Верховный суд о госзакупках. День за днем. 27.05.2024

Размер шрифта:

Рассмотрены позиции Верховного суда РФ по основаниям отклонения заявки по 44-ФЗ, проверке достоверности информации в заявке по 223-ФЗ, условиям непризнания заявок по 44-ФЗ из-за сбоев электронной площадки и признанию дискриминационными условий получения субсидий.

Основания отклонения заявки по 44-ФЗ

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что при обосновании принятого закупочной комиссией Заказчика решения в отношении отклоненной заявки (по закупке по 44-ФЗ с дополнительными требованиями) в протоколе подведения итогов должно необходимо указывать и учитывать следующее:

  • ссылку на нарушенные положения Закона № 44-ФЗ,
  • ссылку на позицию приложения к Постановлению № 2571, которому не соответствует заявка;
  • ссылку на пункт извещения о закупке;
  • часть 17 статьи 48 Закона № 44-ФЗ, определяющая содержание протокола подведения итогов, не содержит требований об указании отсутствующих у участника закупки документов;
  • Законом № 44-ФЗ не предусмотрено типовой формы заявки на участие в закупке, соответственно заявка подается в произвольной форме на электронной площадке, которая содержит поля для заполнения, при этом структурированная форма заявки на участие в закупке не содержит нумерации полей;
  • исходя из положений Закона № 44-ФЗ и постановления Правительства РФ № 2571, следует, что документы рассматриваются в совокупности, которая определяет соответствие или несоответствие участника закупки дополнительным требованиям;
  • конкретных требований к обоснованию принятого решения Законом № 44-ФЗ не предусмотрено, требований к содержанию формулировок протокола подведения итогов электронной процедуры Законом № 44-ФЗ также не установлено.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 22 мая 2024 года № 304-ЭС24-7459 по делу № А45-24501/2022, Решение АС Новосибирской области от 05 сентября 2023 года по делу № А45-24501/2022

Проверка достоверности информации в заявке по 223-ФЗ

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что если в закупке по 223-ФЗ для оценки заявки требуется представить информацию по подкритерию «Наличие служебного автотранспорта» и участник закупки представил информацию о транспортных средствах зарегистрированных на иных собственников — не тех, которые указаны в заявке участника закупки, то такая заявка подлежит отклонению в связи с установлением недостоверности информации в ней.

ВАЖНО!
По результату совершения регистрационных действий связанных со сменной собственника транспортного средства, регистрационное подразделение выдает новое свидетельство о регистрации транспортного средства, которое содержит сведения о новом собственнике имущества, новом регистрационном номере транспортного средства, в случае его смены.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 22 мая 2024 года № 305-ЭС24-6521 по делу № А40-52493/2023, Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 25 октября 2023 года по делу № А40-52493/2023

Условия непризнания заявок по 44-ФЗ из-за сбоев электронной площадки

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что если участниками закупочной процедуры по № 44-ФЗ сформированы декларации о соответствии требованиям пунктов 3-5, 7-11 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ программно-аппаратными средствами электронной площадки, но заявки участника закупки все равно признаны не соответствующими требованиям Закона №44-ФЗ, ввиду представления деклараций, не соответствующих положениям пункта 10.1 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ из-за ненадлежащего функционирования программно-аппаратных средств используемых участниками закупочных процедур, а именно функционировавших на площадке оператора на момент подачи заявок участников, в связи с чем участники закупки были введены в заблуждение и в последствии заявки участников отклонены, то в действия Оператора электронной площадки (ЭТП ГПБ) нарушают часть 13 статьи 24.1 Закона №44-ФЗ и итоги торгов подлежат отмене.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 23 мая 2024 года № 305-ЭС24-7227 по делу № А40-54195/2023, Решение АС города Москвы от 30 августа 2023 года по делу № А40-54195/2023

Признание дискриминационными условия получения субсидий

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что могут быть признаны дискриминационными условия, исключающие возможность получения субсидии хозяйствующими субъектами, которые ведут деятельность на территории субъекта РФ, в связи с их регистрацией и ведением деятельности также на территории иных субъектов РФ, тем самым на предоставление субсидии не может влиять факт регистрации в качестве юридического лица (индивидуального предпринимателя) исключительно на территории муниципального образования выдающего субсидию.

ВАЖНО!
Доводы Администрации о том, что отсутствие привязки получателя субсидии к территории муниципального образования исключает основной смысл субсидирования соответствующей деятельности, суд не может признать верным, поскольку установление условия о наличии регистрации на территории городского округа в регионе ставит в неравное положение субъекты осуществляющие деятельности и зарегистрированные на территории данного городского округа по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории всего региона.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 23 мая 2024 года № 309-ЭС24-7229 по делу № А76-9774/2023, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 декабря 2023 года по делу № А76-9774/2023

Подписывайтесь на телеграм-канал «Закупочная практика».

Закупочная практика - колонка Александра Кулакова на ППТ:

Оставить комментарий Распечатать
Кулаков Александр
Кулаков Александр Юрист, эксперт по госзакупкам

25 лет работы юристом, специализация на защите прав участников закупок. Веду Телеграм-канал, где анализирую решения судов и антимонопольных органов по госзакупкам.