Навигация
Вчера для меня открылось новое основание для отклонения заявки, с которым может столкнуться каждый поставщик. Разберем подробно новую практику отклонений с примерами и рекомендациями.
Когда отклоняются за неуказание баллов из выписке ГИСП
Заявку отклоняют, если участвуете в госзакупках с запретами в рамках нацрежима и приложили выписку из реестра промышленной продукции.
Заказчики признают заявку несоответствующей из-за неуказания количества баллов несмотря на то, что в выписке в столбце для указания количества баллов стоит «прочерк».
И логично, когда участник заполняет заявку на площадке он не указывает количество баллов т.к. где их взять — непонятно, в выписке стоит «прочерк».
И вот так уже несколько поставщиков аукционе предложили минимальную цену и уже ждали итогов, но их отклонили за неуказание совокупного количества баллов за выполнение (освоение) на территории России соответствующих операций (условий) для российских товаров по постановлению Правительства № 719 от 17.07.2015.
Вчера в такую ситуацию попал мой подписчик и обратился за юридической помощью. Я уже был готов писать жалобу, но юридический анализ показал, что жалобу писать нет смысла так как заказчик все сделал правильно.
Дело в том, что в постановлении правительства № 719 от 17.07.2015 для отдельных товаров по ОКПД2 утверждено минимальное количество баллов для того, чтобы считать этот товар российским. Если для товара, который закупают, такие баллы по ПП № 719 от 17.07.2015 установлены, то участник обязан вместе с выпиской из реестра Минпромторга еще и указать это количество баллов. Если в выписке их нет, то это не проблема заказчика, он обязан посчитать заявку иностранной по абз. 4 п. 10 постановления Правительства № 616 от 30.04.2020 и отклонить ее.
А что говорит административная практика
УФАС в таких жалобах встает на сторону заказчика и признает жалобы участников необоснованными. Вот пара примеров.
1. В решении № 7-1/244 от 16.10.2024 Хабаровское УФАС признало жалобу необоснованной и указало следующее:
Постановление № 616 требует предоставить сведения о совокупном количестве баллов, если такие баллы предусмотрены Постановлением № 719.
Заявитель в составе заявки предоставил действующие заключения, но в контрактном законодательстве есть более строгие требования к документам (сведениям), служащим для подтверждения страны происхождения товара.
Таким образом, заключения, представленные в составе заявки заявителя, являются действующими, но требуют внесения соответствующих изменений с целью обеспечения возможности их принятия и учета для участия в госзакупках, при проведении которых установлены запреты по постановлению 616.
ФАС письмом № ПИ/63206/24 от 17.07.2024 направил в адрес территориальных органов письмо Минпромторга № КА-17291/07 от 22.02.2024 о закупках промпродукции, произведенной на территории России, согласно которому: «с даты вступления в силу изменений в постановление № 719, предусматривающих введение балльной системы оценки уровня локализации спецтехники, заключения на такую промышленную продукцию, в которых отсутствует информация о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий), не могут быть использованы для подтверждения производства промпродукции на территории России для применения постановления № 616».
2. В решении по делу №077/06/106-14493/2024 от 28.10.2024 Московское УФАС признало жалобу необоснованной и указало следующее:
Согласно пп.3 п.10 постановления правительства от 30.04.2020 № 616, если участник закупки предоставил в составе заявки информацию из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров без указания совокупного количества баллов, указанного в абзацах втором и третьем настоящего пункта, или с указанием такого совокупного количества баллов, не соответствующего требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства № 719 от 17.07.2015 или решением Совета Евразийской экономической комиссии №105 от 23.11.2020 соответственно, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств.
Таким образом, представленные в составе заявки реестровые записи из реестра промышленной продукции не подтверждают страну происхождения предлагаемого к поставке товара в рамках действия постановления № 616.
Напомню, что правила о баллах и подтверждения страны происхождения товара с 2025 года начнут работать и в закупках по 223-ФЗ. А трехкратное такое отклонение в квартал на одной площадке за неуказание баллов влечет списание третьего обеспечения заявки в бюджет. Поэтому крайне важно следить за тем какие документы вы отправляете и как подтверждаете страну.
Рекомендации от эксперта
Так как эта практика только набирает обороты, вот что я рекомендую сделать прямо сейчас:
- Проверьте по постановлению № 719 от 17.07.2015 установлены ли баллы для товара, который поставляете.
- Если баллы по ПП 719 есть, то проверьте указаны ли эти баллы в выписке из ГИСП производителя, у которого собираетесь покупать товар.
- Если баллы установлены, а в выписке информации о них нет, то запросите информацию у производителя о количестве баллов и причинах неуказания их в выписке.
- Если баллы по постановлению правительства № 719 установлены, в выписке их нет, на площадке при подаче заявки прописали «не указано», отклонение будет правомерным, и если оно третье в квартал на одной площадке, то и списание обеспечения заявки — тоже.
GoodWin в госзакупках — колонка Дмитрия Сидаева на ППТ: