подходов контролирующих органов к проверке целевого использования денежных средств;
- усиление банковского и казначейского контроля (ПП РФ № 1819 от 25.12.2019);
- описание оснований для проведения проверочных мероприятий;
- увеличение полномочий ФАС по проверкам необоснованного завышения цены на продукцию гособоронзаказа.
С 01.01.2018 использование бюджетных средств будет осуществляться в условиях интеграции казначейского и банковского сопровождения. Целевое использование средств бюджета будет дополняться обязательным контролем государственных контрактов, находящихся в исполнении, на всю глубину кооперации. Теперь ФК и ТОФК имеют право осуществлять надзор за сведениями об объемах финансирования, ИКЗ, планами-графиками оплаты, протоколами определения поставщиков и контрактными условиями.
С 1 января также начало действовать обновленное положение ФАС. С принятием данного положения изменились основные принципы госрегулирования ценообразования в сфере ГОЗ. Теперь задачи по повышению эффективности и продуктивности производственного процесса дополнены системой стимулирования снижения уровня издержек как для государственных, так и для частных организаций.
С 01.01.2018 введена программа по сохранению у учреждения экономии, образовавшейся за счет проведенных мер по снижению издержек и оптимизации производственного процесса. Также определен приоритет по применению рыночных цен на продукцию, реализуемую на рынке. Разработаны и внедрены долгосрочные правила по формированию цен на продукцию государственного оборонного заказа и установлено применение единых принципов образования цен на все звенья производственной кооперации.
Новые правила контроля направлены на обеспечение стабильности системы госрегулирования ценообразования в области ГОЗ и улучшение разработки организациями планов развития производства на долгосрочный период.