об изменениях в Арбитражный процессуальный кодекс перераспределяет полномочия Высшего Арбитражного Суда, его Президиума и Пленума. Инстанции ликвидируются, а их обязанности переходят к Верховному Суду, его Пленуму и Президиуму. В новой версии кодекса появятся положения, которые регламентируют кассационное и надзорное производство в Верховном Суде. Ряд норм АПК РФ утратит силу. В частности, они касаются производства в суде надзорной инстанции, которой служил ВАС. Дела об оспаривании нормативных правовых актов больше не будут подведомственны арбитражным судам.
Последний факт нашел отражение и во втором законопроекте. Исправлен целый ряд законов, в числе которых — «О рекламе», «О защите конкуренции», «О страховых взносах». Они прямо предусматривали рассмотрение подобных дел арбитражными судами. Эти суды не будут заниматься и тяжбами об оспаривании кадастровой стоимости. Споры решат суды общей юрисдикции — верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения и так далее. Коррективы ожидают ГПК РФ и закон «Об оценочной деятельности». Еще один кодекс — КоАП РФ — тоже пополнят новые положения. Сайт Кремля указывает на грядущие новшества:
…в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вносятся изменения, касающиеся процедуры пересмотра Верховным Судом Российской Федерации вступивших в законную силу решений арбитражных судов по делам об административных правонарушениях, что связано с отнесением к компетенции Верховного Суда Российской Федерации рассмотрения дел, которые ранее рассматривались Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. При внесении изменений в названный Кодекс также учитывалось, что указанные решения могут быть пересмотрены Верховным Судом Российской Федерации не только в порядке надзора, как это предусмотрено в настоящее время Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Третий законопроект касается закона «Об арбитражных судах в РФ». Речь также идет о передаче полномочий от ВАС РФ к ВС РФ. Помимо этого, уточняется серия вопросов, связанных с местом пребывания арбитражных судов, численностью судей, порядком формирования президиумов арбитражных судов и т.п. В новой редакции нормы будут соответствовать положениям закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».
Особо отметим, что документ сохраняет в силе разъяснения Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики. Ранее созданные в структуре арбитражных судов судебные коллегии продолжат работу. Это относится и к постоянным судебным присутствиям, и к президиумам арбитражных судов.
Наконец, четвертый правовой акт адаптирует к изменениям законодательства статью 105 и главу 25.3 НК РФ. Эта статья посвящена рассмотрению дел и исполнению решений о взыскании налоговых санкций. Глава же регулирует вопросы, связанные с уплатой госпошлины. Новый закон устанавливает размер пошлины при оспаривании актов президента, правительства, федеральных органов власти, Генпрокуратуры, ПФР, ФСС и т.д. Подобные дела будет рассматривать Верховный Суд. Пошлина составит 200 рублей для граждан и 3000 рублей — для юридических лиц. В законопроекте также говорится об особенностях уплаты госпошлины при обращении в суды разного уровня и к мировым судьям. Уточняется и порядок освобождения от этого сбора.
В составе Верховного Суда появятся новые судебные коллегии - по экономическим спорам, по делам военнослужащих и дисциплинарная. Располагаться единое судебное ведомство будет в Санкт-Петербурге. О роли ВС РФ говорится в Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".
Мы также сообщали, что в Совет Федерации поступил из Госдумы пакет законопроектов, связанных с реализацией судебной реформы. Появление документов продиктовано состоявшимся объединением двух высших судов: Верховного и Высшего арбитражного.
Чтобы законопроекты стали законами, их должно одобрить Федеральное Собрание и подписать - Президент РФ, после чего документы должны быть официально опубликованы. Федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок.