Рейтинг@Mail.ru

Что такое управленческие расходы

Размер шрифта:

В отчете о финансовых результатах они показываются отдельной строкой. Их состав зависит от специфики деятельности предприятия. Их планирование — важная часть финансовой стратегии. Их второе имя — общехозяйственные. А первое — управленческие расходы.

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Управленческие расходы — это такие расходы, которые не связаны с производством и продажей.
  2. Они не зависят от количества сделанных товаров, но нужны для работы фирмы.
  3. Эти траты могут включать зарплаты начальников, аренду офисов и оплату коммунальных услуг.
  4. Каждая фирма сама решает, сколько нужно управленческих расходов и как их считать.
  5. Если их слишком много, фирма может тратить больше денег, чем зарабатывает.

Что такое управленческие расходы

Классическое определение управленческих расходов (УпР) — условно-постоянные, не связанные с производством, хранением и сбытом продукции.

Почему условно-постоянные? Да потому, что они никаким образом не зависят от объема выпущенной продукции, но без них никакое предприятие работать не сможет.

Что относится к управленческим расходам

Под управленческими, как правило, подразумевают траты на содержание административно-управленческого персонала. Это:

  • заработная плата АУП;
  • транспортные расходы АУП;
  • аренда (или амортизация) офисных помещений и коммунальные платежи, относящиеся к ним;
  • все виды связи и коммуникаций;
  • содержание офисной оргтехники;
  • охранно-пропускные системы

Сразу оговоримся: одни и те же виды расходов на предприятиях различных видов деятельности могут входить как в состав производственных (себестоимость), так и в состав управленческих.

При проведении аудиторской проверки ООО, занимающегося организацией мастер-классов по различным направлениям — кулинария, рукоделие, декорирование, — я была удивлена высоким уровнем УпР. Оказалось, аренду помещений, в которых проводились мастер-классы (а это пять больших кабинетов), учитывали в составе управленческих затрат. Аргументация — кабинеты расположены в бизнес-центре и именуются офисами, а аренда офисов — это УпР. Очевидно, что в данном конкретном случае арендуемые офисы — это производственные помещения, к управлению они отношения не имеют.

Вам будет полезно узнать:

Как рассчитывать и планировать управленческие расходы

Итак, состав УпР каждое предприятие определяет самостоятельно. Подходить к этой задаче следует ответственно, неформально, учитывая специфику деятельности. И обязательно рассчитывать, нормировать и планировать расходы.

Почему это так важно?

Затраты на управление, как мы уже сказали, не находятся в прямой зависимости от объема производства и считаются условно-постоянными. Обратите внимание: «условно». Понятно, что при развитии, расширении производственной или торговой деятельности УпР неизбежно возрастут.

Но встречаются ситуации, когда затраты на административно-управленческие нужды раздуваются беспричинно, следуя лишь «хотелкам» собственников или руководителей бизнеса. Такая расточительность добром не заканчивается: если УпР превышают рассчитанные нормативы, то бизнес «проедает» средства быстрее, чем зарабатывает.

Для определения предельно допустимой величины УпР в сегменте малого и среднего бизнеса чаще всего применяется метод индексации. При этом методе установленная в прошлом году норма индексируется —корректируется на коэффициент темпа роста совокупных затрат предприятия.

Как быть, если норма УпР еще ни разу не рассчитывалась? Можно воспользоваться древним, но все еще применимым советским методом — установить в качестве нормативной величины определенный процент от заработной платы. Сейчас метод устарел, но для отправной точки подойдет.

На практике встречала такой расчет: проанализировали фактический прирост себестоимости продаж и УпР за несколько лет работы предприятия. Это делается по отчету о финансовых результатах (строки 2110 и 2220).

Из приведенной таблицы видно, что затраты на управленческие нужды растут быстрее производственной себестоимости.

Так, прирост себестоимости продаж в 2020 году составил лишь 1,37 %, а прирост УпР — 23,2 %. Чтобы не усугублять ситуацию, принято решение нормировать управленческие расходы методом индексации. За базовое значение приняли среднюю цифру:

УпРср = (1935 + 2384 + 2677 + 3200) = 2 549 000 руб.

Вот расчет для 2023 года:

1. Фактический прирост себестоимости продаж в 2022 году:

15 115 — 14 081 = 1 034 000 руб., или 7,34 % к уровню прошлого года

2. Плановый бюджет УпР на 2023 год:

УпРпл = 2549 х 1,0734 = 2 736 000 руб.

Какой-либо рекомендованной величины управленческих расходов не существует. Для производственных предприятий она, как правило, не превышает 10 % от себестоимости продукции, а в торговых фирмах составляет порой до 25 % от себестоимости продаж.

Главная задача планирования затрат на управление — провести корабль бизнеса между Сциллой и Харибдой: между желанием минимизировать УпР и не растерять (или привлечь) грамотных, эффективных управленцев.

Для этого проводят следующие мероприятия:

  1. Определяют центры финансовой ответственности (ЦФО) — они, как правило, совпадают с подразделениями предприятия: отдел кадров, бухгалтерия, отдел продаж и т.п.
  2. Проводят анализ и оптимизацию существующих статей затрат.
  3. Определяют оптимальную сумму УпР по каждому ЦФО и в целом по предприятию.
  4. Принимают метод корректировки УпР.
ВАЖНО!
Оптимизация управленческих расходов не ставит целью лишь их сокращение. В ряде случаев увеличение затрат на административно-управленческий аппарат служит повышению эффективности работы предприятия.

Бухучет управленческих расходов

Для бухгалтерского учета управленческие — это общехозяйственные расходы, относящиеся ко всем сферам деятельности предприятия.

Для них предназначен счет 26. Это активный счет, сальдо по которому или положительное, или нулевое. В течение отчетного периода затраты собираются по Дт26. А дальше?

Подробнее: для чего нужен счет 26 бухгалтерского учета

В себестоимость запасов ОХР не включаются (п. 18 ФСБУ 5/2019). Исключение — расходы, непосредственно связанные с приобретением (созданием) запасов.

В себестоимости готовой продукции и НЗП им тоже не нашлось места (п. 26 ФСБУ 5/2019). Исключение — расходы, непосредственно связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, ОХР в бухгалтерском учете формируют себестоимость продаж — ежемесячно списываются в Дт 90.02. Этот метод носит название директ-костинг (или сокращенная себестоимость).

В налоговом учете ОХР при закрытии месяца попадают в Дт счета 90.08.

Читайте также: что такое коммерческие расходы

Часто задаваемые вопросы по теме «управленческие расходы»

  • 2024-06-20 09:31:23
    Планирование управленческих расходов проводят либо «снизу вверх», собирая информацию по ЦФО и согласовывая ее с руководством, либо «сверху вниз», распределяя установленную руководством сумму. Первый метод считается более продуктивным, поскольку ЦФО более осведомлены о своих нуждах. Конечно, идти на поводу, удовлетворяя все запросы подразделений, неразумно. Скорректировать их, исходя из целей и возможностей предприятия, и будет задачей руководства.
Оставить комментарий Распечатать
Дорофеева Ирина
Дорофеева Ирина Бухгалтер

Стаж в должности главного бухгалтера коммерческих предприятий более 30 лет. Есть опыт работы финансовым директором и даже налоговым инспектором.

Комментарии
Автор что-то упустил? Информация неверна или устарела? Остались вопросы? Есть сомнения? Высказывайтесь в комментариях!
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте