Надо ли платить НДС по аренде?
Просмотров: 2Здравствуйте. Мы являемся некоммерческой общественной организацией, не имеющей целью извлечение прибыли. Арендуем у государства помещение. Обязаны ли мы как арендаторы уплачивать НДС по арендуемому помещению? Спасибо.
Ответы:
Вы серьезно хотите получить компетентный ответ от незнакомых людей в интернете?
Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.
Добрый день, спасибо за ваш вопрос. Вы должны знать, что уплачивать выставленный вам НДС необходимо вне зависимости от Ваших целей создания, поскольку бухгалтерский учет вы ведете как и все остальные организации.
Налоговый кодекс в ст. 149 предусматривает ряд льгот по НДС. Условно их можно разделить на три группы:
- льготы, предоставляемые при реализации определенных видов товаров (работ, услуг);
- льготы, предоставляемые определенным категориям фирм и предпринимателей;
- льготы, предоставляемые при осуществлении определенных операций.
1. Льготы, предоставляемые при реализации определенных видов товаров (работ, услуг).
Вот перечень этих товаров, льгот, услуг:
- реализация почтовых марок, маркированных открыток и маркированных конвертов;
- реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;
- реализация медицинских товаров по перечню, утвержденному Правительством России;
- реализация монет из драгоценных металлов (кроме коллекционных);
- услуги по гарантийному ремонту товаров в период гарантийного срока эксплуатации;
- ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры, а также культовых зданий и сооружений;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджетных средств;
- реализация драгоценных металлов и камней, руды, содержащей драгоценные металлы, необработанных алмазов, лома и отходов драгоценных металлов;
- производство продуктов питания для учебных, медицинских и детских дошкольных учреждений;
- медицинские услуги;
- услуги по перевозке пассажиров городского и пригородного сообщения;
- проведение работ по тушению лесных пожаров;
- услуги по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, оказываемые непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве России;
- работы и услуги по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах, а также их лоцманская проводка;
- услуги по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения организациями физкультуры и спорта спортивно-зрелищных мероприятий;
- реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них;
- передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир;
- реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, ноу-хау, а также прав на их использование;
- реализация лома и отходов черных и цветных металлов;
- передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), себестоимость не более 100 руб. за единицу.
2. Льготы, предоставляемые определенным категориям фирм и предпринимателей.
К таким категориям относят:
- услуги в сфере образования;
- реализацию товаров в магазинах беспошлинной торговли;
- услуги учреждений культуры и искусства в сфере культуры и искусства, реализацию входных билетов организациями физкультуры и спорта;
- работы организаций кинематографии по производству кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма;
- реализацию товаров (работ, услуг) общественными организациями инвалидов и организациями, собственниками которых являются общественные организации инвалидов;
- реализацию товаров (работ, услуг) государственными унитарными предприятиями при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения, а также "уголовными" мастерскими лечебных исправительных учреждений;
- услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, детских оздоровительных лагерей на территории России, оформленные путевками или курсовками;
- реализацию продукции сельскохозяйственными производителями;
- архивные услуги;
- ритуальные услуги;
- банковские операции и обслуживание банковских карт;
- услуги по страхованию;
- услуги по негосударственному пенсионному обеспечению;
- проведение основанных на риске игр организациями игорного бизнеса;
- услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведение занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях и студиях;
- реализацию предметов религиозного назначения и религиозной литературы;
- услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты;
- услуги аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств, изготовлению или ремонту очковой оптики (кроме солнцезащитной), ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий;
- оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности;
- услуги, за которые уполномоченными органами взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных, патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, сборов при предоставлении фирмам и физическим лицам определенных прав;
- передачу товаров для собственных нужд организациями уголовно-исполнительной системы.
3. Льготы, предоставляемые при осуществлении определенных операций.
В частности, к таким операциям относят:
- предоставление в аренду помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации;
- выдачу займов в денежной форме и оказание финансовых услуг по предоставлению таких займов;
- реализацию долей в уставном капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок;
- работы, выполняемые в процессе реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства для военнослужащих;
- передачу товаров, работ, услуг безвозмездно в рамках благотворительной деятельности;
- уступку (приобретение) прав (требований) кредитора по договорам займа и кредитным договорам;
- проведение работ в портовой особой экономической зоне резидентами этой зоны;
- выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет бюджетных средств и в целях создания новой продукции и технологий;
- предоставление в пользование жилых помещений;
- проведение лотерей по решению властей, включая услуги по реализации лотерейных билетов.
Рекомендация эксперта
Как видите, льготы арендаторам, являющимся НКО не предусмотрено.
С уважением.
Письмо Минфина от 24 сентября 2015 г. N 03-07-11/54577
Вопрос: О применении НДС при аренде организацией, применяющей УСН, нежилого помещения, находящегося в собственности департамента имущества города.
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при приобретении услуг по аренде нежилого помещения, находящегося в собственности департамента имущества города, организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма арендной платы с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Пунктом 5 статьи 346.11 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, являются налоговыми агентами и обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
Одновременно отмечаем, что согласно подпункту 4.1 пункта 2 статьи 146 Кодекса выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. В связи с этим, а также принимая во внимание, что при оказании услуг, не признаваемых объектом налогообложения на основании пункта 2 статьи 146 Кодекса, налоговая база по налогу на добавленную стоимость не определяется, при предоставлении органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, являющимися казенными учреждениями, в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества арендаторы указанного имущества уплачивать налог на добавленную стоимость в бюджет не должны.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
О.Ф.ЦИБИЗОВА
Письмо Минфина России от 18.10.2012 N 03-07-11/436
Организация, арендующая у органов госвласти и местного самоуправления имущество, которое находится в собственности РФ, ее субъектов и муниципальных образований, самостоятельно уплачивает НДС в отношении передачи такого имущества в субаренду.
Вопрос: О налогообложении НДС операций по передаче в субаренду имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ и муниципальной собственности, организациями, арендующими данное имущество у органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления; об отсутствии оснований для налогообложения НДС арендной платы, взимаемой с организаций, заключивших договоры аренды земельных участков, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ и муниципальной собственности, если арендная плата относится к платежам в бюджет за право пользования указанными земельными участками, а также о налогообложении НДС операций по передаче указанными организациями земельных участков в субаренду.
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 18 октября 2012 г. N 03-07-11/436
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам применения налога на добавленную стоимость при аренде земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, а также при передаче в субаренду этого земельного участка сообщает.
Согласно "п. 3 ст. 161" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления арендаторы такого имущества обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
Таким образом, данный порядок уплаты налога на добавленную стоимость применяется только в случае предоставления в аренду имущества органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления. Поэтому при передаче в субаренду имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, организациями, которые арендуют такое имущество у органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, уплату в бюджет налога на добавленную стоимость должны осуществлять данные организации.
Необходимо отметить, что в соответствии с "пп. 17 п. 2 ст. 149" Кодекса не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость пошлины и сборы, взимаемые государственными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав, в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами. Поэтому если арендная плата, взимаемая с организаций, заключивших с органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления договоры аренды земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, относится к платежам в бюджет за право пользования указанными земельными участками, то указанная арендная плата не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость. Что касается передачи указанными организациями земельных участков в субаренду, то в таких случаях, по нашему мнению, данные организации должны осуществлять уплату налога на добавленную стоимость в бюджет в общеустановленном порядке. Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом.
В соответствии с "Письмом" Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А.КОМОВА 18.10.2012