Рейтинг@Mail.ru
Новости:

Верховный суд о госзакупках. День за днем. 13.05.24

Размер шрифта:

Рассмотрены позиции Верховного суда РФ относительно условий указания кодеков сжатия в закупках по ФЗ-223, обязанностей по предоставлению документов о происхождении товаров, выбора ОКПД2 при отсутствии позиций в КТРУ, ответственности подрядчика за неправомерные налоговые схемы, а также специфики заключения контрактов при единственном участнике аукциона и критериев оценки в закупках по 223-ФЗ.

Навигация

Разъяснения по кодекам сжатия видео в закупках по 223-ФЗ

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что если Заказчиком по 223-ФЗ проводится закупка видеокамер и требуется указать один из двух предложенных кодеков сжатия видео, то участник закупки вправе указать несколько конкретных значений кодеков сжатия видео через знаки «,», «;» и (или) «-», если планирует к поставке видеокамеры поддерживающие сразу несколько кодеков сжатия видео. Отклонение Заказчиком заявки участника закупки, указавшего несколько кодеков сжатия видео, нарушает требования части 6 статьи 3 № 223-ФЗ.

ВАЖНО!
Указание участником закупки в составе заявки одного из кодеков сжатия, указанных в документации о закупке (Описание предмета закупки), повлекло бы за собой предоставление в составе заявки неполных или недостоверных сведений.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 06 мая 2024 года № 302-ЭС24-6258 по делу № А58-3549/2023, Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2023 года по делу № А58-3549/2023, Решение Якутского УФАС от 09 марта 2023 года по результатам рассмотрения жалобы № 014/07/3-214/2023 на закупку № 32312104253

Нормативные требования к документам о происхождении товаров

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что положения Приказа № 126-н, равно как и требования Закона № 44-ФЗ не обязывают на участника закупки на поставку радиоэлектронных товаров (с условиями допуска по Приказу Минфина РФ № 126н и ограничениями допуска по Постановлению № 878) предоставлять документы, подтверждающие страну происхождения товара, в том числе предусмотренные Постановлением № 878, при этом указанные нормативные правовые акты применяются к различным стадиям определения поставщика и предполагают различный механизм подтверждения страны происхождения товара. Аукционная комиссия Заказчика не обладает полномочиями направлять запросы участникам закупки с целью предоставления дополнительных документов, подтверждающих страну происхождения товара при проведении процедуры определения поставщика, что прямо противоречит части 1 статьи 46 № 44-ФЗ.

ВАЖНО!
Eсли ни одна из заявок участников закупки с условиями допуска по Приказу 126н и ограничениями по Постановлению № 878 не содержит предусмотренной пунктом 3 (1) Постановления № 878 и извещения о закупке информации о нахождении предлагаемого к поставке товара в реестре российской радиоэлектронной продукции или евразийском реестре промышленных товаров и поданы заявки с указанием товара иностранного происхождения, а также заявки с указанием товара российского происхождения, то контракт с победителем аукциона, предложившим в заявке товар иностранного происхождения, должен быть заключен по цене, сниженной на 15 % от предложенной победителем цены.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 08 мая 2024 года № 309-ЭС24-1236 по делу № А76-40755/2022, Решение АС Челябинской области от 29 мая 2023 года по делу № А76-40755/2022

Выбор кодов ОКПД2 при отсутствии позиций в КТРУ

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что Заказчики по 44-ФЗ при проведении закупок товаров в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции (в т.ч. при закупке светового оборудования) вправе не применять КТРУ и выбрать наиболее подходящий код ОКПД2, исходя из собственных потребностей, т.к. отсутствует обязательная к применению заказчиками методика подбора кодов ОКПД2 для закупок. Заказчику предоставлено право на установление в аукционной документации требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям, при этом сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа (определение Верховного Суда РФ от 30.10.2014 № 304-КГ14-3003 по делу № А45-12358/2013)

ВАЖНО!
Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона № 44-ФЗ, а в качестве кода КТРУ, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014. Определение кода ОКПД2 осуществляется заказчиком путем отнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 07 мая 2024 года № 310-ЭС24-6436 по делу № А23-1358/2023, Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2023 года по делу № А23-1358/2023

Ответственность за неправомерные финансовые операции

Верховный суд РФ направил кассационную жалобу на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ, приняв довод о том, что если Подрядчик исполнил госконтракты в полном объеме, но при этом, руководитель подрядной организации работал с «фирмами-однодневками», осуществляя формальный документооборот с целью получения необоснованной налоговой выгоды путем неправомерного использования налоговых вычетов по НДС и, впоследствии, подрядчик обанкротился, то руководителю подрядной организации может быть вменена ответственность в виде убытков, возникших в результате неправомерных действий при исчислении НДС, независимо от дальнейшего использования или неиспользования денежных средств (полученных по исполненным госконтрактов) для исполнения обязательств подрядчика.

Спорные контрагенты подрядчика квалифицировались как «фирмы-однодневки» т.к.:

  • находились в одних руках,
  • признаков деятельности не имели,
  • осуществляли формальный документооборот,
  • использовались для получения необоснованной налоговой выгоды и обналичивания денег.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 08 мая 2024 года № 303-ЭС24-276 по делу № А73-14984/2020

Регулирование процедур при единственном участнике аукциона

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что в случае, если заявку на участие в аукционе по 178-ФЗ по продаже государственного и муниципального имущества подало только одно лицо, признанное единственным участником аукциона, то договор заключается с таким лицом по начальной цене продажи государственного или муниципального имущества. При уклонении или отказе победителя аукциона либо лица, признанного единственным участником аукциона, в случае, установленном в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи, от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается и он утрачивает право на заключение указанного договора (часть 12 статьи 18 Закона № 178-ФЗ). Указание в документации об аукционе информации о случаях признания аукциона несостоявшимся, основанной на утративших силу положениях Федерального закона № 178-ФЗ, о недостоверности такой документации не свидетельствует, на результат торгов не влияет и прав заявителя не нарушает.

Претензию единственного участника торгов в адрес продавца с просьбой вернуть аванс следует расценивать как отказ лица, признанного единственным участником аукциона, от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества. В данном случае подлежат применению положения части 12 статьи 18 Закона № 178-ФЗ, согласно которым задаток такому лицу не возвращается и он утрачивает право на заключение договора купли-продажи имущества.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 07 мая 2024 года № 307-ЭС24-6246 по делу № А05-3568/2023, Решение АС Архангельской области от 18 июля 2023 года по делу № А05-3568/2023

Критерии оценки при закупках согласно 223-ФЗ

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что Закон №2 23-ФЗ не допускает возможности выбора Заказчиком произвольной шкалы предельных величин значимости показателей оценки, не устанавливающей интервалы их изменений, или порядка их определения, не учитывающего необходимость соблюдения принципов, установленных в статье 3 Закона № 223-ФЗ. В случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присвоенных баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присвоенных баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присвоенных баллов.

Заказчиком в Закупочной документации по 223-ФЗ должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 07 мая 2024 года № 305-ЭС24-6262 по делу № А40-27917/2023, Решение АС города Москвы от 30 июня 2023 года по делу № А40-27917/2023

Подписывайтесь на телеграм-канал «Закупочная практика».

Закупочная практика - колонка Александра Кулакова на ППТ:

Кулаков Александр Юрист, эксперт по госзакупкам

25 лет работы юристом, специализация на защите прав участников закупок. Веду Телеграм-канал, где анализирую решения судов и антимонопольных органов по госзакупкам.

Комментарии
Что-то непонятно? Спрашивайте!
Закупочная практика день за днем — колонка Александра Кулакова: ответы по темам
1 вопрос
20 мая 2025
Как ставить на воинский учет женщин при приеме на работу

Обсуждаем, с какими специальностями как ставить на воинский учет женщин при приеме на работу.

1 вопрос
105
1 вопрос
16 мая 2025
Туристический налог на размещение сотрудников- вахтовиков в хостеле

Обсуждаем, как расчитывается туристический налог на размещение сотрудников- вахтовиков в хостеле.

1 вопрос
223
1 вопрос
14 мая 2025
Как уволить умершего сотрудника без свидетельства о смерти

Обсуждаем, как правильно сделать выплаты и уволить сотрудника, который был мобилизован и погиб.

1 вопрос
429
1 вопрос
30 апреля 2025
Расчет среднего заработка сотрудника при отпуске за свой счет во время командировки

Обсуждаем, как меняется порядок расчета среднего заработка сотрудника при отпуске за свой счет во время командировки.

1 вопрос
1082
1 вопрос
30 апреля 2025
Как составить согласие на обработку персональных данных, чтобы оно соответствовало требованиям ФНС по раскрытию налоговой тайны?

Обсуждаем, что включить в согласие на обработку персональных данных, чтобы оно соответствовало требованиям ФНС по раскрытию налоговой тайны.

1 вопрос
1198
Вам может быть интересно:
Ошибка на сайте