Рейтинг@Mail.ru
Новости:

Как действовать в случае вооруженного нападения на образовательное учреждение

Размер шрифта:

При вооруженном нападении на образовательное учреждение, все его сотрудники и обучающиеся должны знать, как правильно себя вести и что делать нельзя. Разберемся, как должны действовать сотрудники и учащиеся образовательного учреждения и какие меры необходимо принять для обеспечения безопасности персонала и обучающихся в различных ситуациях нападения.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. В образовательных учреждениях должны быть правила на случай нападения или ЧС.
  2. Если нападение началось, надо быстро уйти в безопасное место и вызвать помощь.
  3. Внутри здания нужно найти безопасное место и укрыться от нападающих.
  4. Всем нужно слушаться учителей и охранников.
  5. Учреждения могут использовать камеры и охрану для дополнительной защиты.

Кто разрабатывает алгоритм действий на случай нападения на образовательное учреждение

Общие алгоритмы порядка действий персонала, обучающихся и сотрудников охраны, если на образовательное учреждение совершается нападение (возникает угроза нападения), разработаны и закреплены в приложении к Письму Минпросвещения № АК-863/14 от 01.07.2022. Эти алгоритмы применимы для любых видов образовательных учреждений при наступлении следующих случаев:

  • вооруженного нападения;
  • размещении взрывного устройства;
  • захвате заложников.

На основании этих алгоритмов действий образовательные учреждения разрабатывают более подробные внутренние ЛНА, в которых дополнительно учитываются его особенности: место расположения, особенности здания, возраст обучающихся и пр. В алгоритме необходимо предусмотреть несколько вариантов развития ситуации и изменения поведения в связи с этим.

Например, когда я разрабатывала алгоритм действий при нападении на образовательное учреждение, учитывала такие возможные варианты: нападение во время занятий, во время перемены, в другое время (тихий час и пр.).

При разработке алгоритма действий и дополнительных мер защиты от нападения на образовательное учреждение, я рекомендую привлекать в качестве консультантов или экспертов сотрудников силовых структур и спасательных служб. Тогда в разработанном внутреннем нормативном документе будут учтены многие важные факторы и действия при нападении, которые выполняют все категории персонала (руководитель и его заместители, работники охраны, прочие сотрудники) и обучающиеся.

Может пригодиться:

Вооруженное нападение на образовательное учреждение: как действовать

Есть общие правила, которые необходимо соблюдать абсолютно всем, кто находится в образовательном учреждении в момент вооруженного нападения:

  1. При нахождении вне здания объекта:
    • немедленно уйти в сторону от опасности, уводя за собой остальных людей, при возможности покинуть территорию образовательного учреждения;
    • находясь в безопасном месте сообщить о нападении в службу спасения по телефону 112.
  2. Находясь в помещении образовательного учреждения:
    • попробовать покинуть здание, если это безопасно и не тратить при этом время на сбор личных вещей;
    • не допускать общения людей и самим не общаться по любым средствам связи, кроме звонка в службу спасения;
    • переключить телефоны в бесшумный режим или выключить их;
    • не разговаривать с нападающими, не привлекать их внимание, не пытаться обезвредить их самостоятельно;
    • если невозможно покинуть помещение безопасно, не привлекая внимания нападающих, то осторожно переместиться в наиболее безопасное место (помещение), заблокировать входы в него и окна всеми возможными способами: закрыть дверь на ключ, загромоздить мебелью и др. способами;
    • в безопасном помещении разместиться подальше от входов, ниже уровня окон, поближе к капитальным стенам, укрыться за мебелью, выключить свет, не шуметь и не привлекать внимание нападающих;
    • разблокировать выходы и покидать помещение только по указанию руководителя или сотрудников правоохранительных органов.
  3. Во время проведения операции по пресечению вооруженного нападения:
    • лечь на пол лицом вниз, голову закрыть руками и не двигаться;
    • по возможности держаться подальше от проемов дверей и окон;
    • при ранении постараться не двигаться с целью уменьшения потери крови;
    • не бежать навстречу сотрудникам, проводящим операцию по пресечению вооруженного нападения, или от них, так как они могут посчитать бегущих за преступников.

Также в алгоритме действий необходимо расписать действия каждой категории персонала образовательного учреждения и обучающихся на случай вооруженного нападения.

Руководитель образовательного учреждения и его заместители, при первых признаках вооруженного нападения, выполняют следующие действия:

  • сообщают о нападении в службу спасения, руководителю (если он отсутствует в учреждении), стараются постоянно оставаться на связи с ними;
  • по системе внутреннего оповещения или любым возможным способом передают сообщение: «ВНИМАНИЕ! ВООРУЖЕННОЕ НАПАДЕНИЕ!»;
  • принимают меры для усиления охраны, прекращения допуска на территорию и в образовательное учреждение людей и любого транспорта (кроме силовых служб);
  • стараются разместить персонал и обучающихся в безопасных помещениях, прекратить их дальнейшее перемещение по зданию;
  • если известно место нахождения нападающих, то принимают меры, чтобы ограничить или максимально затруднить их перемещение внутри образовательного учреждения.

Сотрудники охраны стараются:

  • немедленно передать сообщение: «ВНИМАНИЕ! ВООРУЖЕННОЕ НАПАДЕНИЕ!» любым возможным способом, фиксируют время начала нападения;
  • сообщить о нападении руководству образовательного учреждения и в силовые структуры; если известно — передают сведения о количестве нападающих, наличии у них оружия и пр.;
  • остаются на посту охраны или пытаются переместиться в пост охраны, разместиться в безопасном месте, если в момент нападения находятся вне поста;
  • поддерживать постоянную связь с дежурным охранной службы или с силовыми органами;
  • принять меры для блокирования входов в образовательное учреждение, отдельных его частей, иные возможные меры для задержания нападающих;
  • усиливают охрану и не допускают в здание людей, транспорт на территорию;
  • по возможности отслеживают перемещения нападающих, сообщают об этом руководителю;
  • принимают возможные меры по безопасной эвакуации людей, оказанию первой помощи пострадавшим при нападении.

Действия другого персонала:

  • сообщить о нападении руководству, в службу спасения — по возможности;
  • находясь вне помещения, уйти на безопасное расстояние и увести других людей за пределы территории образовательного учреждения;
  • в помещении — увести людей в безопасное помещение, запереть его, забаррикадировать входы мебелью;
  • принять меры для прекращения паники, разговоров, общения по телефону.

Действия обучающихся:

  • беспрекословно слушаться учителей, сотрудников охраны, выполнять их указания;
  • стараться сохранять спокойствие, помогать и поддерживать друг друга;
  • выходить из безопасного помещения только по разрешению работника образовательного учреждения или оперативных сотрудников;
  • запоминать максимально большее количество информации и особенностей нападающих (пол, возраст, акцент, клички и пр.).

Что делать, если нападающие взяли заложников

Помимо действий, которые описаны выше и совершаются сотрудниками образовательного учреждения и обучающимися при вооруженном нападении, они выполняют следующее.

Руководитель и его заместители:

  • сообщить в силовые службы о нападении и захвате заложников;
  • прибыть к месту захвата, но не приближаться к нападающим, попытаться оценить обстановку;
  • любым безопасным способом оповестить других людей в образовательном учреждении о захвате заложников;
  • принять меры по безопасной эвакуации остальных людей, находящихся в помещении; если эвакуация невозможна — увести их в безопасное помещение;
  • не пытаться самостоятельно вести переговоры с захватчиками, не провоцировать их, не пытаться обезопасить.

Работники охранной организации:

  • не пользоваться и не допускать использование системы оповещения другими сотрудниками;
  • обеспечить безопасную эвакуацию людей из образовательного учреждения;
  • проконтролировать, чтобы коридоры, выходы из помещения были свободны, не заблокированы до момента окончания эвакуации людей;
  • не покидать здание до прибытия оперативных служб, выполнять их распоряжения;
  • в случае контакта с захватчиками — не совершать действия, которые могут их спровоцировать на применение оружия, взрывчатки или иного насилия; выполнять все требования террористов; не пытаться вести с ними переговоры; при совершении каких-то действий, спрашивать у них разрешения.

Другой персонал принимает меры, чтобы:

  • успокоить обучающихся и других людей, оказавшихся в образовательном учреждении в момент нападения и захвата заложников;
  • увести людей за пределы здания или в безопасное помещение, заблокировать входы в него;
  • передать информацию о нападающих руководству и в службу спасения;
  • по указанию руководства или оперативных сотрудников: помогать с эвакуацией людей из здания, блокировать входы в него, сообщать родителям о происшествии, передавать детей родителям.

Обучающиеся выполняют следующие действия:

  • по возможности спокойно и тихо покинуть образовательное учреждение, уйти на безопасное расстояние от него;
  • если оказались заложниками: не пытаться бежать, если нет уверенности, что это безопасно, в том числе для других заложников; выполнять все распоряжения террористов, не спорить с ними, не провоцировать, не смотреть в глаза, не совершать резких или угрожающих движений; морально и эмоционально подготовиться к возможным испытаниям; не вступать в переговоры с преступниками; спрашивать разрешение на любое действие;
  • если террорист навесил взрывное устройство — не паниковать, по возможности попытаться сообщить об этом сотрудникам оперативных служб — жестом или спокойным голосом;
  • при захвате террористов оперативниками — не брать оружие нападающих, чтобы оперативники не перепутали с преступниками; не возмущаться и не сопротивляться действиям сотрудников спец. служб, даже если они будут грубыми, неприятными (например, обыск, допрос, надевание наручников).

Что делать, если у нападающих есть взрывное устройство

Дополнительные действия руководителя и его заместителей, если у нападающих есть взрывные устройства или в образовательном учреждении обнаружен подозрительный предмет:

  • оценивают ситуацию и, при возможности, передают сообщение по системе оповещения любым возможным способом: «ВНИМАНИЕ! ЭВАКУАЦИЯ, ЗАЛОЖЕНА БОМБА!»;
  • организуют и контролируют эвакуацию людей из здания на безопасное расстояние;
  • контролируют, чтобы коридоры и выходы из образовательного учреждения были свободными и открытыми.

Действия работников охраны определяются по степени опасности преступника и предположительного взрывного устройства. Если произошла попытка пронести взрывное устройство в образовательное учреждение, то возможен один из вариантов:

  1. Не задерживать террориста, но постараться предложить ему остаться возле входа в образовательное учреждение (например, пока не поступит разрешение от начальника охраны); максимально тянуть время, фактически — до приезда оперативных служб.
  2. Попытаться задержать преступника самостоятельно — например, заблокировать вход, иным способом удерживать нарушителя на входе; постараться вывести его из помещения на безопасное расстояние от здания и людей. Такие действия допустимы, если есть уверенность, что будет достигнут результат и действия не причинят вред другим людям.

Если опасный предмет обнаружен или пронесен в образовательное учреждение при нападении, то:

  • не прикасаться к нему, не открывать, не сдвигать, не перемещать любым способом;
  • постараться выяснить, кому принадлежит вещь;
  • определить опасную зону, оградить место подхода к ней;
  • не допускать в опасную зону людей и транспорт (за пределами здания);
  • принять меры по отключению в опасной зоне любого оборудования, особенно того, которое может случайно вызвать срабатывание взрывателя (радио, телефоны, динамики и пр.);
  • активировать кнопку тревожной сигнализации, зафиксировать время происшествия, передать сообщение дежурному и руководителю учреждения;
  • по распоряжению руководителя или сотрудников спец. служб организовать эвакуацию людей, проверить, чтобы коридоры и выходы были свободны, не заблокированы.

Особенности действий другого персонала:

  • оказывать помощь службе охраны — не допускать в опасную зону или близко к подозрительному предмету обучающихся и других людей;
  • постараться выяснить, кому принадлежит опасный предмет, отвести всех окружающих на безопасное расстояние;
  • оказывать помощь по эвакуации людей из здания, увести их в безопасное место;
  • принять меры к отключению в зоне опасности любого оборудования, электричества и подачи газа;
  • открыть в помещении все окна и двери — при срабатывании взрывного устройства это помогает рассредоточить взрывную волну.

Обучающиеся должны:

  • выполнять указания сотрудников охраны, руководителя, другого персонала;
  • не трогать, не приближаться к подозрительному предмету;
  • сохранять спокойствие, не паниковать, выключить телефон и другие устройства.

Как обезопасить учреждение образования от вооружённого нападения

Чтобы обезопасить образовательное учреждение от нападения, помимо нормативных документов и алгоритмов действий, я рекомендую обязательно разработать и применить иные технические меры защиты от вооруженного нападения. Они предпринимаются в отношении всего задания, окон и входов в него. Например, размещаются металлодетекторы на основных входах (рамки, ручные детекторы), проводятся выборочные досмотры, устанавливаются системы автоматической блокировки дверей, на окнах первого этажа устанавливаются решетки. Внедряются различные системы безопасности: тревожная кнопка, система видеонаблюдения, голосового оповещения с микрофоном. Также важно наличие службы охраны: должности охранника, усиленного поста охраны. Рекомендую проводить специальное обучение или тренировки, для запоминания порядка действия, усвоения практических действий и навыков в случае нападения на образовательное учреждение.

Читайте также: как разработать план эвакуации при пожаре

Часто задаваемые вопросы

Линевич Наталья Юрист

Комментарии
Что-то непонятно? Спрашивайте!
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте