Можно ли включить в расходы отрицательные суммовые разницы по займам, выданным в иностранной валюте?
Просмотров: 1Организация в 2009 г. выдала процентный заем. Договор заключен в условных единицах, эквивалентных доллару США, расчеты производятся по курсу доллара США на день оплаты. Срок возврата займа равен трем годам со дня предоставления заемщику денежных средств.
Заем погашался частями в период с 2009 г. по 2012 г. В связи с изменением курса доллара США на дату возврата займа должник (заемщик) вернул меньшую сумму в рублях, чем получил, вследствие чего у организации возникла отрицательная суммовая разница.
Может ли организация на основании пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ учесть в составе внереализационных расходов по налогу на прибыль отрицательные суммовые разницы, возникающие при погашении долгового обязательства в условных единицах?
Ответы:
Вы серьезно хотите получить компетентный ответ от незнакомых людей в интернете?
Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета суммовых разниц для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.
Согласно ст. 807 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
В соответствии с п. 1 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении предельной величины процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходом, учитываются в том числе суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах, по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц.
В соответствии с п. 11.1 ст. 250 и пп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе внереализационных доходов (расходов) учитываются доходы (расходы) в виде суммовой разницы, возникающей у налогоплательщика, если сумма возникших обязательств и требований, исчисленная по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц на дату реализации (оприходования) товаров (работ, услуг), имущественных прав, не соответствует фактически поступившей (уплаченной) сумме в рублях.
Согласно ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Таким образом, для возникновения суммовой разницы обязательным условием является факт реализации товаров, работ, услуг. Однако при выдаче/получении заимодавцем и получении/возврате заемщиком кредита факт реализации товаров, работ, услуг отсутствует.
Следовательно, возникающая разница не будет признаваться суммовой в смысле, придаваемом этому понятию нормами п. 11.1 ст. 250 НК РФ и пп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Суммовая разница в этом случае может рассматриваться только как разница выданных и полученных в рамках кредитного договора/договора займа сумм.
Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
В связи с этим отрицательные суммовые разницы по долговым обязательствам, выраженным в условных единицах, могут быть учтены в расходах заимодавца на основании пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ при условии соответствия их требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН