Кодекс административного судопроизводства РФ
и связанные с ним проекты федеральных законов регулируют порядок административного судопроизводства в судах общей юрисдикции.
Существующее положение дел главу государства не устраивает. Он отметил: "Включение в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации норм, регулирующих производство по делам, возникающим из публичных правоотношений (что имеет место в настоящее время), не может признаваться надлежащей реализацией указанных нормативных положений".
Законопроект подробно регламентирует весь судебный процесс по административным делам. Согласно новому кодексу, для ряда дел гражданам потребуется представитель. Участие мировых судей в рассмотрении дел по правилам кодекса не предусматривается. Сроки обращения в суд и большинство сроков рассмотрения и разрешения дел будут меньше аналогичных сроков по гражданским делам. Среди новшеств также упрощённое (письменное) производство.
В пояснительной записке президент указывает на ключевые положения законопроекта:
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает судебную процедуру рассмотрения дел, возникающих из правоотношений, в которых субъекты приобретают права и обязанности по своей воле и в своих интересах и фактически равноправны, то есть возникающих из правоотношений, связанных с применением материальных правовых норм частного права (гражданского, семейного и т.п.). В то же время в административных и иных публичных правоотношениях отсутствует как таковое равенство их субъектов, в связи с чем требуются иные методология и процессуальный закон по рассмотрению и разрешению дел, возникающих из данных правоотношений...
Наличие административного иска означает необходимость рассмотрения его по правилам, которые должны в значительной степени отличаться от существующих правил искового производства, предназначенного для рассмотрения дел в порядке гражданского судопроизводства...
...в проекте делается акцент на активную роль суда при разрешении дела. К примеру, при необходимости суд вправе сам истребовать доказательства, а при проверке законности нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) суд вправе выйти за пределы оснований и доводов заявленных требований...
...в проекте предусмотрен перечень дел, подлежащих коллегиальному рассмотрению судом первой инстанции...
...предусмотрено обязательное ведение гражданами ряда административных дел с участием представителя.
Проектом не предусмотрено участие мировых судей в рассмотрении административных дел по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, исходя из значимости указанных дел...
В целях усиления динамизма судебного процесса в проекте предусмотрен в том числе институт ускорения рассмотрения административного дела...
По ряду административных дел введено упрощённое (письменное) производство. Особенностью данного производства является рассмотрение и разрешение административного дела на основании письменных материалов, без проведения устного разбирательства и без составления протокола судебного заседания.
Сроки обращения в суд и большинство сроков рассмотрения и разрешения административных дел короче соответствующих сроков по гражданским делам и зависят от вида предъявленного административного иска, например по административным делам, касающимся проведения публичных мероприятий.
Нормами проекта регламентированы... правила пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений судом апелляционной инстанции, а также правила пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений судами кассационной и надзорной инстанций и правила пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по новым и вновь открывшимся обстоятельствам судами, принявшими эти постановления.
Напомним, чтобы законопроект стал законом, его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать — Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован. Федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок.
должен вступить в силу с 1 января 2014 года. С этого момента не рассмотренные дела, находящиеся в производстве судов общей юрисдикции, подлежат разрешению в новом порядке. Дела по требованиям о взыскании налоговых недоимок с граждан и некоммерческих организаций также будут рассматриваться по-новому. Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и некоторые другие правовые акты утратят силу.
Добавим, основные принципы судоустройства в России устанавливает глава 7 Конституции РФ и Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». Статус судей определяет Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1.