Оставить комментарий Распечатать

Что такое ротация кадров, и как ее провести

Размер шрифта:

Когда руководитель принимает решение об изменении расстановки кадрового состава, следует говорить о ротации кадров. Разбираемся в тонкостях. 

Что такое ротация кадрового состава

Законодательно расшифровки этому определению нет. На практике такое понятие, как «ротация членов команды» — это, простыми словами, означает перемещение специалистов различных служб и должностей в связи с производственными потребностями компании.

При любых перемещениях меняются наименование должности и должностные обязанности.

ВАЖНО!
Условие ротации — передвижение в рамках одного предприятия.

В большинстве случаев такие изменения носят временный характер и обусловлены теми или иными потребностями в жизнедеятельности компании. В соответствии со ст. 72.2 ТК РФ временный перевод на другую работу возможен на срок до 1 года. Кроме того, человеку необходимо привыкнуть к:

  • новым знаниям;
  • выполнению новых должностных функций;
  • коллективу;
  • обстановке.

Зачем нужна ротация кадров

Главный смысл любой компании — это эффективность. Если говорим о коммерческой фирме — это получение прибыли. Если это государственная или муниципальная структура — это повышение качества и соблюдение правомерности выполнения своей работы.

Руководители тратят много времени на обучение кадров, расстановку работников, поиск персонала, наиболее эффективные идеи и реализацию их. Естественно, что такой рычаг управления, как человеческий ресурс, является ведущим в этом поле. Таким образом, движение персонала, т.е. производственная ротация — это естественный и необходимый процесс в развитии любой компании.

Выделяются следующие производственные цели кадровых перестановок:

  • стимуляция работников на получение новых знаний, навыков и опыта;
  • развитие взаимозаменяемости;
  • раскрытие потенциала сотрудников;
  • мотивация кадрового состава;
  • поддержание интереса к работе во избежание профессионального выгорания;
  • снятие конфликтности внутри коллектива;
  • перестановка людей с целью придания толчка для роста компании;
  • иные причины.

Виды кадровых перестановок

В связи с этим выделяют несколько способов, как сделать рокировку кадров на предприятии, которые отличаются по различным критериям.

Самое известное деление — на горизонтальные и вертикальные изменения.

При вертикальных изменениях происходит:

  • повышение в должности, когда увеличивается круг обязанностей и повышается уровень заработной платы, но делается это в рамках одной сферы деятельности;
  • понижение в должности, когда уменьшается заработная плата и функциональных обязанностей становится меньше.

При горизонтальной происходит движение кадрового персонала из одного подразделения (департамент, отдел, группа) в другое, с изменением исполнения должностных функций и обязанностей.

Делят процесс перемещения на:

  • ежедневный;
  • еженедельный;
  • ежемесячный.

По масштабности выделяют:

  • одиночную;
  • массовую.

По географии проведения:

  • внутри отдела;
  • внутри организации;
  • между филиалами организации;
  • между регионами.

По траектории выделяется:

  • кольцевая;
  • рокировка;
  • окончательная.

Кольцевая подразумевает временное перемещение на другую должность — к примеру, на период нахождения сотрудника на больничном или в случае наличия вакантной должности, где присутствие работника необходимо для организации.

Рокировка — замена работников друг другом. Применяется такой способ для проверки работоспособности и перспектив того или иного сотрудника на должности.

Окончательная — итоговое изменение функциональных обязанностей сотрудника, вменение ему исполнения новых функций с изменением или без заработной платы, т.е. переход на другую должность.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как организован институт ротации в системе государственной гражданской службы. Используйте эти инструкции бесплатно.

Кто инициирует ротацию

По этому критерию выделяют следующих субъектов:

  • сотрудник;
  • руководитель структурного подразделения;
  • руководитель организации.

Для сотрудника причиной изменения должностных обязанностей, как правило, становится желание развиваться дальше или поменять работу в связи с внутренним выгоранием. Но встречается и обратное движение, когда работник понимает, что занимаемая должность ему не по силам.

Руководитель структурного подразделения — здесь желание улучшить работу внутри своего отдела, группы, продвинуть более подходящих для выполнения той или иной работы.

Руководитель организации: цель аналогичная, но в масштабе всей компании, которая охватывает разные структурные подразделения.

Подробнее: как оформить перевод работника по инициативе работодателя

Порядок ротации кадров

Можно выделить несколько этапов, как сделать ротацию кадров на предприятии эффективной:

  1. Определяем потребность в проведении передвижений.
  2. Выделяем цели проведения кадровых мероприятий.
  3. Определяемся с кадровым составом, выбираем персонально людей, кого планируем передвигать.
  4. Обращаемся с разъяснениями к работникам организации, кого планируется передвигать.
  5. Проводим необходимые кадровые мероприятия: готовим приказы, письменно извещаем о проведении переводов, вносим изменения в должностные инструкции, сдаем соответствующую отчетность в органы СФР для внесения сведений в электронные трудовые книжки или вносим соответствующие записи на бумажный носитель.
  6. Для «новичков» назначаем наставников, которые будут вести новых специалистов и вводить в курс дела.
  7. Делаем канал обратной связи, чтобы своевременно реагировать на изменение ситуации.
  8. Проводим анализ результатов, делая упор на план ротации сотрудников департамента, подводим итоги работы новеньких и работы структурных подразделений в целом, где произошли изменения.
  9. В случае негативных результатов возвращаем всё на прежнее место.
  10. При положительной динамике закрепляем результат.
ВАЖНО!
Институт наставничества очень важен на этом этапе, поскольку от его эффективности зависит 99 % успеха кадрового мероприятия.

Беседуйте с людьми о том, насколько их устраивают изменения, постоянные ротации в организации, поскольку психологический климат важен в коллективе, а изменения, которые воспринимаются негативно большинством работников, не способствуют продвижению компании, и это откинет ее далеко назад. В противном случае работодатель лишится работников.

Может пригодиться: как составить программу адаптации персонала

При проведении кадровых мероприятий учитываем нормы ТК РФ (ст. 72, 73, 74), т.к. ротация — это перевод работника на другую работу. Он делается только с согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ: производственная необходимость, стихийные бедствия, аварии на срок не более 1 месяца.

Подробнее: как и куда можно перевести работника без его согласия

Результаты ротации

В таблице — плюсы и минусы кадровых изменений, из-за того что произошла ротация кадров:

Плюсы Минусы
Удержание кадров Ротация повышает интерес работников к рабочему процессу Отсутствие свежего взгляда со стороны Принимая человека со стороны, вы получаете новый опыт, новый взгляд на реализацию планов руководства, в случае перемещения внутри компании человек приходит с уже сформировавшейся корпоративной культурой
Минимализация затрат на адаптацию к новой должности Назначается человек «изнутри», который знаком с корпоративной культурой Отсутствие компетенции Перемещенный человек в силу различных причин не обладает необходимой компетенцией и потенциально не сможет или не захочет освоить новую должность
«Встряхивание» сотрудников, которые «засиделись» на одном месте, выгорели, высказывают недовольство С помощью ротации работодатель заставляет выйти работника из своей зоны комфорта, по другому взглянуть на работу в компании Отсутствие положительной динамики Перемещения не изменяют ситуацию с выгоревшим сотрудником, а иногда даже и ухудшают и приводят к увольнениям
Формирование благоприятной атмосферы доверия и открытости между сотрудниками и между сотрудниками и руководством Любой работающий в компании знает о вакансиях на фирме, предполагает, что есть возможность занять их, движению по карьерной лестнице никто не мешает Риски для коммерческой деятельности организации Неудачные кадровые решения приводят к неудачным коммерческим решениям
Повышение общей мотивации в коллективе

Варианты ротации кадров

Для улучшения работоспособности коллектива в целом или для отдельно взятых специалистов есть такие примеры ротации кадров, которые применимы на любом предприятии.

К примеру, есть свободная вакансия в должности главного экономиста. В компании работают 6 потенциальных кандидатов. Проводим беседу с каждым сотрудником, находим 3 желающих. Проводим тестирование, выделяем 1 специалиста. Назначаем на вакантную должность и смотрим за результатами работы.

В производственных компаниях иногда практикуется перестановка рабочих смен для повышения эффективности и качества производимой продукции.

Или для встряхивания работника:

Например, бухгалтера-зарплатника работодатель переводит на вакантную должность экономиста, дает ему наставника, который составляет с ним еженедельный план и ведет его по этому плану. В итоге показатели работника улучшаются, и он понимает, что новая должность ему подходит и в новом коллективе работать комфортнее.

Оставить комментарий Распечатать
Горбикова Светлана юрист

2 диплома о высшем образовании, более 16 лет работала в бюджетном учреждении, занималась юридическими, кадровыми, административными вопросами.