Понятие рамочного договора относительно новое, но уже активно практикуется для оформления деловых отношений в самых разных сферах. Это связано с удобством применения и практической универсальностью режима.
Навигация
Что такое рамочный договор простыми словами
Определение понятию содержит пункт 1 статьи 429.1 ГК РФ. Проще говоря, рамочный договор представляет собой соглашение с открытыми условиями, определяющее общие или предварительные условия сотрудничества с возможностью их последующего дополнения или изменения. Открытые условия удобны тем, что позволяют оформить соглашение без конкретизации объёмов (работ, услуг), а также отсутствует необходимость в уточнении предмета соглашения.
Характерной особенностью данного вида является то, что он не содержит существенных условий. Конкретику вводят с помощью дополнительных соглашений, заявок, писем. На практике люди сталкиваются с вопросом: «Рамочное предложение, что это?» — на самом деле часто так именуют рамочный договор. Его используют для оформления долгосрочных взаимоотношений между поставщиками и заказчиками.
Но есть нюансы, осложняющие применение данного режима. На практике встречались случаи, когда различное трактование терминов в положениях порождало определённые противоречия при возникновении спорных ситуаций. При составлении следует остерегаться двусмысленных определений во избежание возможности уклонения от обязанностей.
Отличия от типового документа
Несмотря на то что типовой и рамочный договоры имеют ряд схожих признаков, следует отождествлять понятия. Особенно часто их путают с предварительным соглашением. Отличие состоит в том, что:
- предметом предварительного соглашения является выполнение конкретно оговоренных функций. Рамочный договор в конкретике не нуждается, он не содержит определённых положений будущей сделки, а лишь вводит общие условия взаимоотношений;
- по рамочному договору оплата товара, услуги происходит в счет фактического исполнения обязательств в отличие от предварительного соглашения;
- рамочный договор не гарантирует заключение основного документа, предварительное соглашение подразумевает установление деловых отношений в будущем.
Когда составляется рамочный договор
Часто его используют, если стороны достигли согласия в общих вопросах взаимодействия, но не согласовали существенные положения. Так, если они не знают точные сроки начала и окончания работ или не определились с итоговой стоимостью или объёмом, как пример рамочного договора в гражданском праве, можно привести договор поставки. Встречаются случаи на практике, когда у сторон на первоначальном этапе нет определённости по количеству поставки, точным срокам и наименованиям товара.
Данный способ оформления отношений применим в самых различных сферах, в том числе и в сфере государственных закупок. Среди очевидных плюсов, подчеркивающих удобство применения, выделяют:
- установление долгосрочных взаимоотношений между сторонами договора;
- гибкость в рамках правоотношений;
- минимизация времени и расходов.
Условия, которые должны быть определены в рамочном договоре
Прежде всего рекомендуется максимально конкретно определить:
- обязанности сторон сделки;
- правила приёмки;
- ответственность сторон при нарушении обязательств;
- претензионный порядок;
- возможность одностороннего отказа.
Такие условия, как количество поставок, сроки оплаты, стоимость товара или услуг, следует включить в дополнительные соглашения. Не стоит забывать об условии о гарантиях и процедуре согласования вопросов по дополнительным соглашениям, а время действия отображать необязательно.
В обиходе юристов встречается понятие «рамка». Возникает вопрос, что значит сделать рамку договора: ответ кроется в понятии. Это выражение означает построить рамки взаимодействия и сотрудничества. Следует тщательно согласовать все важные нюансы, по которым сторонам удалось достичь понимания.
Содержание рамочного договора
Рекомендуется руководствоваться общими правилами: так, он составляется в письменной форме, нотариального заверения не требует. Универсального бланка не существует, при составлении используется стандартная форма рамочного договора, структура выглядит следующим образом:
- наименование документа, дата составления, реквизиты сторон сделки;
- предмет соглашения (наименование товаров или услуг), порядок поставки и приемки, сроки;
- цена и порядок проведения расчетов;
- права и обязанности сторон;
- ответственность сторон;
- дополнительные условия (пути решения спорных ситуаций);
- реквизиты (юридические адреса) сторон;
- подписи сторон сделки с расшифровкой, печать ставится при наличии.