Каждое предприятие, продающее что-либо — будь то собственная продукция, услуги или товары, — несет коммерческие расходы. Какова их природа, как их учитывать, каким образом влияют коммерческие расходы на финансовый результат деятельности предприятия — в статье.
Навигация
Что такое коммерческие расходы
В большей степени коммерческие расходы характерны для торговых предприятий. Даже само слово «коммерция» происходит от латинского «commercium» — торговля. В Россию это понятие принес наш неугомонный император Петр I в немецком варианте «commerzien».
Сегодня под коммерческими понимают затраты на реализацию продукции.
Что относят к коммерческим расходам
Поскольку нигде в законодательстве определения термина «коммерческие расходы» нет, ориентируемся на Инструкцию по применению плана счетов бухучета (Приказ Минфина от 31.10.2000 (в редакции от 08.11.2010г.) № 94н. Конкретно — на раздел IV, а в нем — на счет 44 «Расходы на продажу».
Полный актуальный текст Приказа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно
Этот вид затрат не связан с производством продукции. Зато напрямую связан с предпродажной подготовкой, хранением, транспортировкой и продажей готовой продукции, товаров или услуг.
Для предприятий различных отраслей состав коммерческих расходов различен как по составу, так и по доле в общей структуре затрат.
Так, для торговых предприятий это едва ли не важнейшая составляющая, включающая в себя расходы на:
- аренду складских и торговых помещений;
- оплату труда персонала со всеми надбавками и отчислениями;
- предпродажную подготовку (расфасовку, маркировку и т.п.);
- складское хранение;
- транспортировку (доставка от склада до магазина, пункта выдачи или непосредственно до конечного покупателя);
- проведение экспертизы брака, гарантийный ремонт и обслуживание;
- продвижение товара — реклама, маркетинг, работа с соцсетями и т.п.
Для промышленного или сельскохозяйственного гиганта затраты на продажу порой занимают незначительную долю в структуре стоимости продукции и включают в себя:
- содержание склада готовой продукции или пунктов заготовки сельхозпродукции;
- транспортировку готовой продукции до станции (пристани) погрузки и погрузо-разгрузочные работы;
- заработную плату специалистов отдела продаж;
- упаковку и тару;
- вознаграждение посредникам.
Перечни эти не закрытые. В коммерческие предприятия включают затраты, по своему содержанию относящиеся к организации и осуществлению продаж.
Для сведения: что относят к доходам и расходам по обычным видам деятельности
Как вести учет коммерческих расходов
Для учета расходов на продажу предназначен одноименный активный счет 44. Субсчет 44.01 используется торговыми организациями, субсчет 44.02 — промышленными. Аналитика ведется по статьям затрат.
Учитывая, что в торговых предприятиях практически все затраты связаны с продажами, то в 44-м счете собирается всё, кроме стоимости приобретения товаров (для этого есть счет 41).
Подробнее: счет 44 в бухгалтерском учете
Отраженные по дебету счета суммы завершающими оборотами периода переносятся на финансовый результат (списываются в Дт 90) полностью или частично. Выбор организация делает самостоятельно и закрепляет его в учетной политике. При выборе варианта неполного списания коммерческих затрат, предприятиям в учетной политике надо прописать еще и методику их распределения по видам продукции. Необходимо учитывать, что распределять надо далеко не всё.
Предприятие | Подлежат распределению |
---|---|
Промышленное | Затраты на упаковку и транспортировку — по видам продукции. Параметр распределения предприятие выбирает самостоятельно |
Сельскохозяйственное | Затраты на переработку сельхозпродукции переносятся в Дт15 (сельхозсырье) и/или в Дт11 (скот и птица) |
Торговые | Между реализованными товарами и остатками товаров на складах распределяются затраты на транспортировку |
Все прочие коммерческие траты в конце каждого месяца переносятся в Дт90 без распределения.
У коммерческих расходов есть собственная графа в бухгалтерской отчетности. Они отражаются в строке 2210 отчета о финансовых результатах.
В число нормируемых расходов попадают и коммерческие, если это:
- потери от недостачи или порчи товара при хранении и транспортировке. Для целей налогообложения принимаются в пределах норм естественной убыли (ст. 254 НК РФ);
- компенсация использования личного автотранспорта в служебных целях. Нормы установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ);
- представительские — не более 4 % от расходов на оплату труда за период (п. 2 ст. 264 НК РФ);
- рекламные. Не нормируется оплата наружной рекламы, участие в выставках и подобных мероприятиях и реклама в СМИ. Остальные виды рекламы принимаются для целей налогообложения в размере не более 1 % от суммы выручки за период (п. 4 ст. 264 НК РФ).
Подробнее: бухгалтерский учет представительских расходов
Помимо указанных, существует еще и ряд нормируемых расходов, но в состав коммерческих чаще остальных попадают именно эти.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали порядок применения в бухучете счета 44. Используйте эти инструкции бесплатно.
Анализ коммерческих расходов
Параметры и показатели, влияющие на финансовый результат деятельности фирмы и на ее экономическое состояние в целом, полезно периодически подвергать анализу.
Коммерческие затраты — важная составляющая деятельности организаций, а для торговых предприятий и вовсе наиважнейшая. Так что давайте займемся их анализом.
Нет, мы не станем предлагать сложные многоступенчатые формулы. Здесь больше пригодится умение сопоставлять цифры и делать выводы.
Прежде всего оцените динамику роста коммерческих расходов в сравнении с изменением объема продаж. Согласитесь, совершенно печальная ситуация складывается, если выручка прирастает медленнее, чем затраты на реализацию.
Анализ коммерческих расходов проводится на основе бизнес-плана. Детальнее всего покажет картину помесячный план. Однако небольшие предприятия или торговые фирмы порой не видят необходимости в таком подробном планировании. Даже если имеется бизнес-план на год, то это уже хорошо. В любом случае необходимо оценивать показатели в динамике, сравнивая несколько периодов.
При анализе оценивается фактическое исполнение плановых позиций и рассчитываются отклонения от плана. Отклонения выражаются как в абсолютных (штуках, граммах, километрах), так и в относительных (процентах) показателях.
Каждое отклонение подлежит исследованию, дабы установить причины его возникновения. Хорошо, если отклонение носит позитивный характер и бухгалтер фиксирует снижение некоторых коммерческих расходов при общем росте продаж.
Негативные изменения показателей не всегда означают: «Шеф, все пропало!». Они бывают вполне объективными: например, предприятие расширяет рекламную кампанию или меняет поставщика услуг, арендует новые площади или повышает оплату персоналу.
Важно, чтобы все изменения показателей были оправданны, целесообразны и вели к повышению эффективности работы предприятия.
Как оптимизировать коммерческие расходы
Если же, проанализировав коммерческие расходы, бухгалтер приходит к выводу, что рост их не оправдан и не привел к желаемым результатам, значит, пора заняться оптимизацией.
К сожалению, первое, что приходит на ум многим руководителям при слове «оптимизация», — это снижение и сокращение. Снижение оплаты, сокращение персонала и т.п. Конечно, это самый легкий и прямой путь, однако так ли он верен, как кажется? Неоправданное применение подобной «оптимизации» приводит к весьма плачевным результатам.
Вместо снижения оплаты можно, например, перераспределить ее составляющие: снизить фиксированную часть и повысить переменную, которая зависит от выполнения плана продаж. Это станет стимулом для менеджеров.
Предприятиям, несущим существенные затраты на упаковку продукции или товаров и использующим для этого ручной труд, наверняка следует задуматься об автоматизации процесса. Нет такой возможности? Есть другой вариант — перевести упаковку на аутсорс. Вот когда точно снизится фонд оплаты труда вместе с начислениями на него.
Кстати, на аутсорс порой выгодно отдать и транспортировку, чтобы не содержать собственный транспортный парк. Известно, что это весьма недешевое удовольствие.
Что показал анализ расходов на продвижение товаров? Насколько эффективно работает служба маркетинга? Какая реклама приводит покупателей, а какая проваливает продажи? Ответы на эти вопросы тоже повод для принятия управленческих решений.
Как видим, подробный анализ коммерческих расходов — прямой путь к повышению эффективности и росту маржинального дохода фирмы.