Когда запреты по 44-ФЗ и 223-ФЗ не будут применять

Размер шрифта:

Продолжаем разбирать проект постановления правительства о нацрежиме в редакции от 02.12.2024. Рассмотрим основания для неприменения запретов по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Навигация

Когда заказчики вправе не применять запреты с 01.01.2025

В п. 5 проекта постановления правительства закреплен перечень оснований, когда заказчики вправе не применять запреты:

1. В России не производят закупаемый товар и заказчик получил в Минпромторге разрешение на покупку зарубежного товара.

Характеристики такого товара указывают по КТРУ (если нужно с доппотребительскими свойствами, в т.ч. функциональными, техническими, качественными, эксплуатационными характеристиками ТРУ). Исключение — когда, не устанавливают допхарактеристики по п. 5 ПП № 145 от 08.02.2017.

Если в КТРУ нет позиции, которая соответствует потребностям заказчика или в позиции КТРУ нет характеристик товара, потребность в котором есть у заказчика, то характеристики в обращении в Минпромторг указывают по правилам ст. 33 44-ФЗ.

2. В России не производят товар, который закупают в рамках гособоронзаказа для выполнения госпрограмм, госпрограммы вооружения, других мероприятий в рамках гособоронзаказа. Если такой товар не перечислен в позициях 1-145 перечня № 1 или нет российских лиц, которые выполняют, оказывают закупаемые работы (услуги). Заказчик сам декларирует это в извещении или документации.

3. Закупают товар, который указан в позициях 1-145 перечня № 1 для исполнения контракта (договора), в котором есть требование поставить иностранный товар.

ВАЖНО!
Чтобы применить этот пункт нужно разрешение на покупку иностранного товара от Минпромторга. Основанием для разрешения будет не отсутствие производства, а контракт (договор), по которому поставляется иностранный товар.

4. Лизингодатель закупает иностранный предмет лизинга, если этот предмет определен в договоре лизинга лизингополучателем, который не является заказчиком по 44-ФЗ и 223-ФЗ или лизингополучателем, который относится к числу таких заказчиков и может не применять запрет.

5. Закупается одна штука товара с НМЦК до 300 000 рублей. Это правило работает и для контрактов с едпоставщиком.

Исключение — программы и такие позиции по перечню № 1:

  • 17 — Пробирки вакуумные для взятия образцов крови ИВД по кодам 293370, 293400, 293420, 293480, 293500, 293540, 293570, 293630, 293640, 293660, 293700, 293760, 293780, 334330 вида медизделия по НКМИ).
  • 27 — Устройства числового программного управления.
  • 35 —Подшипники шариковые или роликовые.
  • 53 — Инструменты ручные электрические; инструменты ручные прочие с мехприводом.
  • 140 — Медмебель в части:
    • кровати больничной механической по коду 120210 вида медизделия по НКМИ;
    • кровати больничной стандартной с электроприводом по коду 136210 вида медизделия по НКМИ;
    • стеллажа для палаты пациента по коду 156900 вида медизделия по НКМИ;
    • шкафа вытяжного по коду 181470 вида медизделия по НКМИ;
    • ширмы прикроватной по коду 184200 вида медизделия по НКМИ;
    • стеллажа общего назначения по коду 260470 вида медизделия по НКМИ;
    • шкафа для сушки и хранения эндоскопов, по коду 271740 вида медизделия по НКМИ.
  • 141 — Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки (только для медмасок).
  • 144 — Средства защиты головы и лица (только для медмасок).
  • 146 — Программа для электронной вычислительной машины или базы данных.

6. Закупается товар с НМЦК до 1 млн рублей и при этом ни одна из цен, которые использовали при определении цен, не превышает 300 000 рублей. Правило применяется и для контрактов с едпоставщиком. Исключения аналогичные как и в предыдущем пункте.

7. Закупают один подшипник шариковый или роликовый с НМЦК до 3 000 рублей в т.ч и у едпоставщика.

8. Закупают подшипники шариковые или роликовые с НМЦК до 30 000 рублей и при этом ни одна из цен, которые использовали при определении цен, не превышает 3 000 рублей. Правило применяется и для контрактов с едпоставщиком.

9. Закупают товар определенного товарного знака из-за его несовместимости с товарами, на которых размещаются другие товарные знаки и необходимости обеспечить взаимодействие закупаемого товара с товарами, которые использует заказчик. Под исключение попали такие позиции из перечня № 1:

  • 23 — Инструменты рабочие сменные для станков или для ручного инструмента (с механическим приводом или без него).
  • 24 — Инструмент прочий.
  • 44-47 — Краны на гусеничном ходу, машины самоходные и тележки, оснащенные подъемным краном, прочие, не включенные в другие группировки, автопогрузчики с вилочным захватом, погрузчики прочие.
  • 71-77 — Машины трамбовочные и дорожные катки самоходные, погрузчики фронтальные одноковшовые самоходные, экскаваторы одноковшовые и ковшовые погрузчики самоходные с поворотом кабины на 360° (полноповоротные машины), кроме фронтальных одноковшовых погрузчиков, экскаваторы и одноковшовые погрузчики самоходные прочие; прочие самоходные машины для добычи полезных ископаемых, отвалы бульдозеров неповоротные, отвалы бульдозеров поворотные, автомобили-самосвалы для использования в условиях бездорожья.
  • 79-88 — Машины для распределения строительного раствора или бетона, машины для укладки гравия на дороге или аналогичных поверхностях, для поливки и пропитки поверхностей дорог битумными материалами, асфальтоукладчики, машины для выемки грунта и строительства прочие, не включенные в другие группировки, машины для смешивания и аналогичной обработки грунта, камня, руды и прочих минеральных веществ, тракторы гусеничные, печи хлебопекарные неэлектрические, оборудование для промышленного приготовления или подогрева пищи, машины для переработки мяса, овощей и теста (оборудование для механической обработки продуктов на предприятиях общественного питания), оборудование для производства хлебобулочных изделий.
  • 95-118 — Автокраны, средства транспортные для движения по снегу, автомобили для перевозки игроков в гольф и аналогичные транспортные средства, оснащенные двигателями, средства автотранспортные для транспортирования строительных материалов, средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог, автомобили пожарные, средства транспортные для аварийно-спасательных служб и полиции, автомобили скорой медицинской помощи, средства транспортные для обслуживания нефтяных и газовых скважин, средства транспортные для перевозки нефтепродуктов, средства транспортные для перевозки пищевых жидкостей, средства транспортные для перевозки сжиженных углеводородных газов на давление до 1,8 МПа, средства транспортные, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, средства транспортные - фургоны для перевозки пищевых продуктов, средства транспортные, оснащенные кранами-манипуляторами, снегоочистители, снегоболотоходы, вездеходы, средства автотранспортные специального назначения прочие, не включенные в другие группировки, контейнеры общего назначения (универсальные), контейнеры специализированные, прицепы (полуприцепы) к легковым и грузовым автомобилям, мотоциклам, мотороллерам и квадрициклам, прицепы-цистерны и полуприцепы-цистерны для перевозки нефтепродуктов, воды и прочих жидкостей, прицепы и полуприцепы тракторные, прицепы и полуприцепы прочие, не включенные в другие группировки.

10. Закупка для оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме или вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) или ликвидации чрезвычайной ситуации, для проведения СВО, мобилизационной подготовки, мобилизации, деятельности на территории, на которой введено военное положение.

11. Закупают ФСО, СВО, органы внешней разведки, Минобороны, МВД, Росгвардия и подведомственные им организации товары.

Под исключение попали такие позиции из перечня № 1:

  • 1-7 — Ткани текстильные, изделия текстильные прочие, одежда, кроме одежды из меха, изделия меховые, предметы одежды трикотажные и вязаные, кожа дубленая и выделанная; чемоданы, сумки дамские, изделия шорно-седельные и упряжь; меха выделанные и окрашенные, обувь.
  • 63-73 — Станки для обработки металлов лазером и станки аналогичного типа; обрабатывающие центры и станки аналогичного типа, станки токарные, расточные и фрезерные металлорежущие, станки металлообрабатывающие прочие, части и принадлежности станков для обработки металлов, станки для обработки камня, дерева и аналогичных твердых материалов, оправки для крепления инструмента, бульдозеры и бульдозеры с поворотным отвалом, грейдеры и планировщики самоходные, машины трамбовочные и дорожные катки самоходные, погрузчики фронтальные одноковшовые самоходные, экскаваторы одноковшовые и ковшовые погрузчики самоходные с поворотом кабины на 360° (полноповоротные машины), кроме фронтальных одноковшовых погрузчиков.
  • 92-94 — Автомобили легковые, средства автотранспортные для перевозки 10 или более человек, средства автотранспортные грузовые.
  • 99 — Автомобили пожарные.

Запрет может не применяться этими федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им организациями, если закупается один станок, который, указан в позициях 63-67 перечня № 1 с НМЦК до 2 млн рублей в т.ч. у едпоставщика.

12. Закупки управлением делами президента России и подведомственными ему организациями по основаниям как в предыдущем пункте

13. ФСО проводит закупку для реализации мер по госохране.

14. МВД закупает транспорт для обеспечения безопасности объектов госохраны и проведения оперативно-поисковых мероприятий.

15. ФСИН закупает транспорт для проведения оперативно-разыскных мероприятий.

Когда заказчики обязаны не устанавливать запреты по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В пп «и» п. 4 проекта постановления правительства указано, что запреты, ограничение, преимущество не применяются в закупках, при которой заключается контракт (договор) со встречными инвестиционными обязательствами по поставке товара, который сделан исключительно на создаваемом, модернизируемом, осваиваемом в соответствии с таким контрактом (договором) производстве.

Подписывайтесь на телеграм-канал "GoodWin в госзакупках".

GoodWin в госзакупках — колонка Дмитрия Сидаева на ППТ:

Сидаев Дмитрий Эксперт, основатель проекта «GoodWin в закупках»

Получил 3 диплома с отличием по юриспруденции и управлению закупочной деятельности. Работал ведущим специалистом в администрации муниципального образования, специалистом по размещению заказа в федеральной организации и руководителем тендерного отдела.