Рейтинг@Mail.ru
Новости:

Придется ли платить потребительский штраф при добровольном удовлетворении требований? Что говорят суды

Размер шрифта:

В практике недавно был случай, когда мой клиент возместил стоимость товара потребителю в добровольном порядке. Однако возврат денежных средств был произведен после получения клиентом искового заявления и соответствующего направления его в суд. Придется ли в этом случае платить потребительский штраф? Разберемся. 

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Штраф на продавца накладывают, если он виновен и уклоняется от добровольного выполнения требований покупателя.
  2. Если продавец или исполнитель выполняет требования во время судебного разбирательства и покупатель отказывается от иска – штраф не взыскивают.
  3. Если требования выполнены после начала дела в суде, но покупатель не отказался от иска, его все равно взыщут.
  4. Суды обычно поддерживают продавца, если покупатель мешал проверке, например, не предоставил товар для осмотра.
  5. Судебная практика показывает, что добровольное исполнение требований до начала дела – самый надежный способ избежать санкций.

Условия наложения потребительского штрафа

Пунктом 6 статьи 13 закона от 07.02.1992 № 2300-1 законодатель установил меру гражданско-правовой ответственности в виде наложения штрафа на исполнителя услуг в следующих обстоятельствах:

  • при наличии виновного поведения продавца;
  • в случае уклонения от добровольного исполнения требований потребителя.

Штраф не подлежит взысканию при одновременном наличии двух обстоятельств:

  • в случае удовлетворения требований потребителя в процессе рассмотрения дела;
  • при наличии отказа истца от иска с прекращением производства по делу.

В остальных случаях добровольное удовлетворение требований после открытия дела само по себе основанием для освобождения исполнителя от ответственности не является. Посмотрим, какие еще обстоятельства учитывают суды.

Советуем прочитать: о правилах возмещения нанесенного ущерба

Анализ судебной практики по вопросу взыскания потребительского штрафа при добровольном удовлетворении требований

Применительно к вопросу освобождения моего клиента от выплаты штрафа суд поддержал нашу сторону, поскольку в создавшихся условиях мой клиент был лишен возможности оценить обстоятельства и удовлетворить требования в добровольном порядке. Все дело в том, то потребитель наотрез отказывался предоставить товар на проверку, что было расценено, как совершение им действий, препятствующих проверке обоснованности заявленных им претензий к качеству товара (непередача товара на проверку). В связи с чем суд посчитал, что ввиду уклонения от передачи товара на проверку мой клиент не имел возможности проверить обоснованность его требований и, соответственно, принять решение об их удовлетворении.

Здесь я особо подчеркну, что один лишь тот факт, что мой клиент удовлетворил требования уже после получения копии искового заявления сам по себе основанием для освобождения его от ответственности за нарушение прав потребителей не являлся. Решающее значение здесь имело то, что потребитель не предъявил товар на проверку. В анализируемом случае отказ суда в применении штрафной санкции был вызван недобросовестным поведением потребителя и отсутствием на стороне моего клиента правонарушения. Но так бывает не всегда, можно увидеть и другую практику.

Дело в том, что зачастую исполнители услуг сами отказываются в приеме товара покупателем, из чего суды делают выводы об отсутствии недобросовестного поведения потребителя, а в поведении исполнителя, напротив, наблюдают уклонение от добровольного удовлетворения требований. Кроме того, важно учитывать оговорку, имеющуюся в п. 47 Постановления Пленума ВС № 17, где разъясняется: «освобождение от взыскания штрафа возможно лишь при условии отказа истца от иска и прекращения производства по делу». Поэтому возможность освобождения от его взыскания напрямую зависит от волеизъявления потребителя.

ВАЖНО!
Аналогичного вывода придерживались суды при рассмотрении дел в определении СК по гражданским делам ВС РФ от 06.04.2021 № 8-КГ21-1-К2, определении СК по гражданским делам от 22.12.2020 № 46-КГ20-24-К6, 2-7749/2019.

Придется ли платить потребительский штраф при добровольном удовлетворении требований

Исходя из приведенных выше разъяснений, добровольный возврат денег покупателю сразу после получения копии искового заявления не освободит исполнителя от наказания в размере половины всех сумм, которые в итоге будут присуждены в пользу потребителя. Избежать этого штрафа, выполнив все требования, указанные в исковом заявлении уже после принятия иска к производству, не получится. Дело в том, что штраф в такой ситуации платить будет не нужно, только если покупатель в суде официально откажется от иска или суд признает его действия недобросовестными. В противном случае штраф все равно взыщут. Об этом свидетельствует и судебная практика (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2020 № 46-КГ20-24-К6, 2-7749/2019; Постановление Президиума Верховного Суда Республики Башкортостан от 04.09.2019 по делу № 44г-293/2019).

Читайте также:

Часто задаваемые вопросы по теме

Аржанникова Нина Олеговна юрисконсульт

Юрисконсульт. С 2017 года оказываю квалифицированную юридическую помощь по правовым вопросам.

Комментарии
  • 2024-06-03 14:21:23
    В заключение отмечу, что все ситуации разные и исход дела зависит от множества нюансов, которые суд исследует на основании имеющихся в деле доказательств.
Автор что-то упустил? Информация неверна или устарела? Остались вопросы? Есть сомнения? Высказывайтесь в комментариях!
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте