Верховный суд о госзакупках. День за днем. 03.07.2024

Размер шрифта:

Рассмотрены позиции Верховного суда РФ касательно права заказчика на односторонний отказ от госконтракта на строительство из-за нарушений подрядчиком сроков выполнения работ и недостатков в выполнении. Освещены случаи недопустимости дробления сделки для заключения контрактов с единственным поставщиком и права заказчика на взыскание убытков за недостатки в работах подрядчика.

Навигация

Односторонний отказ от госконтракта на строительство объекта

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения госконтракта на строительство объекта является законным и обоснованным, если:

  • Подрядчиком нарушен как общий срок исполнения контракта, так и промежуточные сроки, предусмотренные графиком выполнения строительно-монтажных работ;
  • выполненные Подрядчиком работы имеют недостатки, которые не позволяют использовать их результат;
  • Подрядчик не опроверг наличие указанных в претензионных письмах Заказчика недостатков;
  • Подрядчик не доказал, что причины возникновения недостатков не связаны с его работой;
  • Подрядчик не представил доказательств устранения недостатков в полном объеме.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 01 июля 2024 года № 307-ЭС24-10183 по делу № А05-2773/2023, Постановление АС Северо-Западного округа от 04 апреля 2024 года по делу № А05-2773/2023.

Недействительность контрактов при умышленном дроблении сделки

Верховный суд РФ согласился с нижестоящим судом в том, что признаками умышленного дробления Заказчиком по 44-ФЗ единой сделки, влекущими недействительность контрактов, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на суммы по 600 000 рублей и применение последствий недействительности сделки (возвращение всего полученного поставщиком, подрядчиком, исполнителем Заказчику) являются:

  • идентичность предмета контракта;
  • один и тот же срок исполнения обязательств по контрактам и срок оплаты;
  • контракты заключены в один день;
  • цена каждого контракта составляет 600 000 рублей.
ВАЖНО!
Заключение ряда связанных между собой гражданско-правовых договоров, цена каждого из которых не превышает шестисот тысяч рублей, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений, предусмотренных действующим законодательством, с целью уйти от необходимости проведения конкурентных процедур вступления в правоотношения с муниципальным заказчиком, по сути, дезавуирует его применение и открывает возможность для приобретения незаконных имущественных выгод.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 26 июня 2024 года № 308-ЭС24-11145 по делу № А18-1269/2023, Решение АС Республики Ингушетия от 29 сентября 2023 года по делу № А18-1269/2023.

Взыскание убытков за недостатки в работах подрядчика

Верховный суд РФ согласился с нижестоящим судом в том, что Заказчик по госконтракту вправе взыскать с Подрядчика убытки (расходы на устранение недостатков работ), если недостатки работ выявлены Заказчиком в период гарантийного срока и являются следствием несоблюдения Подрядчиком строительных правил и норм.

Из буквального толкования положений пункта 3 статьи 724, пункта 2 статьи 755 ГК РФ следует, что в пределах гарантийного срока действует презумпция вины подрядчика, который несет ответственность за недостатки (дефекты) выполненных работ.

ВАЖНО!
Подписание актов выполненных работ без возражений и замечаний не препятствует заказчику впоследствии оспаривать фактический объем, стоимость и качество выполненных работ (пункты 12, 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»).

Документ: Определение Верховного суда РФ от 28 июня 2024 года № 309-ЭС24-11552 по делу № А71-5830/2022, Постановление АС Уральского округа от 02 апреля 2024 года по делу № А71-5830/2022.

Запрет на изменение цены контракта после выполнения работ

Верховный суд РФ согласился с нижестоящим судом в том, что Подрядчик не имеет права на изменение цены контракта, если, заявляя свое требование об увеличении цены контракта после выполнения работ, он:

  • не представил доказательств реализации им права на приостановление выполнения обязательств по контракту;
  • не представил доказательств невозможности приостановления выполнения работ ввиду чрезвычайных, экстренных обстоятельств;
  • не представил доказательств неисполнения либо ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом;
  • самостоятельно на свой риск выполнял работы, не приостановив производство работ до согласования увеличения цены с государственным заказчиком в соответствии со статьей 716 ГК РФ;
  • обнаружив в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, не сообщил об этом заказчику.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 24 июня 2024 года № 306-ЭС24-9234 по делу № А72-9586/2023, Решение АС Ульяновской области от 07 ноября 2023 года по делу № А72-9586/2023.

Недействительность госконтрактов с единственным поставщиком

Верховный суд РФ согласился с нижестоящим судом в том, что госконтракты, заключенные на ремонт дорог, строительство больниц, школ, поликлиник, спортивных сооружений, благоустройство территории и др. у единственного поставщика по части 1 статьи 93 № 44-ФЗ на основании Постановлений регионального правительства (в целях реализации части 2 статьи Закона № 46-ФЗ) и распоряжений администрации об определении единственного поставщика (исполнителя), являются недействительными независимо от того, что сами Постановления и Распоряжения госорганов о возможности заключения таких госконтрактов с ЕП не признаны недействительными.

К Подрядчикам по таким госконтрактам применяется односторонняя реституция (возвращение всего полученного по сделке), если:

  • решения о принятии актов об осуществлении закупки для нужд субъекта РФ у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) приняты без учета необходимости защиты национальных интересов РФ и не в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также без учета срочности осуществления закупки;
  • отсутствуют сведения о сокращении количества подрядчиков, имеющих возможность выполнить требуемые Заказчику работы, вследствие действий недружественных государств и международных организаций;
  • Заказчик неоднократно заключал контракты на выполнение аналогичных работ по результатам конкурентных процедур;
  • об отсутствие срочности в заключении спорного контракта свидетельствует тот факт, что с момента утверждения Постановления регионального правительства (на разрешение заключить контракт с ЕП) до заключения контракта прошло более 6 месяцев, что существенно превышает период проведения конкурентных процедур определения поставщика;
  • контрактом предусмотрен срок выполнения работ, заканчивающийся через год с даты принятия Постановления регионального правительства на одобрение заключения контракта с ЕП, что также свидетельствует об отсутствии их срочности;
  • заключение контракта с единственным поставщиком не отвечает целям Закона № 44-ФЗ и Постановления регионального правительства (о разрешении заключать контракт с ЕП) в силу отсутствия обоснованности применения такого способа определения поставщика;
  • Постановления регионального правительства (на разрешение заключить контракт с ЕП) и распоряжение администрации недействительными не признаны, что не является основанием для признания контракта с ЕП, заключенного на основе этих актов, как контракта, заключенного с нарушениями закона.

Подписывайтесь на телеграм-канал «Закупочная практика».

Закупочная практика - колонка Александра Кулакова на ППТ:

Кулаков Александр Юрист, эксперт по госзакупкам

25 лет работы юристом, специализация на защите прав участников закупок. Веду Телеграм-канал, где анализирую решения судов и антимонопольных органов по госзакупкам.