Если в закупке по 223-ФЗ есть коллективный участник, необходимо оценивать суммарный опыт компаний, входящих в его состав, а не опыт отдельного его представителя. К такому выводу пришли УФАС по Санкт-Петербургу и три инстанции арбитражных судов.
В Санкт-Петербурге три инстанции арбитражных судов рассмотрели дело №А56-96757/2020, и 28 октября 2021 года в кассационном постановлении Арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к окончательному выводу о том, что при рассмотрении стажа коллективного участника закупки по 223-ФЗ необходимо принимать во внимание суммарный опыт всех его представителей, а не кого-то одного из них.
Суть дела заключалась в том, что заказчик объявил закупку по 223-ФЗ, в рамках которой, помимо прочего, предстояло оценить опыт участников. Компаниям предстояло подтверждать его, представляя копии исполненных договоров и закрывающих документов. Документацией о закупке заказчик установил возможность наличия коллективных участников и порядок их оценки: в соответствии с документацией заказчику предстояло оценивать не суммарный стаж всех его представителей, а только одного из них — того, у которого он наибольший. То есть по правилам, установленным документацией, оценке подлежат показатели не единого коллективного участника, а только лидирующего его представителя.
Данное положение закупочной документации обжаловали в УФАС как дискриминационное. УФАС признало жалобу обоснованной и решило, что если подается коллективная заявка, оценке подлежит суммарный опыт всех компаний, в ней участвовавших. Заказчик с таким выводом антимонопольного органа не согласился и обжаловал его в арбитражном суде.
Может быть интересно:
По итогу рассмотрения вопроса в трех судебных инстанциях решение УФАС осталось в силе.
В частности, Арбитражный суд СЗФО в своем постановлении отмечает, что если компании, входящие в состав коллектива, несут солидарную ответственность за исполнение договора, то их опыт при рассмотрении заявки необходимо оценивать в сумме.
Более того, подход, избранный заказчиком, ограничивает возможность победы коллективных участников.
Заказчик в процессе ссылался на положения 223-ФЗ, в соответствии с которыми он вправе самостоятельно определять правила проведения закупок. Этот довод суды отклонили в связи с тем, что заказчики, обладая большой свободой в установлении закупочных правил, все же обязаны следовать общим закупочным принципам. Рассматриваемые правила являются дискриминационными и противоречат принципам, установленным законодательством.
Аналогичной позиции придерживается и Московское УФАС.