Президент переписывает арбитражное законодательство

Размер шрифта:
Споры, касающиеся рекламы, конкуренции, страховых взносов, кадастровой стоимости бизнесмены вскоре будут решать в судах общей юрисдикции — верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения и так далее. Государственной Думе предстоит рассмотреть 4 законопроекта, внесенных главой государства. Документы затрагивают АПК РФ, закон об арбитражных судах, Налоговый кодекс и другие правовые акты. Преобразования напрямую связаны с объединением ВАС и ВС РФ.

Законопроект

об изменениях в Арбитражный процессуальный кодекс перераспределяет полномочия Высшего Арбитражного Суда, его Президиума и Пленума. Инстанции ликвидируются, а их обязанности переходят к Верховному Суду, его Пленуму и Президиуму. В новой версии кодекса появятся положения, которые регламентируют кассационное и надзорное производство в Верховном Суде. Ряд норм АПК РФ утратит силу. В частности, они касаются производства в суде надзорной инстанции, которой служил ВАС. Дела об оспаривании нормативных правовых актов больше не будут подведомственны арбитражным судам.

Последний факт нашел отражение и во втором законопроекте. Исправлен целый ряд законов, в числе которых — «О рекламе», «О защите конкуренции», «О страховых взносах». Они прямо предусматривали рассмотрение подобных дел арбитражными судами. Эти суды не будут заниматься и тяжбами об оспаривании кадастровой стоимости. Споры решат суды общей юрисдикции — верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения и так далее. Коррективы ожидают ГПК РФ и закон «Об оценочной деятельности». Еще один кодекс — КоАП РФ — тоже пополнят новые положения. Сайт Кремля указывает на грядущие новшества:

…в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вносятся изменения, касающиеся процедуры пересмотра Верховным Судом Российской Федерации вступивших в законную силу решений арбитражных судов по делам об административных правонарушениях, что связано с отнесением к компетенции Верховного Суда Российской Федерации рассмотрения дел, которые ранее рассматривались Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. При внесении изменений в названный Кодекс также учитывалось, что указанные решения могут быть пересмотрены Верховным Судом Российской Федерации не только в порядке надзора, как это предусмотрено в настоящее время Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Третий законопроект касается закона «Об арбитражных судах в РФ». Речь также идет о передаче полномочий от ВАС РФ к ВС РФ. Помимо этого, уточняется серия вопросов, связанных с местом пребывания арбитражных судов, численностью судей, порядком формирования президиумов арбитражных судов и т.п. В новой редакции нормы будут соответствовать положениям закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

Особо отметим, что документ сохраняет в силе разъяснения Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики. Ранее созданные в структуре арбитражных судов судебные коллегии продолжат работу. Это относится и к постоянным судебным присутствиям, и к президиумам арбитражных судов.

Наконец, четвертый правовой акт адаптирует к изменениям законодательства статью 105 и главу 25.3 НК РФ. Эта статья посвящена рассмотрению дел и исполнению решений о взыскании налоговых санкций. Глава же регулирует вопросы, связанные с уплатой госпошлины. Новый закон устанавливает размер пошлины при оспаривании актов президента, правительства, федеральных органов власти, Генпрокуратуры, ПФР, ФСС и т.д. Подобные дела будет рассматривать Верховный Суд. Пошлина составит 200 рублей для граждан и 3000 рублей — для юридических лиц. В законопроекте также говорится об особенностях уплаты госпошлины при обращении в суды разного уровня и к мировым судьям. Уточняется и порядок освобождения от этого сбора.

Отметим, еще в начале февраля президент подписал Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации". Мы уже писали о подробностях происходящей судебной реформы. Напомним, единый Верховный Суд России будет состоять из 170 судей, отобранных 27 членами Специальной квалификационной коллегии. В нее войдут по одному представителю от президента, Общественной палаты РФ и общероссийских объединений юристов. Остальные 24 члена коллегии избираются советами судей субъектов РФ - по три от каждого.

В составе Верховного Суда появятся новые судебные коллегии - по экономическим спорам, по делам военнослужащих и дисциплинарная. Располагаться единое судебное ведомство будет в Санкт-Петербурге. О роли ВС РФ говорится в Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".

Мы также сообщали, что в Совет Федерации поступил из Госдумы пакет законопроектов, связанных с реализацией судебной реформы. Появление документов продиктовано состоявшимся объединением двух высших судов: Верховного и Высшего арбитражного.

Чтобы законопроекты стали законами, их должно одобрить Федеральное Собрание и подписать - Президент РФ, после чего документы должны быть официально опубликованы. Федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок.

Биржевой Николай