Перед каждым руководителем, а значит, и кадровиком, рано или поздно встает вопрос, как повысить производительность работников и заполучить высококвалифицированных специалистов, способных решать текущие проблемы и эффективно планировать на будущее. Во многом добиться этого помогают современные методы обучения персонала, используемые и проверенные в организациях. Попробуем разобраться, какие варианты подготовки существуют и какие наиболее эффективны.
Навигация
Формы и методы обучения персонала: законодательная база
Согласно ст. 196 ТК РФ, работодатели самостоятельно определяют, нужно ли им проводить основную или дополнительную подготовку работников. В таком случае методы профессионального обучения персонала руководство компании определяет самостоятельно.
Вместе с тем оговорены ситуации, когда организации обязаны регулярно повышать уровень образования работников. Речь идет о:
- медработниках, педагогах, работниках угольной промышленности;
- госслужащих и муниципальных служащих;
- аудиторах и нотариусах;
- прокурорах и следователях;
- частных охранниках и полицейских.
В зависимости от возможностей и предпочтений работодателя подготовка может осуществляться на самом предприятии (без отрыва от производства), за его пределами (с отрывом от трудовой деятельности), с частичным отрывом. В последнем случае могут быть разработаны индивидуальные программы подготовки для конкретного работника.
Независимо от того, какие методы обучения персонала в организации, если подготовка проводится по направлению работодателя, работнику предоставляются дополнительные гарантии в виде сохранения рабочего места и средней заработной платы. Также подчиненному положена выплата командировочных, если учиться надо в другом регионе.
Основные виды и методы обучения персонала
И в Европе, и на постсоветском пространстве, в том числе в России, распространены следующие виды обучения персонала в организации:
- профессиональная подготовка, включающая различные методы обучения персонала на рабочем месте и вне его. Сюда относятся семинары, лекции, тренинги, которые проводятся как на базе организации, так и в специальных учреждениях. Фактически это первичная подготовка работников, поскольку современные выпускники вузов и колледжей, особенно по техническим специальностям, не всегда соответствуют требованиям работодателей. Также при осуществлении профподготовки в компаниях вспоминают про наставничество. Как метод обучения персонала оно известно давно, а в последние годы вернулось в тренд. Определенные усилия для этого прикладывает власть: пытаясь возродить традиции, чиновники на федеральном и региональном уровнях проводят форму и конкурсы типа «Наставник года», обещают дополнительные стимулы бизнесу;
- переподготовка, обусловленная изменением должности, расширением трудовых функций, уточнением требований к должности. Используется для собственных работников, а также лиц, которые хотели бы освоить новую профессию, в том числе безработных граждан, которые имеют определенный опыт;
- повышение квалификации. Используемые в данном случае методы, формы и виды обучения персонала могут быть самыми различными. Но чаще это все-таки методы обучения персонала вне рабочего места: специальные курсы и образовательные программы при НИИ и вузах, стажировки, в том числе в иностранных организациях, исследовательская и научная деятельность.
Методы эффективного обучения персонала
Большинство экспертов в сфере HR рекомендуют не смотреть на эффективность вариантов подготовки сотрудников в принципе. Работодателю важно проверить каждый из способов «на своей шкуре», оценить преимущества и недостатки в конкретной ситуации. Кому-то подходят дорогостоящие тренинги и стажировки, а кто-то на заводе обходится наставничеством. Для одной организации удобны курсы повышения квалификации с отрывом от производства, другой выгоднее нанять эксперта, который проведет лекции для коллектива в «красном уголке». Только путем проб и ошибок можно сформировать подходящий набор наиболее эффективных вариантов подготовки сотрудников.
Чтобы провести анализ способов и найти лучшие, предлагаем наиболее распространенные варианты передачи новых знаний и навыков сотрудникам:
- лекции, семинары, тренинги;
- наставничество, стажировки, деловые игры;
- самообразование и дистанционное образование.
Напоследок отметим, что по данным Росстата, в 2016 году каждый пятый работник по собственному желанию или по направлению работодателя получал какое-то образование. Самыми активными «потребителями знаний» стали руководители. Из 6 млн лиц, прошедших подготовку, на их долю приходится третья часть. А каждый пятый из обучавшихся в 2016 году занимал в компании должность специалиста.