При вооруженном нападении на образовательное учреждение, все его сотрудники и обучающиеся должны знать, как правильно себя вести и что делать нельзя. Разберемся, как должны действовать сотрудники и учащиеся образовательного учреждения и какие меры необходимо принять для обеспечения безопасности персонала и обучающихся в различных ситуациях нападения.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- В образовательных учреждениях должны быть правила на случай нападения или ЧС.
- Если нападение началось, надо быстро уйти в безопасное место и вызвать помощь.
- Внутри здания нужно найти безопасное место и укрыться от нападающих.
- Всем нужно слушаться учителей и охранников.
- Учреждения могут использовать камеры и охрану для дополнительной защиты.
Кто разрабатывает алгоритм действий на случай нападения на образовательное учреждение
Общие алгоритмы порядка действий персонала, обучающихся и сотрудников охраны, если на образовательное учреждение совершается нападение (возникает угроза нападения), разработаны и закреплены в приложении к Письму Минпросвещения № АК-863/14 от 01.07.2022. Эти алгоритмы применимы для любых видов образовательных учреждений при наступлении следующих случаев:
- вооруженного нападения;
- размещении взрывного устройства;
- захвате заложников.
На основании этих алгоритмов действий образовательные учреждения разрабатывают более подробные внутренние ЛНА, в которых дополнительно учитываются его особенности: место расположения, особенности здания, возраст обучающихся и пр. В алгоритме необходимо предусмотреть несколько вариантов развития ситуации и изменения поведения в связи с этим.
Например, когда я разрабатывала алгоритм действий при нападении на образовательное учреждение, учитывала такие возможные варианты: нападение во время занятий, во время перемены, в другое время (тихий час и пр.).
При разработке алгоритма действий и дополнительных мер защиты от нападения на образовательное учреждение, я рекомендую привлекать в качестве консультантов или экспертов сотрудников силовых структур и спасательных служб. Тогда в разработанном внутреннем нормативном документе будут учтены многие важные факторы и действия при нападении, которые выполняют все категории персонала (руководитель и его заместители, работники охраны, прочие сотрудники) и обучающиеся.
Может пригодиться:
Вооруженное нападение на образовательное учреждение: как действовать
Есть общие правила, которые необходимо соблюдать абсолютно всем, кто находится в образовательном учреждении в момент вооруженного нападения:
- При нахождении вне здания объекта:
- немедленно уйти в сторону от опасности, уводя за собой остальных людей, при возможности покинуть территорию образовательного учреждения;
- находясь в безопасном месте сообщить о нападении в службу спасения по телефону 112.
- Находясь в помещении образовательного учреждения:
- попробовать покинуть здание, если это безопасно и не тратить при этом время на сбор личных вещей;
- не допускать общения людей и самим не общаться по любым средствам связи, кроме звонка в службу спасения;
- переключить телефоны в бесшумный режим или выключить их;
- не разговаривать с нападающими, не привлекать их внимание, не пытаться обезвредить их самостоятельно;
- если невозможно покинуть помещение безопасно, не привлекая внимания нападающих, то осторожно переместиться в наиболее безопасное место (помещение), заблокировать входы в него и окна всеми возможными способами: закрыть дверь на ключ, загромоздить мебелью и др. способами;
- в безопасном помещении разместиться подальше от входов, ниже уровня окон, поближе к капитальным стенам, укрыться за мебелью, выключить свет, не шуметь и не привлекать внимание нападающих;
- разблокировать выходы и покидать помещение только по указанию руководителя или сотрудников правоохранительных органов.
- Во время проведения операции по пресечению вооруженного нападения:
- лечь на пол лицом вниз, голову закрыть руками и не двигаться;
- по возможности держаться подальше от проемов дверей и окон;
- при ранении постараться не двигаться с целью уменьшения потери крови;
- не бежать навстречу сотрудникам, проводящим операцию по пресечению вооруженного нападения, или от них, так как они могут посчитать бегущих за преступников.
Также в алгоритме действий необходимо расписать действия каждой категории персонала образовательного учреждения и обучающихся на случай вооруженного нападения.
Руководитель образовательного учреждения и его заместители, при первых признаках вооруженного нападения, выполняют следующие действия:
- сообщают о нападении в службу спасения, руководителю (если он отсутствует в учреждении), стараются постоянно оставаться на связи с ними;
- по системе внутреннего оповещения или любым возможным способом передают сообщение: «ВНИМАНИЕ! ВООРУЖЕННОЕ НАПАДЕНИЕ!»;
- принимают меры для усиления охраны, прекращения допуска на территорию и в образовательное учреждение людей и любого транспорта (кроме силовых служб);
- стараются разместить персонал и обучающихся в безопасных помещениях, прекратить их дальнейшее перемещение по зданию;
- если известно место нахождения нападающих, то принимают меры, чтобы ограничить или максимально затруднить их перемещение внутри образовательного учреждения.
Сотрудники охраны стараются:
- немедленно передать сообщение: «ВНИМАНИЕ! ВООРУЖЕННОЕ НАПАДЕНИЕ!» любым возможным способом, фиксируют время начала нападения;
- сообщить о нападении руководству образовательного учреждения и в силовые структуры; если известно — передают сведения о количестве нападающих, наличии у них оружия и пр.;
- остаются на посту охраны или пытаются переместиться в пост охраны, разместиться в безопасном месте, если в момент нападения находятся вне поста;
- поддерживать постоянную связь с дежурным охранной службы или с силовыми органами;
- принять меры для блокирования входов в образовательное учреждение, отдельных его частей, иные возможные меры для задержания нападающих;
- усиливают охрану и не допускают в здание людей, транспорт на территорию;
- по возможности отслеживают перемещения нападающих, сообщают об этом руководителю;
- принимают возможные меры по безопасной эвакуации людей, оказанию первой помощи пострадавшим при нападении.
Действия другого персонала:
- сообщить о нападении руководству, в службу спасения — по возможности;
- находясь вне помещения, уйти на безопасное расстояние и увести других людей за пределы территории образовательного учреждения;
- в помещении — увести людей в безопасное помещение, запереть его, забаррикадировать входы мебелью;
- принять меры для прекращения паники, разговоров, общения по телефону.
Действия обучающихся:
- беспрекословно слушаться учителей, сотрудников охраны, выполнять их указания;
- стараться сохранять спокойствие, помогать и поддерживать друг друга;
- выходить из безопасного помещения только по разрешению работника образовательного учреждения или оперативных сотрудников;
- запоминать максимально большее количество информации и особенностей нападающих (пол, возраст, акцент, клички и пр.).
Что делать, если нападающие взяли заложников
Помимо действий, которые описаны выше и совершаются сотрудниками образовательного учреждения и обучающимися при вооруженном нападении, они выполняют следующее.
Руководитель и его заместители:
- сообщить в силовые службы о нападении и захвате заложников;
- прибыть к месту захвата, но не приближаться к нападающим, попытаться оценить обстановку;
- любым безопасным способом оповестить других людей в образовательном учреждении о захвате заложников;
- принять меры по безопасной эвакуации остальных людей, находящихся в помещении; если эвакуация невозможна — увести их в безопасное помещение;
- не пытаться самостоятельно вести переговоры с захватчиками, не провоцировать их, не пытаться обезопасить.
Работники охранной организации:
- не пользоваться и не допускать использование системы оповещения другими сотрудниками;
- обеспечить безопасную эвакуацию людей из образовательного учреждения;
- проконтролировать, чтобы коридоры, выходы из помещения были свободны, не заблокированы до момента окончания эвакуации людей;
- не покидать здание до прибытия оперативных служб, выполнять их распоряжения;
- в случае контакта с захватчиками — не совершать действия, которые могут их спровоцировать на применение оружия, взрывчатки или иного насилия; выполнять все требования террористов; не пытаться вести с ними переговоры; при совершении каких-то действий, спрашивать у них разрешения.
Другой персонал принимает меры, чтобы:
- успокоить обучающихся и других людей, оказавшихся в образовательном учреждении в момент нападения и захвата заложников;
- увести людей за пределы здания или в безопасное помещение, заблокировать входы в него;
- передать информацию о нападающих руководству и в службу спасения;
- по указанию руководства или оперативных сотрудников: помогать с эвакуацией людей из здания, блокировать входы в него, сообщать родителям о происшествии, передавать детей родителям.
Обучающиеся выполняют следующие действия:
- по возможности спокойно и тихо покинуть образовательное учреждение, уйти на безопасное расстояние от него;
- если оказались заложниками: не пытаться бежать, если нет уверенности, что это безопасно, в том числе для других заложников; выполнять все распоряжения террористов, не спорить с ними, не провоцировать, не смотреть в глаза, не совершать резких или угрожающих движений; морально и эмоционально подготовиться к возможным испытаниям; не вступать в переговоры с преступниками; спрашивать разрешение на любое действие;
- если террорист навесил взрывное устройство — не паниковать, по возможности попытаться сообщить об этом сотрудникам оперативных служб — жестом или спокойным голосом;
- при захвате террористов оперативниками — не брать оружие нападающих, чтобы оперативники не перепутали с преступниками; не возмущаться и не сопротивляться действиям сотрудников спец. служб, даже если они будут грубыми, неприятными (например, обыск, допрос, надевание наручников).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, обязано ли частное образовательное учреждение, которое арендует часть здания для проведения занятий (отдельный вход отсутствует), разрабатывать паспорт антитеррористической безопасности? Одновременно в помещениях находится не более 30 обучающихся. Кто должен оформлять указанный паспорт? Используйте эти инструкции бесплатно.
Что делать, если у нападающих есть взрывное устройство
Дополнительные действия руководителя и его заместителей, если у нападающих есть взрывные устройства или в образовательном учреждении обнаружен подозрительный предмет:
- оценивают ситуацию и, при возможности, передают сообщение по системе оповещения любым возможным способом: «ВНИМАНИЕ! ЭВАКУАЦИЯ, ЗАЛОЖЕНА БОМБА!»;
- организуют и контролируют эвакуацию людей из здания на безопасное расстояние;
- контролируют, чтобы коридоры и выходы из образовательного учреждения были свободными и открытыми.
Действия работников охраны определяются по степени опасности преступника и предположительного взрывного устройства. Если произошла попытка пронести взрывное устройство в образовательное учреждение, то возможен один из вариантов:
- Не задерживать террориста, но постараться предложить ему остаться возле входа в образовательное учреждение (например, пока не поступит разрешение от начальника охраны); максимально тянуть время, фактически — до приезда оперативных служб.
- Попытаться задержать преступника самостоятельно — например, заблокировать вход, иным способом удерживать нарушителя на входе; постараться вывести его из помещения на безопасное расстояние от здания и людей. Такие действия допустимы, если есть уверенность, что будет достигнут результат и действия не причинят вред другим людям.
Если опасный предмет обнаружен или пронесен в образовательное учреждение при нападении, то:
- не прикасаться к нему, не открывать, не сдвигать, не перемещать любым способом;
- постараться выяснить, кому принадлежит вещь;
- определить опасную зону, оградить место подхода к ней;
- не допускать в опасную зону людей и транспорт (за пределами здания);
- принять меры по отключению в опасной зоне любого оборудования, особенно того, которое может случайно вызвать срабатывание взрывателя (радио, телефоны, динамики и пр.);
- активировать кнопку тревожной сигнализации, зафиксировать время происшествия, передать сообщение дежурному и руководителю учреждения;
- по распоряжению руководителя или сотрудников спец. служб организовать эвакуацию людей, проверить, чтобы коридоры и выходы были свободны, не заблокированы.
Особенности действий другого персонала:
- оказывать помощь службе охраны — не допускать в опасную зону или близко к подозрительному предмету обучающихся и других людей;
- постараться выяснить, кому принадлежит опасный предмет, отвести всех окружающих на безопасное расстояние;
- оказывать помощь по эвакуации людей из здания, увести их в безопасное место;
- принять меры к отключению в зоне опасности любого оборудования, электричества и подачи газа;
- открыть в помещении все окна и двери — при срабатывании взрывного устройства это помогает рассредоточить взрывную волну.
Обучающиеся должны:
- выполнять указания сотрудников охраны, руководителя, другого персонала;
- не трогать, не приближаться к подозрительному предмету;
- сохранять спокойствие, не паниковать, выключить телефон и другие устройства.
Как обезопасить учреждение образования от вооружённого нападения
Чтобы обезопасить образовательное учреждение от нападения, помимо нормативных документов и алгоритмов действий, я рекомендую обязательно разработать и применить иные технические меры защиты от вооруженного нападения. Они предпринимаются в отношении всего задания, окон и входов в него. Например, размещаются металлодетекторы на основных входах (рамки, ручные детекторы), проводятся выборочные досмотры, устанавливаются системы автоматической блокировки дверей, на окнах первого этажа устанавливаются решетки. Внедряются различные системы безопасности: тревожная кнопка, система видеонаблюдения, голосового оповещения с микрофоном. Также важно наличие службы охраны: должности охранника, усиленного поста охраны. Рекомендую проводить специальное обучение или тренировки, для запоминания порядка действия, усвоения практических действий и навыков в случае нападения на образовательное учреждение.
Читайте также: как разработать план эвакуации при пожаре
Часто задаваемые вопросы
-
Как разработать алгоритм действий при нападении на образовательное учреждении?
Принять внутренний ЛНА на основании Письма Минпросвещения № АК-863/14 от 01.07.2022.
-
Что учесть в ЛНА с алгоритмами действий при вооруженном нападении на образовательное учреждение?
Особенности образовательного учреждения, различные опасные ситуации, варианты поведения.
-
Какие основные ситуации прописать в алгоритме действий для образовательного учреждения?
Вооруженное нападение, захват заложников, наличие взрывного устройства у преступников при нападении.
-
Как еще обезопасить образовательное учреждение от нападения?
Разработать и внедрить дополнительные меры защиты: системы видеонаблюдения, пункт охраны, тревожную кнопку и пр.