Частичная компенсация
Просмотров: 1Вернулся из отпуска. Были перелеты Петропавловск-Камчатский-Москва-Краснодар и обратно. В обратном направлении двигался: из Краснодара 27 марта вылетел в Москву, из Москвы в Петропавловск-Камчатский 10 апреля. Работодатель отказывается оплачивать перелёт из Краснодара до Москвы, опираясь на пункт внутреннего положения о компенсациях, который гласит, что остановка в городах-транзитах не более 2-х суток. Насколько они правомерно поступают? Профсоюза в организации нет, положение принято единолично директором. И могу ли я рассчитывать на компенсацию в таком случае? Компания частная. P.s. в положении так же указаны ограничения по стоимости компенсации 30 тысяч рублей...
Вопрос относится к городу Петропавловск-Камчатский
Ответы:
Вы серьезно хотите получить компетентный ответ от незнакомых людей в интернете?
Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.
Здравствуйте!
Вопрос о том, сколько времени можно пребывать в транзитном пункте, законодательно не урегулирован. Но есть Письмо Минздравсоцразвития от 20 февраля 2009 года N 194-13
"...Следует отметить, что действующее законодательство (ТК РФ и иные нормативные правовые акты) не содержит положений в части ограничения периода нахождения работника в пункте остановки по пути следования от места использования отпуска к постоянному месту жительства.
Ограничивать размер компенсации 30 тыс. работодатель не вправе
В Постановлении КС РФ от 9 февраля 2012 года N 2-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно обязывает работодателей, не относящихся к бюджетной сфере и осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к установлению в коллективных договорах, локальных нормативных актах, принимаемых с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, или трудовых договорах компенсации работающим у них лицам расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации в размере, на условиях и в порядке, которые должны соответствовать целевому назначению этой компенсации.
Постановление N 2-П допускает, что размер, условия и порядок данной компенсации для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, могут отличаться от предусматриваемых для работников организаций, финансируемых из государственного бюджета и бюджетов органов местного самоуправления. Это может приводить к различиям в объеме дополнительных гарантий по реализации прав на отдых и на охрану здоровья при работе в неблагоприятных природно-климатических условиях.
Однако различия должны быть оправданными, обоснованными и соразмерными конституционно значимым целям, а именно - ГАРАНТИРОВАТЬ РАБОТНИКУ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫЕХАТЬ ЗА ПРЕДЕЛЫ районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления.
Компенсация может быть установлена на основе баланса интересов сторон трудового договора с учетом ее цели, а также принимая во внимание реальные экономические возможности работодателя, которые, однако, НЕ МОГУТ СЛУЖИТЬ основанием для полного отказа от компенсации или ее неоправданного ЗАНИЖЕНИЯ.
В связи с этим в каждом конкретном случае вопрос о том, проводил ли работник свой очередной отпуск в нескольких местах или следовал через пункты остановки проездом, решается администрацией организации на основании объяснительной записки работника и предоставленных проездных документов..."
http://docs.cntd.ru/document/902156921
Согласно ст.325 ТК РФ размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Однако, оплатить Вам обратный проезд работодатель обязан, но только по наименьшей стоимости проезда
Постановление Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 455 "О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей"
9. В случае если работник учреждения проводит отпуск в нескольких местах, то компенсируется стоимость проезда только к одному из этих мест (по выбору работника), а также стоимость обратного проезда от того же места к месту постоянного жительства по фактическим расходам (при условии проезда по кратчайшему маршруту следования) или на основании справки о стоимости проезда в соответствии с установленными пунктом 5 настоящих Правил категориями проезда, выданной транспортной организацией, но не более фактически произведенных расходов.
Прочтите консультацию
Вопрос: Организация расположена в районе Крайнего Севера и на неё распространяются установленные законодательством правила компенсации работникам расходов на проезд к месту использования отпуска и провоз багажа.
Какая продолжительность пребывания в одном из пунктов, в котором остановился работник, установлена для решения вопроса о том, является ли пункт местом проведения им отпуска или всего лишь промежуточным пунктом следования? На основании каких критериев можно определить, что работник фактически провел отпуск в нескольких местах и оплатить ему стоимость проезда только к одному из мест проведения отпуска?
Ответ:
В соответствии с частью первой ст. 325 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) работники организаций, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.
Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 455 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей (далее - Правила).
Согласно п. 5 Правил расходы, подлежащие компенсации, в частности, включают в себя оплату стоимости проезда к месту использования отпуска работника учреждения и обратно к месту постоянного жительства в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, с учетом установленных этим пунктом ограничений, зависящих от категории проезда.
Пунктом 7 Правил определено, что при отсутствии проездных документов компенсация расходов производится при документальном подтверждении пребывания работника учреждения и членов его семьи в месте использования отпуска (при наличии документов, подтверждающих пребывание в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристической базе, а также в ином подобном учреждении или удостоверяющих регистрацию по месту пребывания) на основании справки транспортной организации о стоимости проезда по кратчайшему маршруту следования к месту использования отпуска и обратно в размере минимальной стоимости проезда по тарифам проезда конкретным видом транспорта с учетом установленных этим пунктом ограничений в зависимости от категории проезда.
Пункт 9 Правил ограничивает право работника на компенсацию стоимости проезда и провоза багажа в случае проведения им отпуска в нескольких местах. В этом случае работнику компенсируется стоимость проезда только к одному из этих мест (по выбору работника), а также стоимость обратного проезда от того же места к месту постоянного жительства по фактическим расходам (при условии проезда по кратчайшему маршруту следования) или на основании справки о стоимости проезда в соответствии с установленными п. 5 Правил категориями проезда, выданной транспортной организацией, но не более фактически произведенных расходов.
Законодательство не содержит ограничений времени пребывания работника в одном пункте по пути следования к месту проведения отпуска, которые позволяли бы определить, в каких случаях работник проводит отпуск в одном месте, а в каких случаях - в нескольких. На это обстоятельство обратили внимание Минздравсоцразвития России в письме от 20.02.2009 N 194-13 и Федеральное казначейство в письме от 10.11.2009 N 42-8.2-07/62-1965, порекомендовав решать этот вопрос в каждом конкретном случае на основании объяснительной записки работника и предоставленных проездных документов.
Полагаем, что при решении вопроса о том, является ли один из пунктов, в котором остановился работник, местом проведения им отпуска или всего лишь промежуточным пунктом следования, нужно исходить не из продолжительности пребывания в этом пункте, а из объективной необходимости остановки на пути работника к месту проведения отпуска. То есть этот вопрос должен решаться в зависимости от конкретной ситуации.
На наш взгляд, при решении этого вопроса необходимо также учитывать следующие обстоятельства.
Во-первых, как это следует из п. 9 Правил, работник в любом случае имеет право на компенсацию стоимости проезда от места своего постоянного жительства к месту проведения отпуска и обратно в пределах территории РФ по кратчайшему пути следования. При этом очевидно, что путь следования определяется не географически, а существующими транспортными маршрутами.
Во-вторых, право выбрать место проведения отпуска, стоимость проезда к которому компенсируется, принадлежит работнику. Работодатель не вправе самостоятельно принимать решение о том, к какому именно месту проведения отпуска компенсируется стоимость проезда.
То есть, если пункт, в котором остановился работник, находится на кратчайшем пути его следования в соответствии с существующими транспортными маршрутами, время остановки в этом пункте практического значения для компенсации стоимости проезда не имеет. Работодатель в любом случае не вправе будет отказать работнику в выплате компенсации, если работник представит проездные документы о следовании до конечного пункта его маршрута, независимо от продолжительности пребывания как в конечном пункте, так и в пункте остановки.
Если пункт остановки работника на пути к конечному пункту следования отклоняется от кратчайшего маршрута, работник все равно сохраняет право на компенсацию стоимости проезда к этому конечному пункту либо в размере фактических расходов на проезд, либо по справке о стоимости проезда к указанному пункту по кратчайшему маршруту (в зависимости от того, какой размер меньше).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга
Кикинская Анна