Рейтинг@Mail.ru
Новости:

Коммерческие расходы — что это такое в бухгалтерском учете

Размер шрифта:

Каждое предприятие, продающее что-либо — будь то собственная продукция, услуги или товары, — несет коммерческие расходы. Какова их природа, как их учитывать, каким образом влияют коммерческие расходы на финансовый результат деятельности предприятия — в статье.

Навигация

Что такое коммерческие расходы

В большей степени коммерческие расходы характерны для торговых предприятий. Даже само слово «коммерция» происходит от латинского «commercium» — торговля. В Россию это понятие принес наш неугомонный император Петр I в немецком варианте «commerzien».

Сегодня под коммерческими понимают затраты на реализацию продукции.

Что относят к коммерческим расходам

Поскольку нигде в законодательстве определения термина «коммерческие расходы» нет, ориентируемся на Инструкцию по применению плана счетов бухучета (Приказ Минфина от 31.10.2000 (в редакции от 08.11.2010г.) № 94н. Конкретно — на раздел IV, а в нем — на счет 44 «Расходы на продажу».

Полный актуальный текст Приказа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

Этот вид затрат не связан с производством продукции. Зато напрямую связан с предпродажной подготовкой, хранением, транспортировкой и продажей готовой продукции, товаров или услуг.

Для предприятий различных отраслей состав коммерческих расходов различен как по составу, так и по доле в общей структуре затрат.

Так, для торговых предприятий это едва ли не важнейшая составляющая, включающая в себя расходы на:

  • аренду складских и торговых помещений;
  • оплату труда персонала со всеми надбавками и отчислениями;
  • предпродажную подготовку (расфасовку, маркировку и т.п.);
  • складское хранение;
  • транспортировку (доставка от склада до магазина, пункта выдачи или непосредственно до конечного покупателя);
  • проведение экспертизы брака, гарантийный ремонт и обслуживание;
  • продвижение товара — реклама, маркетинг, работа с соцсетями и т.п.

Для промышленного или сельскохозяйственного гиганта затраты на продажу порой занимают незначительную долю в структуре стоимости продукции и включают в себя:

  • содержание склада готовой продукции или пунктов заготовки сельхозпродукции;
  • транспортировку готовой продукции до станции (пристани) погрузки и погрузо-разгрузочные работы;
  • заработную плату специалистов отдела продаж;
  • упаковку и тару;
  • вознаграждение посредникам.

Перечни эти не закрытые. В коммерческие предприятия включают затраты, по своему содержанию относящиеся к организации и осуществлению продаж.

Для сведения: что относят к доходам и расходам по обычным видам деятельности

Как вести учет коммерческих расходов

Для учета расходов на продажу предназначен одноименный активный счет 44. Субсчет 44.01 используется торговыми организациями, субсчет 44.02 — промышленными. Аналитика ведется по статьям затрат.

Учитывая, что в торговых предприятиях практически все затраты связаны с продажами, то в 44-м счете собирается всё, кроме стоимости приобретения товаров (для этого есть счет 41).

Подробнее: счет 44 в бухгалтерском учете

Отраженные по дебету счета суммы завершающими оборотами периода переносятся на финансовый результат (списываются в Дт 90) полностью или частично. Выбор организация делает самостоятельно и закрепляет его в учетной политике. При выборе варианта неполного списания коммерческих затрат, предприятиям в учетной политике надо прописать еще и методику их распределения по видам продукции. Необходимо учитывать, что распределять надо далеко не всё.

Предприятие Подлежат распределению
Промышленное Затраты на упаковку и транспортировку — по видам продукции. Параметр распределения предприятие выбирает самостоятельно
Сельскохозяйственное Затраты на переработку сельхозпродукции переносятся в Дт15 (сельхозсырье) и/или в Дт11 (скот и птица)
Торговые Между реализованными товарами и остатками товаров на складах распределяются затраты на транспортировку

Все прочие коммерческие траты в конце каждого месяца переносятся в Дт90 без распределения.

У коммерческих расходов есть собственная графа в бухгалтерской отчетности. Они отражаются в строке 2210 отчета о финансовых результатах.

ВАЖНО!
При определении налоговой базы по налогу на прибыль не все затраты учитываются в полном объеме, даже если они экономически обоснованы и документально подтверждены. Речь идет о нормируемых расходах.

В число нормируемых расходов попадают и коммерческие, если это:

  • потери от недостачи или порчи товара при хранении и транспортировке. Для целей налогообложения принимаются в пределах норм естественной убыли (ст. 254 НК РФ);
  • компенсация использования личного автотранспорта в служебных целях. Нормы установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  • представительские — не более 4 % от расходов на оплату труда за период (п. 2 ст. 264 НК РФ);
  • рекламные. Не нормируется оплата наружной рекламы, участие в выставках и подобных мероприятиях и реклама в СМИ. Остальные виды рекламы принимаются для целей налогообложения в размере не более 1 % от суммы выручки за период (п. 4 ст. 264 НК РФ).
Подробнее: бухгалтерский учет представительских расходов

Помимо указанных, существует еще и ряд нормируемых расходов, но в состав коммерческих чаще остальных попадают именно эти.

Анализ коммерческих расходов

Параметры и показатели, влияющие на финансовый результат деятельности фирмы и на ее экономическое состояние в целом, полезно периодически подвергать анализу.

Коммерческие затраты — важная составляющая деятельности организаций, а для торговых предприятий и вовсе наиважнейшая. Так что давайте займемся их анализом.

Нет, мы не станем предлагать сложные многоступенчатые формулы. Здесь больше пригодится умение сопоставлять цифры и делать выводы.

Прежде всего оцените динамику роста коммерческих расходов в сравнении с изменением объема продаж. Согласитесь, совершенно печальная ситуация складывается, если выручка прирастает медленнее, чем затраты на реализацию.

Анализ коммерческих расходов проводится на основе бизнес-плана. Детальнее всего покажет картину помесячный план. Однако небольшие предприятия или торговые фирмы порой не видят необходимости в таком подробном планировании. Даже если имеется бизнес-план на год, то это уже хорошо. В любом случае необходимо оценивать показатели в динамике, сравнивая несколько периодов.

При анализе оценивается фактическое исполнение плановых позиций и рассчитываются отклонения от плана. Отклонения выражаются как в абсолютных (штуках, граммах, километрах), так и в относительных (процентах) показателях.

Каждое отклонение подлежит исследованию, дабы установить причины его возникновения. Хорошо, если отклонение носит позитивный характер и бухгалтер фиксирует снижение некоторых коммерческих расходов при общем росте продаж.

Негативные изменения показателей не всегда означают: «Шеф, все пропало!». Они бывают вполне объективными: например, предприятие расширяет рекламную кампанию или меняет поставщика услуг, арендует новые площади или повышает оплату персоналу.

Важно, чтобы все изменения показателей были оправданны, целесообразны и вели к повышению эффективности работы предприятия.

Как оптимизировать коммерческие расходы

Если же, проанализировав коммерческие расходы, бухгалтер приходит к выводу, что рост их не оправдан и не привел к желаемым результатам, значит, пора заняться оптимизацией.

К сожалению, первое, что приходит на ум многим руководителям при слове «оптимизация», — это снижение и сокращение. Снижение оплаты, сокращение персонала и т.п. Конечно, это самый легкий и прямой путь, однако так ли он верен, как кажется? Неоправданное применение подобной «оптимизации» приводит к весьма плачевным результатам.

Вместо снижения оплаты можно, например, перераспределить ее составляющие: снизить фиксированную часть и повысить переменную, которая зависит от выполнения плана продаж. Это станет стимулом для менеджеров.

Предприятиям, несущим существенные затраты на упаковку продукции или товаров и использующим для этого ручной труд, наверняка следует задуматься об автоматизации процесса. Нет такой возможности? Есть другой вариант — перевести упаковку на аутсорс. Вот когда точно снизится фонд оплаты труда вместе с начислениями на него.

Кстати, на аутсорс порой выгодно отдать и транспортировку, чтобы не содержать собственный транспортный парк. Известно, что это весьма недешевое удовольствие.

Что показал анализ расходов на продвижение товаров? Насколько эффективно работает служба маркетинга? Какая реклама приводит покупателей, а какая проваливает продажи? Ответы на эти вопросы тоже повод для принятия управленческих решений.

Как видим, подробный анализ коммерческих расходов — прямой путь к повышению эффективности и росту маржинального дохода фирмы.

Дорофеева Ирина Бухгалтер

Стаж в должности главного бухгалтера коммерческих предприятий более 30 лет. Есть опыт работы финансовым директором и даже налоговым инспектором.

Комментарии
  • 2023-06-20 14:35:52
    Мерчандайзинг — востребованная услуга, которая никак не поименована в российском законодательстве. Если у вас возникают сложности с налоговиками по вопросу отнесения этих услуг в состав коммерческих расходов, то напомните им, что качественная выкладка товара является необходимым условием для осуществления розничной торговли в соответствии с ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования».
Что-то непонятно? Спрашивайте!
Бухучет: ответы по темам
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте